Найти в Дзене
MotoMania

"Iron Butt" - награда для выживших.

Привет, дорогой читатель. Если ты хоть сколько-нибудь интересуешься мотоциклами, без сомнения ты слышал про Iron Butt — эдакий норматив для мото-дальнобойщиков. В РФ его аналог носит название «Железная joпа», но дабы не провоцировать алгоритмы «Дзена» на блокировки, я буду пользоваться англоязычным названием. Хотя это и не имеет особого значения, поскольку я не буду подробно останавливаться на самом нормативе и всех его производных. Сегодня я хотел бы поговорить о том, возможно ли выпонить этот норматив, не рискуя жизнью и здоровьем. Итак, базовая версия Iron Butt - это 1000 миль (1609 км) на мотоцикле за 24 часа. Сидя дома в уютном кресле, очень хочется рассуждать так: — Едем 8 часов, затем спим 7 часов; час на естественные нужды, кофе и бутерброд; едем ещё 8 часов. Ну да, средняя скорость должна быть 100 км/ч, а что такого? Выбираем платные дороги, по ним летим, где нельзя разогнаться — едем поспокойнее. Звучит даже как-то безопасно, правда? Вообще, в идеальном мире это вполне мож

Привет, дорогой читатель. Если ты хоть сколько-нибудь интересуешься мотоциклами, без сомнения ты слышал про Iron Butt — эдакий норматив для мото-дальнобойщиков. В РФ его аналог носит название «Железная joпа», но дабы не провоцировать алгоритмы «Дзена» на блокировки, я буду пользоваться англоязычным названием.

Хотя это и не имеет особого значения, поскольку я не буду подробно останавливаться на самом нормативе и всех его производных. Сегодня я хотел бы поговорить о том, возможно ли выпонить этот норматив, не рискуя жизнью и здоровьем.

Итак, базовая версия Iron Butt - это 1000 миль (1609 км) на мотоцикле за 24 часа. Сидя дома в уютном кресле, очень хочется рассуждать так:

— Едем 8 часов, затем спим 7 часов; час на естественные нужды, кофе и бутерброд; едем ещё 8 часов. Ну да, средняя скорость должна быть 100 км/ч, а что такого? Выбираем платные дороги, по ним летим, где нельзя разогнаться — едем поспокойнее.

Звучит даже как-то безопасно, правда? Вообще, в идеальном мире это вполне может сработать.

А теперь давайте вернёмся в мир реальный, со всеми его атрибутами. И первое, с чем мы столкнёмся, — это реальная средняя скорость. Для получения заветной нашивки с вероятностью, близкой к 100%, из отведённых на норматив суток в дороге придётся провести часа 23. Просто напомню о том, с чем вы можете столкнуться на дорогах.

Плотность движения и агрессивные водители

Даже на относительно свободных трассах (например, М4 «Дон» в России) всегда можно встретить:

  • Фуры, создающие турбулентность.
  • Лихачей (здесь другое слово — подставь сам, дорогой читатель, — прим. автора), подрезающих, перестраивающихся прямо в вас.
  • Нехорошие люди, выезжающие на встречную полосу в самый неподходящий момент по тем или иным причинам.

Качество дорожного покрытия

  • Ямы и трещины (особенно ночью) могут отправить мотоцикл в неуправляемый занос.
  • Песок и гравий, масло и другие технические жидкости на поворотах резко снижают сцепление.
  • Мокрый асфальт увеличивает тормозной путь и содает риск аквапланирования.

Погодные условия

  • Ветер (особенно боковой) сносит мотоцикл с траектории.
  • Туман и дождь ухудшают видимость.
  • Ночная езда повышает риск наезда на животных.

Дополните список в комментариях. Понятно, что с этими факторами мы встречаемся каждый раз, когда выезжаем на дорогу. Но мы и рекорды ставить не пытаемся в такие моменты. Здесь каждая потеря времени будет провоцировать на увеличение скорости при любой возможности, чтобы наверстать упущенное. А увеличение скорости — это рост рисков и тяжести последствий ДТП.

Но главный фактор, который влияет на безопасность прохождения отрезка в 1000 миль за 24 часа - это усталость водителя.

Есть у нас прекрасный свод правил, которые писали умные люди для того, чтобы все остальные в меньшей степени вредили друг другу и себе, выезжая на дороги общего пользования. ПДД РФ называется. Находим там пункт 26.1:

Не позднее 4 часов 30 минут времени управления с момента завершения предшествующего отдыха или с момента завершения перерыва для отдыха водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством.

и 26.2:

Время управления транспортным средством не должно превышать:
9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения ежедневного или еженедельного отдыха.

Справедливости ради отметим, что эти правила, фактически, применяются только для составления путевых листов при грузоперевозках, просто потому что никак невозможно проверить, сколько времени вы едете за рулем. Тем не менее, такие нормативы приняты не "с потолка". А у меня есть подозрение, что мотоциклист устает во время вождения не меньше (скорее, больше), чем водитель грузовика.

Чем нам это грозит? Мозг человека не способен сохранять максимальную концентрацию дольше 4–5 часов даже в идеальных условиях. А мотоцикл требует постоянного внимания: контроль скорости, траектории, дорожной обстановки.

  • После 8–10 часов в пути реакция замедляется на 20–30%. Это эквивалентно употреблению примерно 50 г. этанола.
  • Через 12–14 часов могут появляются микроссны — секундные отключения сознания. На скорости 100 км/ч за секунду мотоцикл проезжает 28 метров — этого достаточно для вылета в кювет или лобового столкновения. И, да, уснуть за рулем мотоцикла ничуть не сложнее, чем за рулем автомобиля.

Итак, учитывая все, что я изложил выше, Iron Butt - крайне рискованное мероприятие. Конечно, это и делает его особенным, именно поэтому охотников за заветной нашивкой не становится меньше. И, казалось бы, может показаться уместным сравнение, например, с восхождением на Эверест - чем не преодоление себя и покорение недоступных другим вершин?

Только вот важно помнить, что на мотоцикле мы передвигаемся по ДОПам, которые мы неизбежно делим с другими участниками дорожного движения. И наша ошибка, допущенная в стремлении за признанием, может стоить кому-то здоровья и жизни.

Пусть ваши поездки будут безопасными. Берегите себя и тех. кто рядом.

Расскажите в коммнтариях, как вы относитесь к Iron Butt? А может быть вы сами обладатель этой нашивки?