2010 год. США. Режиссер Джим Микл. В ролях: Коннор Паоло, Ник Дамичи, Даниэль Харрис, Келли Макгиллис, Шон Нельсон, Майкл Серверис
Время апокалипсиса: 2010
Причина апокалипсиса: вампиры
Масштаб апокалипсиса: вся планета
По своим базовым характеристикам «Земля вампиров» – ещё одна типичная бэшка. И даже хуже. Гениальная идея снять фильм про постапокалиптические США принадлежала тандему независимых голливудских кинематографистов Джиму Минклу и Нику Дамичи. В 2006-м они дебютировали малобюджетным ужастиком про вторжение в Нью-Йорк мутировавших крыс – «Малберри-стрит». Дамичи тогда написал сценарий и снялся в главной роли. А Микл режиссировал. В «Земле вампиров» приятели сработали по той же схеме.
Независимые студии Belladonna Productions, Dark Sky Films, Glass Eye Pix и Offhollywood Pictures, которых Дамичи и Минкл смогли заинтересовать своим проектом, выделили 650 000 $ на производство. На эти бешеные деньги друзья-продюсеры наняли таких звезд Голливуда как: Коннор Паоло (он известен ролями молодого Македонского в «Александре» Оливера Стоуна и молодого Шона Девина в «Таинственной реке» Клинта Иствуда), Даниэль Харрис (королева крика из перезагрузок «Хэллоуина» 2007 и 2009 гг), Майкл Серверис (театральный актер и певец, самая звездная кинороль которого – Яйцеголовый из «Человека-муравья и Осы») и Келли Макгиллис (в 1986-м году она соблазнила-таки юного Тома Круза в рамках легендарной киноленты «Топган»).
Однако несмотря на эти чудовищные вводные и полный провал в прокате «Земля вампиров» была очень тепло принята критиками и удостоилась наград на кинофестивалях в Монреале, Торонто и Амстердаме. Как же ей это удалось?
Во многом благодаря участию влиятельного (в мире независимых фильмов ужасов) продюсера, режиссера, оператора, монтажера и актера Ларри Фессендена («Вендиго», «Азбука смерти-2», «Последняя зима»). Фессенден дал своим молодым коллегам множество ценных советов и даже вроде бы выступил оператором (под творческим псевдонимом). А сама история после этого превратилась в постапокалиптический роман воспитания, щедро сдобренный антирелигиозной пропагандой.
Вместо зомби Дамичи, Микл и Фессенден решили использовать вампиров. Не пубертатных невротиков из «Сумерек», не гламурных аристократов из «Интервью с вампиром», а скорее стриптизерш и барменов под прикрытием из «От заката до рассвета». Они не так медлительны и тупоголовы как зомби в «Ходячих» или «Рассвете мертвецов» и довольно резво бегают и прыгают, но убить их не так уж сложно – помогают и чеснок и солнечный свет и осиновые колья. В оригинале фильм, собственно, так и называется – Stake land, в смысле «Страна кольев», хотя в некоторых странах известен и как «Нация вампиров».
По сюжету крутой охотник на вампиров по кличке Мистер (Ник Дамичи) становится наставником молодого парня по имени Мартин (Паоло). Вместе они колесят на кабриолете по постапокалиптической Америке, убивая вампиров и спасая случайных мирных жителей, изредка останавливаясь для бартера и удовлетворения интимных потребностей Мистера в небольших городках.
Всё идёт своим чередом пока протагонисты не сталкиваются с Братством – криминальным сообществом, состоящим из бритоголовых мужчин, одетых в мешковину. От обычной постапокалиптической банды Братство отличается агрессивной христианской риторикой и оригинальной тактикой боя. Они используют пойманных вампиров как оружие - сбрасывают их с вертолетов в центр укрепленных городков-государств, превращая крепости в смертельные ловушки.
В начале фильма Мистер и Мартин убивают двух членов Братства, которые хотели изнасиловать монахиню (Келли Макгиллис) и провоцируют этим кровавую вендетту. Один из незадачливых насильников оказывается сыном главаря фанатиков (Майкл Серверис). В ответ отец объявляет Мистеру и его маленькому отряду православный джихад, в очередной раз напоминая зрителям какую страшную угрозу цивилизации и прогрессу несет религия.
Сюжет «Земли вампиров» кажется скроенным из клише, но не выглядит студенческой поделкой. Съёмочная группа не допускает грубых ошибок, актеры хорошо играют свои стереотипные роли и набор штампов, которые они произносят, звучит в этом непритязательном контексте вполне органично.
Главные герои закрывают свои арки: религиозный фанатик превращается в исчадие ада, напуганный мальчик становится героем, а Келли Макгиллис получает шанс на искупление грехов.
Кроме того, в «Земле вампиров» не оригинальная, конечно, но довольно крутая сценография – весь сюжет происходит какой-то дождливой осенью, в унылое грязное межсезонье. И по атмосфере и антуражу напоминает что-то среднее между «Дорогой» Джона Хиллкоута и «Джанго» Серджио Корбуччи. С вампирами вместо людоедов и мексиканских гангстеров.
«Земля вампиров» — тот редкий случай, когда у бедности оказывается чуть больше воображения, чем у богатства. Фильм, собранный из обломков чужих фантазий, вдруг начинает работать как автономный организм: скрипит, хромает, но движется вперёд с удивительным упрямством. В нём нет пафоса, зато есть честность — как у школьного спектакля, поставленного под впечатлением от «Безумного Макса» и церковной проповеди одновременно. И да, пусть это всё напоминает дешевую ролевку на задворках жанра, но в ней, чёрт возьми, есть жизнь. А сегодня — в эпоху, когда даже блокбастеры выглядят как симуляторы чувств — жизнь стоит дорого.
Удачного просмотра.