Найти в Дзене
Национальный след

Зачем запорожские казаки носили чубы? Этому есть логическое объяснение

Хрестоматийный облик любого запорожского казака (точнее даже кОзака): красные шаровары (не революционные), люлька с тютюном (трубка с табаком), острая шабля (сабля). И, непременно, тот самый длинный клок волос, свисающий на глаза с макушки выбритой головы. Во-первых, ношение чуба - древняя степная прическа. Идет от тюрок: половцев, печенегов, хазар. А то и еще прежде зародилась, судя по древним мумиям - у ираноязычных скифов, аланов, сарматов. Плюс айдар еще и наглядно показывал: вот я какой дерзкий пред вами, враги, схватите меня за этот чуб, снимите-ка скальп, попробуйте! Кстати, носил такой чуб, судя по описаниям византийских источников еще сам князь Святослав Игоревич, потрясавший Дикое Поле завоеваниями еще в IX-м столетии нашей эры. Правда, скажу я вам, неизвестно: косил ли так Святослав своим чубом под степняка. Или же просто находил подобную прическу удачно выглядящей :) У запорожцев чуб выступал знаком отличия опытного воина. Молодой козак приходил на Сечь с аккуратной стриж

Хрестоматийный облик любого запорожского казака (точнее даже кОзака): красные шаровары (не революционные), люлька с тютюном (трубка с табаком), острая шабля (сабля). И, непременно, тот самый длинный клок волос, свисающий на глаза с макушки выбритой головы.

  • Однако зачем же запорожские козаки этот самый чуб оставляли? Спокойно, друзья мои, сейчас все подробно поведаю. Тем более, что на этот счет немало версий имеется.
-2

Во-первых, ношение чуба - древняя степная прическа. Идет от тюрок: половцев, печенегов, хазар. А то и еще прежде зародилась, судя по древним мумиям - у ираноязычных скифов, аланов, сарматов.

  • Именовалась в степи такая прическа отдельным словом - айдар или кекил. И весьма рациональную роль играла: чуб при бритой голове легче в степи промывать, не допускать там появления всяческих вредных насекомых.
Тувинец с заплетенным в косу айдаром - начало XX-го столетия
Тувинец с заплетенным в косу айдаром - начало XX-го столетия

Плюс айдар еще и наглядно показывал: вот я какой дерзкий пред вами, враги, схватите меня за этот чуб, снимите-ка скальп, попробуйте!

  • Запорожцы, как насельники дикого поля, в чьи ряды влилось немало степняков, эту традицию айдара отлично усвоили. Только стали его именовать, чуб, чупрына, оселедец (селедка), чупрун, xoxoл. Последнее слово, кстати, дало в русском языке и пренебрежительное прозвище всем малороссам.
-4

Кстати, носил такой чуб, судя по описаниям византийских источников еще сам князь Святослав Игоревич, потрясавший Дикое Поле завоеваниями еще в IX-м столетии нашей эры. Правда, скажу я вам, неизвестно: косил ли так Святослав своим чубом под степняка. Или же просто находил подобную прическу удачно выглядящей :)

Так согласно описанию Льва Диакона, выглядел князь Святослав
Так согласно описанию Льва Диакона, выглядел князь Святослав
  • Кстати, ровно такую же традицию ношения чубов параллельно в XV-XVII вв усвоила еще и польская шляхта, считавшая себя потомками сарматов, а не славян. Потому чуб в Речи Посполитой считался еще признаком крутости, высшей степени знати. Запорожцы, жившие по сути в Польше, этим понтовым моментом тоже воспользовались.
Польский князь Альбрехт Радзивилл - начало XVII-го столетия
Польский князь Альбрехт Радзивилл - начало XVII-го столетия

У запорожцев чуб выступал знаком отличия опытного воина. Молодой козак приходил на Сечь с аккуратной стрижкой под горшок или в скобку. И получал право на ношение чуба, поучаствовав хотя в паре лихих сеч. И по чубу атаман мог сразу опознать бывалых воинов, дабы послать их в самую гущу событий, что называется. Да и просто чуб говорил окружающим:

  • Вот козак лихой идет, беседуйте с ним вежливо, сами понимаете...
-7

Играл козацкий чуб и сакральную роль. Запорожцы отлично понимали: жизнь они греховную ведут, мягко скажем. Пьют-грабят-убивают почем зря. И после смерти уготована и, родимым, лишь геенна огненная. Однако именно за чуб Святой Петр, покровитель всех воинов архангел Михаил, Христос или сам Господь Бог могут их в рай из адского котла вытащить, сжалившись... Если захотят, разумеется.

  • Тут же и мистическая роль. Козацкий чуб зачесан был непременно на левую сторону, "где диавол сидит". А значит его равномерным помахиванием, запорожец будто бы нечистую силу от себя любимого отгонял.

Напомню, что одной из самых страшных кар, позором хуже смерти, для любого запорожца было принудительное сбривание того самого чуба. В плену, например, крымскими татарами. Или же своими козаками - за какой-то внутренний косяк. Сбрить чуб набедокурившему козаку могли велеть атаман или сам гетман, что равносильно было изгнанию с Сечи.

  • В общем, кратко резюмируем. Чуб запорожские козаки носили в подражание крутым народам: тюркам, полякам. Однако превратили оселедец именно в свою фирменную фишку.