Найти в Дзене
CatPsyh

Григорий Палама против невротизма

Во второе воскресенье Великого Поста православная церковь вспоминает святителя Григория Паламу и связанные с ним паламитские споры. Может показаться, что это далеко от психологии, но сегодня я постараюсь показать, что эта тема невероятно актуальна, и очень жаль, что большинство людей о ней не осведомлено.

Начнем с того, что так называемая православная психотерапия существует гораздо дольше, чем любая светская школа психологии, и её результаты, возможно, глубже. Представьте себе: опыт множества практикующих терапевтов, накопленный на протяжении полутора тысяч лет, начиная с IV века, а по некоторым данным, и раньше, до наших дней. Целые поколения передавали знания, отсеивая неэффективные методы и оттачивая действенные. Все это систематизировалось, обобщалось, обсуждалось, собиралось на соборах. То, на что светской психологии понадобилось последнее столетие, в православии происходило веками, что позволило накопить колоссальный опыт.

К тому же, православная психотерапия предполагает полную самоотдачу как от клиента, так и от терапевта. Речь идет о годах – десятилетиях – кропотливой работы с пристальным вниманием к деталям. В современных условиях такое сложно представить, но тогда это было реально. Конечно, этот путь был не для всех, и многие отказывались от такой глубины, но те, кто решался, могли достичь невероятных результатов.

Святитель Григорий Палама, живший в XIV веке, отстаивал именно эту традицию глубокого психотерапевтического воздействия на человека. Не теорию, не концепцию, не философские дискуссии, а практику. Если кто-то считает православие лишь сводом догм, то его ждет сюрприз при знакомстве с православной аскетикой. Там – чистая практика, проработанная до мельчайших деталей. Прочитайте, например, Иоанна Лествичника.

Если вы мне не верите, там изложен прямой, пошаговый путь к исцелению человеческой личности, её постепенная деконструкция и перерождение в здоровую форму. Это словно погружение в самые сокровенные глубины, такие, о которых вы, возможно, даже не подозреваете. Но поверьте, там копали очень глубоко. Григорий Палама выступал с практической позиции, и ему противостоял некий Варлаам Калабрийский, выходец из Калабрии, грек по происхождению, но католик по мировоззрению.

Он утверждал, что человеку недоступно проникновение в высшие сферы бытия, что он не может постичь возвышенные мотивы на практике. Зачем говорить о недостижимом? Лучше предадимся философским рассуждениям. Он отстаивал логику томизма, ту самую схоластику, с её бесконечными дискуссиями о значениях слов, используемых для объяснения явлений. Католическая схоластическая школа постулировала, что мы не можем познать внутреннюю сущность ни человека, ни тем более Бога. Причина – язык, наш инструмент общения и передачи информации. Пока мы не определимся с языком, разговоры о чём-либо другом бессмысленны. На этом вопросе, вопросе языка и его употребления, схоластика и остановилась в своём развитии.

И вот, сегодня наука вновь возвращается к этому же вопросу, переживая новый виток развития, по крайней мере, в гуманитарной сфере. В то же время на Востоке развивали именно практику. Конечно, и на Западе были свои практики, но их было меньшинство. И что особенно важно, именно на Западе, в монашеской культуре, произошёл разрыв, была утеряна терапевтическая традиция. Отсюда и появление альтернативных направлений, зачастую с чрезмерными излишествами. Вспомните, как сегодня, в эпоху необычайной популярности психологии, сложно проверить компетентность конкретного специалиста.

Квалификация? Возможно, вчерашняя справка о переподготовке, фикция, не более. Или формальное прохождение курсов ради соответствия должности. А может, и вовсе самозванец, увлеченный Таро и выдающий это за психотерапию. Допустим, образование есть, но человеческие качества не позволяют быть терапевтом. Нюансов – море, "но" – бесконечность.

А школы? Множество, дробятся, множатся, и куда податься – загадка. Отсюда и попытки реформ, обнуления, которые, как водится, приводят к результатам, далеким от идеала. Но это уже другая история.

Позиция Варлаама Калабрийского отвергнута православным сообществом за отход от традиции. Традиция – не просто последовательность действий, а океан, в котором можно утонуть. Подобно современной психологии с ее бесчисленными подходами и терапевтическими практиками. Объем знаний непостижим. До нас дошли крохи – десять процентов, но и этого хватит, чтобы заполнить книгами огромную библиотеку. Ведь основная часть традиции передавалась устно, из уст в уста, от сердца к сердцу, поскольку грамотность была уделом немногих.

Григорий Палама отстаивал практическую сторону, важность воздействия человека на самого себя. Практический аспект терапии – вот что он подчеркивал. В учении Варлаама он увидел духовный невроз: попытки установить правила, которым невозможно соответствовать, путь к саморазрушению.

В православном мировоззрении нет места неврозу, ибо оно зиждется на осознанном и трезвом восприятии себя. Здесь нет стремления подогнать себя под некий шаблон, хотя со стороны может показаться иначе. Важнее внешнего проявления – внутренняя мотивация. Не существует универсального лекала для идеального христианина или человека вообще. Есть лишь представление о каждом как об уникальном образе Божьем. Но образ этот, подобно пиратской копии диска из бурных 2000-х, может быть искажён. Восстановить его – задача непростая, требующая помощи компетентного наставника, своего рода психотерапевта души.

В православии, особенно, психотерапевт немыслим без собственного исцеления. Верификация его духовного преображения – процесс длиною в десятилетия, не формальное посещение сеансов, но глубокая внутренняя трансформация, дающая право руководить другими. Вспоминая святителя Григория Паламу, нельзя забывать о его наследии, о том историческом выборе, который православное сообщество сделало в XIV веке в пользу внутренней духовной практики. Этот выбор актуален и поныне. Празднуя память святого, стоит напомнить о недооцененном наследии отцов Церкви, особенно восточных, которое таит в себе бесценные знания и практики, полезные и сегодня, в том числе и для психологов. Особенно это актуально для России, где эта культура нам исторически близка.

Однако, стоит признать, что и сами православные нередко остаются в неведении относительно существования этой богатейшей культуры. Ведь она, во-первых, носила преимущественно монашеский характер, а во-вторых, формировалась в основном в греческой среде, с заметным влиянием сирийских и египетских традиций. Русское же монашество, за редчайшими исключениями, не оставило значительного письменного наследия. По понятным причинам, эта культура кажется отделенной от нас некой дымкой времени и географии. Но в общем и целом, она, несомненно, присутствует в нашем культурном пространстве. Может быть, стоит обратить на это внимание? А что думаете вы? Делитесь своими мыслями в комментариях и не забудьте отметить этот пост, если тема оказалась для вас новой или интересной.

_________________________

Автор текста Александр Кузенков

Стать автором CatPsyh может каждый. Для этого нужно лишь закинуть свой текст в нашу группу ВК, в окошечко «предложить новость» (к сожалению, других площадок для столь удобного собирания текста мы не нашли).

После того, как ваш текст проверят два опытных дипломированных психолога и один редактор, мы его опубликуем на всех наших платформах, на аудиторию в несколько тысяч человек, указав ваше авторство. Если хотите быть отмеченными как дипломированный специалист, то нужно будет показать свой диплом администраторам паблика.