Созрел для освещения большой проблемы. И касаться она будет не только режиссёров. Наверное, в каждой сфере деятельности, можно найти подобные случаи, когда человек хочет кем-то стать, но не имеет ни малейшего понятия, зачем ему это надо.
Начну со свежего примера. Стучится ко мне режиссёр с большим интересом к одному из давних сценариев. Есть такие сценарии, которые пишутся не под заказ, не под какой-то план, а потому что случай, событие или тема взволновала. Конкретно с этим сценарием получилось так, что мой друг режиссёр приехал из поездки в Сибирь и привёз несколько удивительных своей самобытностью историй. Одну такую историю я принял близко к сердцу и написал сценарий.
В итоге сценарий этот оказался совершенно неформатным, как принято говорить. Он абсолютно не коммерческий. Там затрагиваются темы одиночества, единения с природой, ответственность за свою работу, особенно, когда от неё зависят жизни людей, материнские чувства, привязанность к малой родине, к земле предков. Такое каналы не берут – слишком атмосферно. Подобные фильмы хороши для фестивалей, для режиссёрских экспериментов. И я с этим сценарием особо не заморачивался – лежит, кушать не просит. Но время от времени показывал его разным людям и студиям.
И вот ко мне стук в личку именно по поводу этого сценария. Отправлял я его в ответ на объявление студии, которая была в поисках чего-то сильно творческого. В итоге шеф студии отправил моё творение знакомой женщине-режиссёру. В процессе разговора выясняется, что гостья моя работает в системе образования, а режиссуру изучала на каких-то курсах, в фильмографии есть один коротыш, какие-то фестивальные успехи. Но главное, что меня поразило, она не могла понять, чем её зацепил сценарий.
Если вы думаете, что это казус, забавный поворот, то я считаю это профанацией. Режиссёров учат понимать суть написанного. Если тебя зацепила история, её надо уметь разобрать, чтобы понимать, о чём ты снимаешь. Это элементарное требование профессии писать о том, что знаешь, что пережил, снимать о том, что понимаешь. И особо забавно, когда подобные люди, не понимающие что их зацепило, тут же предлагают что-то поменять. Ещё не ясно что, но поменять обязательно. Потому что непонятно что зацепило. Поменять надо, чтобы стало понятно.
А цепляют нас вещи подсознательные. Я не хочу прям вот совсем хвастаться, но иногда из-под пальцев выходят действительно глубокие вещи. Мой учитель говорил:
«Не пытайся понять глубину собой же написанного. Придут критики и нароют такого, что сам поражаться будешь своей гениальности»
Прекрасный совет как не зазнаться. Мы часто пишем из подсознания, из глубоко спрятанных переживаний, что и делает фильмы интересными. И вот приходит режиссёр и ему надо понять, что написал сценарист и разделить те чувства, которые автор текста передал для экранизации автору фильма. Тарковский, например, не понимал, как режиссёр может снимать по чужому сценарию и был по-своему прав. Поэтому здесь я и перехожу от экспозиции проблемы к её сути.
В творческие профессии люди часто идут без понимания, что они тут будут делать. Творческие профессии слишком публичны, а мифов вокруг богемы столько, что это стало своего рода религией. С храмами, толпами верующих, жертвами, адептами – всеми атрибутами сектантства, одним словом. В 1990-х точно такое произошло с бизнесом. Как только русское слово дело заменили на американское business, народ моментально слетел с катушек, надел малиновые рясы, обвешался золотыми цепями и пошёл косить капусту всеми доступными средствами – кто обманом, кто автоматом, кто натренированным лбом.
А любое творчество – это высказывание. Массовая культура это понятные высказывания, близкие большинству зрителей. Фестивальное кино допускает не совсем понятные или уж слишком мудрёные смыслы, от того массовым не считается, но не перестаёт быть искусством.
Я спросил у женщины, которая верит, что она режиссёр, о чём она бы хотела снять фильм. Вот о чём бы она сама написала сценарий? Ответа не получил. Она решила, что режиссёр это тот, кто снимает по сценарию, который ей дали, как минимум, который ей понравился. А с пониманием чем понравился, есть проблемы.
Есть у меня ещё один знакомый, который решил, что он продюсер. Даже снял полнометражный фильм и получил награду на каком-то фестивале. Но после этого слегка попрощался с крышей – не выдержал нагрузки. А потому что пришёл в кино с наскока, с подачи общественного мнения, что быть продюсером это круче, чем чабаном. Любую профессию подставьте.
И в сценаристы приходят точно так же совершенно странные люди. Собираются в сообществах, болтают о кино, о политике, о еде – обо всём, но не пишут сценариев. Как только появляется запрос на сценарий, то автору такого запроса быстро прилетает обвинение в неуважении сообщества из-за отсутствия много миллионов в обещанном гонораре. Заказчик уходит из сообщества, а "сценаристы" продолжают обсуждать погоду, автомобили, ЖКХ…
Высказался. Надеюсь, меня поняли. Канал у меня о кино, от человека, который его знает изнутри. Есть ещё и telegram канал, где коротко о событиях российского и немного международного кинематографа.