В первом квартале 2025 года с рынка исчезла пятая часть автоперевозчиков, ещё треть - временно заморозили работу. Цены обрушились, техника простаивает, лизинг душит. Что происходит в отрасли и каковы шансы на выход из кризиса? Разберемся честно и по сути.
Кто теперь повезёт груз?
Сегодня рынок автоперевозок напоминает поле боя. Выживают не те, кто силён, а те, кто умеет быстро приспосабливаться.
Главная проблема - острая нехватка заказов. Крупные грузоотправители резко сократили количество подрядчиков. Стоимость магистральных перевозок просела до 45–50 ₽/км, в то время как порог рентабельности - около 100. Самосвалы и вовсе опустились до 3 ₽ за тонно-километр при себестоимости в 5,5 (уровень, невиданный с 2000-х годов).
Добавим сюда новые правила: с 1 марта 2025 года зарубежным перевозчикам разрешили каботаж внутри России после международных рейсов. Иностранные компании с поддержкой своих правительств и подержанными грузовиками создают жесткую конкуренцию.
Лизинг в тягость
Когда-то лизинг был инструментом роста, сегодня - это гиря на шее. Многие компании закупались в 2022–2023 годах, беря технику в долг под оптимистичные прогнозы. Сейчас лизинговые ставки выросли до 30% годовых. Общая переплата по контракту превышает в 5 раз изначальную цену тягача.
Распространённая история: взяли грузовик за 20 млн, а через 5 лет должны заплатить более 100. При малейшей просрочке лизингодатель возвращает транспорт.
В результате более 20 тысяч грузовиков простаивают на охраняемых стоянках (большинство из них китайские). Новые покупки остановлены - слишком дорого и слишком рискованно.
Цены растут, но не на перевозки
На бизнес давят сразу с нескольких сторон:
- горючее дорожает на 10% ежегодно
- утильсбор вырос почти в 2,5 раза
- штрафы (в т.ч. за перегруз) иногда достигают 10 тыс. руб.
Чтобы выжить, перевозчики выжимают из техники все соки, тем самым загоняя себя в ещё большую яму. Крупные клиенты сокращают число подрядчиков и выбирают тех, кто дешевле. Но дешевле - это, чаще всего, серые перевозчики: без НДС, без официальной зарплаты водителям, без уплаты «Платона».
Что в итоге?
Ситуация уже дошла до точки, где даже устойчивые компании "начинают сдавать" позиции. Рентабельность ушла в минус, убытки покрываются за счёт кредитов и продажи имущества. Средний возраст техники уже достиг 23 лет, а обновление автопарка - непозволительная роскошь. Малый бизнес больше не может конкурировать от слова совсем.
Последствия для экономики:
- Безработица
- Нарушение логистических цепочек
- Миграция грузов
- Снижение инвестиций
А что государство?
Ассоциация «Грузавтотранс» передала в правительство план помощи:
- заморозка отчислений в фонды
- частичная компенсация лизинговых платежей
- льготные кредиты для транспортных компаний
Общий объем желаемой помощи уже достиг 19 млрд руб.
Региональные власти уже начали помогать: где-то снизили дорожные сборы, где-то ускорили выплаты по контрактам.
Рынок не сдается
Некоторые грузоотправители начали пересматривать ставки. Во 2 квартале 2025 года цены на перевозки немного подросли (пока символически), но это сигнал. Тем временем добросовестные перевозчики выживают, используя разные тактики:
- Покупка б/у грузовиков за "нал"
- Выбор наименее конкурентных ниш
- Объединение с другими компаниями с целью оптовых закупок
Прогнозы: выживет сильнейший
По умеренным оценкам, к концу 2025 года уйдёт ещё 10–15% компаний. Если ситуация ухудшится до 50%, это приведёт к еще большему росту тарифов на 20-30% и больше.
Некоторые эксперты считают, что работает "естественный отбор": уходят слабые, остаются сильные. При разумной господдержке это может пойти на пользу отрасли.