Найти в Дзене

История искусства: Искусство народов Океании. Часть вторая: Самые известные артефакты с далеких островов

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели! Продолжим разговор об искусстве Океании, начатый ранее:

Полинезийские скульпторы и борьба с идолами

Творцы изображений и других ритуальных принадлежностей в дохристианской Полинезии были мастерами в превращении исходных материалов в предметы культурного обихода. Они также строили большие двух-корпусные каноэ, позволявшие им совершать дальние плавания для исследований и поиска мест для жилья.

Таитянские каноэ, рисунок мореплавателя Тупаиа с Раиатеа (острова Общества)
Таитянские каноэ, рисунок мореплавателя Тупаиа с Раиатеа (острова Общества)

Их мастерство кажется еще более удивительным, потому что к приходу европейских путешественников во второй половине XVIII века полинезийцы не имели металлических инструментов; вместо этого они работали преимущественно стругами с заостренными пластинками из камня. Резчики по дереву с Руруту были хорошо известны не только на архипелаге Тубуаи, но и в таких соседних местах как Таити. Законченные изображения, в том числе реликварий с Руруту, обычно объединяли в себе мастерство мужчин в резьбе по дереву с облачениями из раскрашенной ткани, которые были продуктом умелого труда женщин.

Paul-Émile Miot, Маркизцы, 1876
Paul-Émile Miot, Маркизцы, 1876

Изготовление изображений религиозного назначения прекратилось в первой половине XIX века, когда местное население Полинезии было обращено в христианство. Как доказательство крещения многие изображения были уничтожены или отданы миссионерам, которые или уничтожали их, или сохраняли в качестве трофеев для миссионерских музеев. Мало изображений пережили эту борьбу с идолами, а те, кому это удалось, были обычно лишены своих одеяний, что являлось известным способом секуляризации.

Известные произведения

ФИГУРА-РЕЛИКВАРИЙ С ОСТРОВА РУРУТУ, XVIII век

Фигура-реликварий с острова Руруту, XVIII век
Фигура-реликварий с острова Руруту, XVIII век

Эта скульптура вместе с другими артефактами была передана в 1821 году членам Лондонского миссионерского общества группой новообращенных христиан с острова Руруту в архипелаге Тубуаи, находящегося в юго-восточной части Тихого океана. Информация о первоначальном назначении этой скульптуры не сохранилась, но, по данным миссионеров, фигура называется «Аа», который был национальным богом Руруту и «предком, заселившим остров». Эту информацию трудно проверить, но голова, тело и съемная панель тщательно выдолблены, так чтобы в них могли поместиться череп и длинные кости, и, возможно, фигура является погребальным сосудом для останков почитавшегося предка. Хотя при передаче членам общества останки отсутствовали, подобные реликварии известны по другим местам Полинезии, включая Гавайи и Новую Зеландию.

Фигура-реликварий с острова Руруту, XVIII век
Фигура-реликварий с острова Руруту, XVIII век

Первоначально фигура могла быть завернута в раскрашенную ткань из коры; возможно, она участвовала в периодически проходивших ритуалах повторного освящения, включавших ее разворачивание и повторное завертывание. В ХХ веке эта скульптура вызывала восторг публики, а художник Пабло Пикассо и скульптор Генри Мур ее просто боготворили.

Фигура-реликварий с острова Руруту, XVIII век
Фигура-реликварий с острова Руруту, XVIII век

Детали

Голова

Фрагмент
Фрагмент

Черты лица обозначены небольшими фигурками, вырезанными высоким рельефом. Полинезийские художники обладали высоким мастерством, но натуралистическое изображение фигуры человека не являлось их основной заботой - задача, похоже, заключалась в воплощении духа священных предков.

Вырезанные фигурки

Фрагмент
Фрагмент

Значение вырезанных на скульптуре маленьких фигурок неизвестно. Они двух типов: 16 располагаются вертикально с руками на животе, а 14 распределены с раскинутыми руками и ногами. Первые могут быть мужчинами, а вторые - женщинами; они могут служить аллюзией на потомков основавшего род предка.

Съемная панель

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Съемная панель повторяет контуры спины, шеи и черепа; она тщательно выдолблена с обратной части головы. Вся скульптура была изготовлена с помощью стругов, долот и зубов акулы, и создание объемистых углублений, очевидно, было трудоемким процессом.

Маленькие фигурки сзади

Фрагмент
Фрагмент

15 фигурок вырезаны с выгнутыми спинами, служившими проушинами. Возможно, их использовали для прикрепления ритуальных обвязок, очевидно, шнуров с перьями, которые могли играть главную роль в периодическом обновлении мощей и реликвария. Они не закрепляют панель; для этого служат шесть пар отверстий.

Поврежденные гениталии

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Фигура была кастрирована - и, почти наверняка, членами Лондонского общества. Имеющий треугольную форму обломок ниже пупка указывает на то, что пенис находился в напряженном состоянии и, возможно, имел форму фигурки. Общая фаллическая форма скульптуры выражает генеративную потенцию священного предка.

МАЛАГАНСКОЕ ВЫРЕЗАНИЕ

Малаганская фигурка
Малаганская фигурка

Малаганское искусство с севера острова Новая Ирландия, части архипелага Бисмарка, является ярким образцом искусства Меланезии. Термин «малаганский» относится не только к сложным церемониям, которые проводились в память об умерших членах местных матриархальных кланов; он также относится к резным изделиям, которые изготовлялись для этих случаев в соответствии с канонами кланов. Малаганские резные изделия заказывались (что являлось исключением в Меланезии) уважаемым мастерам и согласно традиции по завершении церемонии они уничтожались.

Малаганская резьба
Малаганская резьба
Малаганская резьба
Малаганская резьба

Такие фигуры вырезались из светлого дерева и часто объединялись с отдельной нижней фигурой. В них часто вставлялись или добавлялись оружие или дополнительные фигуры - еще одна малаганская особенность - с помощью сочленений типа «шип-гнездо», использовавшихся для присоединения выступающих форм.

Малаганская резьба
Малаганская резьба

В результате, получалась ориентированная вовне, динамичная скульптура. Основным элементом этой работы является центральное вертикальное тело с костлявой грудной клеткой, вызывающее ощущение бесстрастного контроля над жизненными силами. Раскраска тела осуществлена замысловатыми линиями и яркими цветами, что вызывает мысль о прозрачной коже. Узоры на поверхности представляют рыб и птиц.

МАСКА ПЛЕМЕНИ СУЛКА

Маска племени Сулка
Маска племени Сулка

На основе этой маски из Новой Британии закреплены полоски из древесных волокон. Они раскрашены и украшены листьями пандануса и птичьим перьями. Такие маски используются, чтобы изобразить появление предков, демонстрируются в течение короткого времени с целью ошеломить зрителей и уничтожаются.

МОРСКОЙ ДУХ

Морской дух, Макира
Морской дух, Макира

В этой фигуре, созданной до 1865 года, мастер с острова Сан-Кристобаль (Макира) в одном теле объединил черты рыб и людей. Морские духи часто враждебны по отношению к людям. Но этот дух проявил свою доброжелательность путем направления рыбы бонито к рыбакам.

ФИГУРЫ ИЗ ДРЕВОВИДНОГО ПАПОРОТНИКА

Фигуры из древовидного папоротника, Вануату
Фигуры из древовидного папоротника, Вануату

В северной части Вануату продолговатые фигуры вырезают из плотных клубков воздушных корней древесных папоротников. Они свидетельствуют о статусе человека в социальной иерархии. Этот статус повышался путем передачи свиней с загнутыми клыками людям высокого ранга или принесения свиней в жертву предкам.

Поддержать канал автору на мечту:

dzen.ru/vita_brevis_ars_longa?donate=true

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: