В Советской России, где всё было «впервые» и «по-новому», появление первого чернокожего актёра в истории отечественного кино стало настоящей сенсацией. Особенно если учесть, что он был не профессиональным артистом, а бывшим матросом, уличным акробатом и солдатом Чапаевской дивизии. Речь – о Кадоре Бен-Салиме, человеке с ярчайшей судьбой.
От уличного цирка до Красной Армии
Родом герой статьи, как считается, был из Сенегала. В Россию попал в 1912 году в составе марокканской цирковой труппы Мулай Саида. Они гастролировали по имперским городам с восточными номерами, такими необычными, с экзотическим колоритом. Бен-Салим остался – сначала выступал на арене, потом отправился на фронт.
В 1916 году он уже выступал с номером «Аргентинское танго» в Верном (сейчас Алма-Ата), а спустя год-два – добровольцем ушел в Красную Армию.
Служил в дивизии Василия Чапаева. Ходила легенда, что однажды он прикинулся мёртвым на поле боя, а потом встал и пошёл, чем едва не довел до обморока и своих, и чужих.
Первый чернокожий герой советского вестерна
После гражданской войны Кадор обосновался в Тифлисе, где работал в цирке под псевдонимом Том Джексон и выступал в жанре боксёрских боёв. Вскоре его жизнь изменилась навсегда. В 1922 году режиссер Иван Перестиани пригласил цирковых артистов сняться в фильме «Красные дьяволята», ставшем настоящим хитом.
Этот фильм – по сути, первый советский вестерн, или «истерн», как тогда говорили. История о юных разведчиках Первой Конной армии требовала не актёрской школы, а ловкости и храбрости. И Кадор смог применить все свои умения: он ходил по канату над пропастью, прыгал со скал, скакал на лошадях, участвовал в перестрелках и драках. Все трюки исполнял сам.
Чудо советского производства
Стоит ли говорить, что фильм произвёл фурор. Очереди за билетами растянулись на кварталы, а зрители шли в кино несколько раз – посмотреть на «красных дьяволят» и «загадочного черного героя». Бен-Салим стал настолько популярен, что его портрет напечатали на обложке «Советского экрана» – главного киножурнала страны.
Такого не удостаивался ни один другой актёр его времени. Успех героя закрепили и другие картины: «Савур-могила», «Преступление княжны Ширванской», «Наказание княжны Ширванской», «Иллан-Дили» Тифлисские циркачи, включая Кадора, снялись во всех этих лентах. Но только он стал постоянным актёром советских приключенческих фильмов.
В 1929 году Бен-Салим сыграл лакея в сатирической немой драме «Рейс мистера Ллойда» – фильм об американской буржуазии, насквозь пропитанной жадностью и лицемерием. А позже – эпизодическую роль в фильме «Возвращение Нейтана Бейкера», рассказывающем о строительстве социализма в Беларуси. Однако к началу 1930-х годов сенегалец пропал. Он больше не снимался в кино. Бен-Салим продолжал работать в цирке, гастролировал по стране, но в кадре больше не появлялся. История умалчивает, где и как он закончил свои дни: то ли уехал за границу, то ли погиб в годы репрессий, то ли просто затерялся среди сотен цирковых трупп, гастролировавших по разным странам.
Сегодня имя Кадора Бен-Салима почти забыто. Но именно он стал первым чернокожим актёром в истории советского кино. Его фигура – удивительный сплав эпохи, когда в молодой Советской республике даже человек с другим цветом кожи мог стать своим, если был смел, умён и талантлив.