Найти в Дзене

"...И СОДРОГНЁТСЯ ДУШЕНЬКА В ПЕЧАЛИ"

КАКОВ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК, или Книга, которую всю жизнь пишет пермский писатель Виталий Богомолов - Виталий Анатольевич, одна газета, читал, назвала вас "адамантом пермской литературы", я бы назвал патриархом. Не знаю, есть ли в крае ещё кто-то достойный по возрасту и заслугам на это звание. В любом случае - Мастер! - Ну, какой я «мастер», какой «патриарх»? Точнее будет сказать с ироничной улыбкой – ученик-переросток недоучившийся… - Это вы-то "ученик-переросток недоучившийся"?!? После службы в армии окончивший вечернюю школу, дневное (!) отделение филфака университета и оставленный там на кафедре, а потом работавший в книжном издательстве? - Я ведь только учусь на писателя, как говаривал Виктор Астафьев в свои 75 лет... Меня тоже все годы мучает вопрос: за своё ли дело я взялся, справлюсь ли? И отстать уже никак не могу... - Думаю, что Астафьев просто кокетничал на старости лет. Но это к делу не относится. Вы с ним встречались? - Не думаю, что Астафьев кокетничал, уж слишком серьёзен он

КАКОВ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК,

или Книга, которую всю жизнь пишет пермский писатель Виталий Богомолов

Фото Владимира БИКМАЕВА
Фото Владимира БИКМАЕВА

- Виталий Анатольевич, одна газета, читал, назвала вас "адамантом пермской литературы", я бы назвал патриархом. Не знаю, есть ли в крае ещё кто-то достойный по возрасту и заслугам на это звание. В любом случае - Мастер!

- Ну, какой я «мастер», какой «патриарх»? Точнее будет сказать с ироничной улыбкой – ученик-переросток недоучившийся…

- Это вы-то "ученик-переросток недоучившийся"?!? После службы в армии окончивший вечернюю школу, дневное (!) отделение филфака университета и оставленный там на кафедре, а потом работавший в книжном издательстве?

- Я ведь только учусь на писателя, как говаривал Виктор Астафьев в свои 75 лет... Меня тоже все годы мучает вопрос: за своё ли дело я взялся, справлюсь ли? И отстать уже никак не могу...

- Думаю, что Астафьев просто кокетничал на старости лет. Но это к делу не относится. Вы с ним встречались?

- Не думаю, что Астафьев кокетничал, уж слишком серьёзен он был в деле творчества... Встречался я с ним однажды, когда он забегал в издательство, где я тогда работал, и даже имел честь пожать руку живому классику. Он был проездом, ездил навестить дочь Ирину, её сбил троллейбус. Но всё обошлось... Главный редактор Борис Гринблат не упустил возможности познакомить с Виктором Петровичем. Но это было мимолётное знакомство, без развития. Таких знакомств у Астафьева был миллион с сотней...

Ещё было письмо от него, ответ на мой запрос о его печатных изданиях (о количестве, я как раз составлял справочник "Писатели Пермской области"). Почерк, мама дорогая!!! Не представляю, как Мария Семёновна разбирала его закорюки. Некоторые слова он иногда сам не мог понять - торопливо гнал буквы вперёд, спешил. Что было, то было...

- Ваше творчество, как я понимаю, началось со школьных лет - с ведения дневника?

- В восьмом классе, из которого меня в середине учебного года исключили, как я теперь смеюсь: «за отличную учёбу и примерное поведение», - мне в руки попала книжка, в которой я вычитал, что дневник вести из ста человек через месяц продолжать будет только один. Я загорелся, стал вести дневник. Действительно, через месяц затею я «похоронил». Ну а после исключения из школы стало уже не до дневника.

Этому предшествовало несколько побегов из дома (три), бродяжничество…

- Попрошайничество. Меня поразило ваше откровение, что в двенадцатилетнем возрасте пришлось просить милостыню...

- Есть захочешь – попросишь! Или голод принудит украсть. Состояние голодного человека, тем более подростка, - очень тяжёлое состояние. Это такая змеюка-гадюка в твоём организме, которая ежеминутно изгрызает, иссасывает изнутри весь организм, оставляя только одну мысль: есть, есть, есть! Многое можно перетерпеть, но голод…

В дни недолгого бродяжничества меня подпитывали, как я говорю, «кусочки коммунизма»: недолгое нововведение Никиты Хрущёва бесплатного хлеба в столовых. Купив пятикопеечный (или трёхкопеечный?) стакан чая, можно было с ним наесться бесплатного хлеба. Да ещё и стырить кусочек-другой, спрятав в карман… Где-то в моих книжках это описано.

Теперь уже не стыдно признаться, как в бегах (голодный) я просил милостыню возле храма Всех Святых в Кунгуре, как возле церковной ограды разоткровенничался перед нищей. Она, собрав с подстилки подаяние (яйца, печенье, булочки), повела меня от церкви под горку, в свою избушку по правую сторону от дороги. В доме нищенка преобразилась, это меня поразило: размотала лохмотья, в которые была одета, и оказалась обычной женщиной, не очень уж какая старуха. Она меня хорошо накормила…

Через двадцать без малого лет случайно узнал, что эта женщина погибла в своём домике во время пожара …

Мне было 14 лет на момент исключения из школы. В вечернюю не взяли, там принимают с 16-ти. Это был первый переломный момент: учителя от меня избавились, школа избавилась. Как говорится, сто дорог открывалось передо мной… Но я мог пойти по «кривой дорожке». И давно мои кости сгнили бы на каком-нибудь лагерном кладбище…

Вот здесь я отвешиваю первый поклон земле-матушке. Мой земной путь мог тогда закончиться. Но Бог меня не оставил, не всуе будь Создатель упомянут. Вернулся из районного села Уинское, где жила моя сестра, в свою деревню Межовку Ординского района, которая стала для меня навсегда родной:

Здесь моя родовая

поставлена в Космосе точка,

И её – не стереть

никакой переделкою карт…

- Однако как появилась тяга к писательству?

- На третьем году службы в армии вызрело решение писать повесть о своём уродливом детстве, каким оно у человека не должно быть. Скоро понял, что в моём случае семи с половиной классов маловато для написания повести. Принял твёрдое решение – после армии учиться. Но для этого необходимо было попасть в город. Удалось чудом «въехать» в Пермь. Микрорайон Гайва, заводы, вечерняя школа. Поступил сразу в девятый класс - терять время уже было жалко. Пришлось «попотеть». Но 11 классов окончил с хорошими результатами. Уже знал, для чего учусь, была Цель. Писал рассказы. В это время Максим Горький был моим кумиром - даже сына-первенца я назвал Алексеем!

- Я сразу хотел задать вопрос, что вам, судя по биографии, можно писать книгу "В людях" и "Мои университеты", но как-то неудобно было, а теперь вижу, что именно это – мой невысказанный вопрос – вы и подтверждаете. Вы такую книгу всю жизнь и пишете. Нет?

- Пожалуй, с вами можно согласиться – пишу, только масштаб личности поменьше, пониже и поуже, чем у Алексея Максимовича… Горький - крупный самородок. Да и среда у него была не колхозная, а колоритная купеческо-городская. Но и за то, что получил, я благодарен Богу.

... Работать на заводе, учиться в школе и писать было очень непросто. А тут ещё семья, ребёнок… Хорошо, что у нас была небольшая (метров десять-одиннадцать) комната в коммуналке - без горячей воды, без ванны, с привозным газом в баллонах.

А перед учителями вечерней школы я благодарно встаю на колени и кланяюсь им до земли. Это были люди-подвижники. Их фотографии висят у меня на стене. Вы представляете, приходит в девятый класс замшелый ленивый 22-летний болван с семью с половиной классами, который слово «ещё» пишет с четырьмя ошибками (есть такой анекдот)...

- Знаю такой. Слово "исчо".

- ...Вот учи его! Они терпеливо учили, отёсывали. Побуждали. Возились с нами, как с детьми.

Зато за три года учёбы в вечерней школе я сделал для себя второе важное открытие: профессия Учитель в ряду всех профессий – вторая по значимости.

- А первая?

- Хлебороб. Пахарь. Это я понял тоже за три года, работая на комбайне. Но осознал, конечно, много позже.

- Однако ближе к теме...

- У каждого всё по-разному. Владимир Крупин уже в первых классах школы знал, что будет писателем. И стал. А у меня впервые размыто-осознанное желание стать писателем всплыло из потаённого уголка моей души, как я сказал, в армии. Но предшествовал этому, конечно, и некий накопительный период, сравнительный процесс, на который повлияла вся моя предшествующая биография, жизненный опыт, пусть и небольшой.

- "Некое коромысло", по-вашему выражению... Которое вы с детства несли на своих плечах. И, как понимаю, несёте до сих пор?

- Это некий образ судьбы. И надо прилагать усилие для улавливания и удержания равновесия на этом коромысле!

Да, жизнь надела мне на плечи это приспособление, и я его тащил: в одном ведре железные минусы, в другом – пушинки плюсиков. Если вёдра наполнены одинаковым количеством того, что несёшь, ноша уравновешена и посильна, то тащить её нетрудно.

Огород, земля-матушка и пограничная закалка кормили мою семью и в студенческие годы, и в дни, когда погрузился в писательскую работу. А пробиться в литературу, в писательство в те годы было нелегко. Не жалуюсь я, тащу вёдра судьбы и трудом своим стараюсь их уравновесить.

- Во как высокохудожественно и поэтично вы отвечаете!

"Мои «неприлизанные» герои не всем были по душе", пишете вы. Кому всем? В чём была их неприлизанность?

- Всем, от кого зависела судьба рукописи. Были идеологические власти, которым надо было угодить… А тут Фома – бомж с высшим образованием. Один очень хороший и известный писатель, потрясая вытянутым пальцем над головой, показывая наверх, наставительно внушал мне негромко, чтоб другие не услышали: «Виталий, надо потрафить им!.. Иначе так в «девках» и останешься…»

Но большие перемены уже стояли у порога… Я видел, что Россия погибает от пьянства. Московское издательство «Современник» хоть и приняло мою рукопись к изданию, но отметило, что в моих рассказах много пьют и предложило почистить. Пришлось считаться.

А одна большая Дама от культуры отозвалась тогда о рукописи «Старые русские», что если такие рассказы издавать, то старики начнут вешаться… Там в одном рассказе у меня старик повесился.

В восьмидесятые годы я занимался в Литературном объединении и очень благодарен нашим писателям за деятельную поддержку: Олегу Селянкину (такой заботы о писательской организации никто из руководителей не сумел больше проявить - давали квартиры, помогали издаваться, посылали по области с выступлениями), Николаю Вагнеру, Льву Кузьмину, Михаилу Голубкову, Николаю Домовитову, редактору Борису Зеленину.

Василий Иванович Белов переслал мои рассказы в журнал «Наш современник», и пусть их не напечатали, но жест его был для меня огромной моральной поддержкой.

- Я бы, насколько знаком с вашим творчеством, посчитал вас в чём-то последователем Олеши с его "Ни дня без строчки" или, точнее, Солоухина с "Камешками на ладони". Нет? Или Шукшина, не зря вы лауреат конкурса его имени... Впрочем, может, я вас этим своим вопросом обидел, вы-то идёте совершенно своим путём?!?

- Нет, нисколько не обидели.

"Ни дня без строчки". Это, пожалуй, так, ручка для письма всегда рядом с подушкой. Бывает, что даже на ходу - в автобусе, электричке, по дороге от электрички на дачу делаешь какие-то записи-пометки, дабы что-то не забыть. Бумагами у меня вся квартира завалена… Но это, наверное, у всех прозаиков так… Оправдывая свою лень, говорю себе: ничего сам не выбрасывай, умрёшь – найдётся кому выбросить, а что Богу угодно –останется. Но тут нельзя быть самонадеянным.

Конечно, перечисленные вами писатели оказали какое-то влияние. И наибольшее – Василий Шукшин. На Всероссийском семинаре молодых прозаиков, который проходил в конце восьмидесятых в Доме творчества в Ду́бултах (это Латвия), кто-то из руководителей семинара отметил влияние Шукшина на мои рассказы. Но тут у меня есть непридуманное оправдание: творчество наше зарождалось в близких социальных условиях – деревня, колхоз, тяжёлая работа. Впоследствии мне удалось побывать на родине Шукшина: Барнаул, Бийск, Сростки. Это была большая жизненная удача. Дивные места России!

По рассказу Шукшина «Сураз» мною написана статья, которая вошла в сборник материалов Восьмой Всероссийской юбилейной научной конференции. Сборник был издан дважды, в Барнауле и в Москве.

А идти я стараюсь, как вы точно подметили, своим путём.

- А вы сами кем себя больше считаете – прозаиком, поэтом, публицистом?

- Всем понемножку. Всё равно «в начале было слово…».

Питерский поэт Глеб Горбовский сказал: если из ста предложенных стихотворений вам понравились десять – перед вами поэт… Я не дерзаю считать себя поэтом. Прозаик я, прозаик. Хотя выходили у меня стихотворные сборники. А вообще писатель должен отзываться на жизнь шире – прозой, стихами, публицистикой; романами, повестями, рассказами, миниатюрами… Пушкин, Лермонтов, Бунин, Чехов, Горький и другие нам здесь пример. Иногда несколькими строчками можно выразить дух эпохи, показать срез истории. Не пренебрегаю ничем. В Литературе всему найдётся место: и «Тихому Дону» и «Камешкам на ладони». Просто надо всматриваться в Жизнь и не лениться осмысливать её… Сюжеты плывут по «Реке жизни», надо только заставлять себя вылавливать их...

- «Заметьте, не я это предложил», как говорил герой известного фильма. Согласен, давайте разговаривать «по-гамбургскому счёту», а то: «Я ученик недоучившийся…» Пушкин, закончив "Бориса Годунова", сам себя похвалил: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!" Про какую свою вещь вы можете сказать: "Ай да Богомолов!"? И не стесняйтесь, пожалуйста, если сам себя не похвалишь, кто тебя похвалит...

- «Среди душманов», «Душа плачет», «Божий адамант» – вот эти три вещи читатели наиболее выделяли. Но воскликнуть: «Ай да Богомолов!» - у меня духу не хватит.

- Кажется, я нашёл определение тому, что вы пишете, - новеллы, нет? Какая-то новелла - давно задуманная - ждёт своего часа?

- Задуманное – не написанное, может сотню лет ждать своего часа и не дожд…

- У вас издавались брошюры, объединённые связкой «Мысли»: "Мысли о Боге, о вере, о церкви", "Мысли о нравственном состоянии общества", "Мысли о человеке", "Мысли о писательстве"...

- Это как раз те плоды многолетних размышлений, которые приходят неожиданно, но являются на самом деле плодами порой длительной внутренней работы; кристаллизуются они незаметно, а возникают порой как пузыри на лужах во время дождя – неожиданно… Это своеобразные «записные книжки». Такое творчество на любителя… Мне этот жанр нравится.

Предполагалось, что издавать их можно для читателя карманным форматом. Но где он теперь, читатель?

Первая брошюрка выходила в 2014 году. А записи мыслей о Боге, о вере я веду всю творчески сознательную жизнь.

У дедушки была сестра Ирина 1901 года рождения, умерла в возрасте 83 лет. Была очень верующая и праведной жизни человек. Доживала она у моей мамы. Была абсолютно глухая, но ежедневно, хоть помаленьку да читала Евангелие. Я на это смотрел снисходительно - атеист, студент-филолог… После неё остался «Закон Божий» для реальных училищ, год издания, кажется, 1895, карманного формата. Первое, что меня, как филолога, поразило – качество тонкой бумаги (но в наши дни уже ломкой, шитый переплёт). Стал я листать эту книжицу, смотреть, читать... Одна молитва просто восхитила меня (филолога) лаконизмом, глубиной смысла и силой воздействия. После она стала моей любимой молитвой: «Царю Небесный, Уте́шителю, Ду́ше истины…»

Пришло время, и я узнал, что эта молитва была любимой молитвой М. Лермонтова. Он посвятил ей даже стихотворение гениальное: «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть…» Так что поэты пушкинской поры не были безбожниками. Сомнения, конечно, у них бывали, но они, эти сомнения, опирались на веру. Приведу здесь слова Ф. Достоевского (уж он-то, прошедший каторгу, знал подлинную цену этим словам!): «Не как мальчик же верую я во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…»

Вот такая важная для меня мысль может быть заключена в первой брошюре.

О содержании второй брошюры говорит само название: «Мысли о нравственном состоянии общества». Тревожное состояние нравственное, тревожное. Ведь от духовно-нравственного состояния людского общества на Планете зависит судьба и самой Планеты. Именно от этого зависит – пройдёт астероид мимо Земли или врежется в неё, превратив в безжизненный камень.

Третья - жажда обогащения лишает человека рассудка. Что бы с нами ни происходило, но это не снимает с нас ответственность оставаться человеком.

Четвёртая брошюра – мысли о писательстве на основе собственного опыта.

- Сформулируете по одной короткой главной мысли - своеобразные четыре заповеди от Богомолова? Я не против и десяти заповедей...

- Если можно, я бы здесь предложил свой стих короткий, который станет объединяющим все четыре брошюры:

Настанет час –

всё потеряет смысл.

И содрогнётся

душенька в печали,

И будет слишком

запоздалой мысль,

Что жизнь не та

осталась за плечами.

А мне хочется пожелать всякому читающему эти строки: пусть за плечами останется ТА жизнь, наполненная смыслом, идущим от Создателя!

- Ваше жизненное и творческое кредо?

- Оно за годы работы не однажды трансформировалось, но суть его неизменна. Показать человека, каков он есть, и подтолкнуть его к желанию – стать лучше. Стараться не наносить вред природе.

- Вот вы, как я понимаю, служили в самое напряжённое время в погранвойсках на советско-китайской границе. У меня лично с тех пор отношение к Китаю осталось "песенно-высоцкое" (если можно так выразиться!): "У вас в Пекине мрачная погода" и "Тау-китайская братия свихнулась, по нашим понятиям", этакое недоверие... А ваше мнение?

- Я в детстве любил китайские сказки. Китай для меня был страной-загадкой, страной древней культуры, тонкой музыки, изобретателем фарфора, шёлка, пороха… И на тебе – Мао Дзедун, примитивизм, тупой фанатизм…

В те года Китай это один метр ткани человеку на год. В сильные оптические приборы я не видел ни одного китайца в одежде без заплат… А вдоль границы у них были относительно зажиточные деревни. Да, свихнулись… Ненависть, жестокость невероятная. Тела наших ребят на острове Даманском были страшно исколоты штык-ножами. Да, свихнулись… В ненависти человек забывает, что он человек.

На Украине мы сегодня видим это же.

- Какой вопрос я вам не задал?

- Как обустроить Россию?

А её никак не обустроишь, если не «обустроить» человека. А вот чтобы обустроить человека... Пушкин, его поэзия, проза, публицистика – это тот духовно-нравственный и культурный потенциал, свод эстетический в грандиозном значении, с помощью которого и можно обустроить человека, огранить его душу. Церковь, этой темы касаться не любят. Но без Церкви в душу человека не войти.

- Специальная военная операция не подвигла ли на творчество?Надеюсь, муза не молчит?

- Не подвигла. Не могу видеть и слушать, что там происходит, сердце не выдерживает… Предлагаю посмотреть стих, написанный мной в 2001 году. Опубликован. В нём оказалось несколько «пророческих» строк:

Как ветер гонит облака,

как дико хлещется река –

в душе тревога!

И льётся дождь и день и ночь,

шагать уже совсем невмочь –

в грязи дорога.

Вот горе – рыщет по Руси…

Но сколько Бога ни проси

ночной порою –

Создатель не услышит нас

и, падшим, милость не подаст:

грехи – горою!

Разграблены монастыри,

стоят убитые цари

немым упрёком.

И потому: в миру – разор,

а на верху – на воре вор…

Всё вышло боком.

Поганый голливудский дух

растлил и юных, и старух –

что ж, братья, с нами?

Вон девочка смолит табак

(пороков ранняя раба…) –

очнись, славяне!

Увы, российские сыны,

не обойтись нам без войны,

войны жестокой.

Не дрогнула бы лишь рука!

Ведь схватка будет нелегка –

с грехом-пороком.

-2

БОГОМОЛОВ Виталий Анатольевич

Поэт, прозаик; член Союза писателей России с 1990 года.

Лауреат конкурса имени Василия Шукшина 1998 года. Лауреат премии Пермской области в сфере культуры и искусства 1999 года. Победитель конкурса православного рассказа в честь 2000-летия Христианства. Лауреат премии русского поэта А.Ф.Мерзлякова 2009 года. Награждён Почётной грамотой Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры (2008 год).

Родился 13 мая 1948 года в городе Тавде Свердловской области, где мама, осуждённая за «контрреволюционную пропаганду», отбывала срок с 1942 по 1952 год (реабилитирована в 1992 году). До четырёх лет воспитывался в детском доме. После освобождении матери рос в деревне Пермской области. Трудился в колхозе разнорабочим, пастухом, прицепщиком, комбайнером…

В 1967 – 1970 годах служил в пограничных войсках на границе с Китаем. Уволившись в запас, в Перми работал на заводах «Камкабель», «Гидростальконструкция».

В 1978 году окончил дневное отделение филологического факультета Пермского государственного университета, работал в университете, затем в книжном издательстве.

Писать начал в армии, первый рассказ напечатан в 1978 году, публиковался в периодике (более 600 публикаций – рассказы, статьи, очерки, эссе, стихи) в различных журналах, коллективных сборниках. Автор тридцати отдельных изданий прозы и стихов.

Фото Владимира БИКМАЕВА
Фото Владимира БИКМАЕВА

Библиография

..."Завали меня копной твоих волос": стихи. – 2014

"Мысли о Боге, о вере, о церкви" : (из записных книжек провинциального писателя). – 2014

"Мысли о нравственном состоянии общества" : (из записных книжек провинциального писателя). - 2014

"Мысли о человеке": (из записных книжек провинциального писателя). – 2015

"Мысли о писательстве" : (из записных книжек писателя). – 2015

"Жизнь мимо жизни": былинки, рассказы. – 2016

"Жизнь такая короткая": рассказы, повесть, очерки о войне. – 2016

"Рубашка на вырост": автобиографическое повествование. – 2018

"Сон свершился наяву": фрагмент автобиографии. – 2018

"Не всё увянет и пройдёт": цикл лирических стихотворений. – 2018

"Пограничная книжка": рассказы и повесть. – 2018

"Наедине с людьми": статьи, очерки. – 2019

"Племя отважных": сказка для детей 7 – 10 лет. – 2023

"Прогулка по улице Жизнь": рассказы и повести. – 2023

#Виталий Богомолов#Мысли о Боге#Мысли о человеке#Мысли о нравственном состоянии общества #Мысли о писательстве#Виктор Астафьев#Горький#Российская литература#