Найти в Дзене

Александр Бенуа и общество "Мир Искусства"

Портрет Александра Бенуа
Портрет Александра Бенуа

Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) — одна из ключевых фигур Серебряного века, чье творчество охватывало живопись, графику, театр, книжную иллюстрацию, искусствоведение и музейное дело. Он стоял у истоков объединения «Мир искусства», определившего культурную жизнь России на рубеже XIX–XX веков. Его наследие — это не только картины и театральные декорации, но и целая философия искусства, соединившая русские традиции с европейским модерном.

Петергоф. Большой каскад ,1901 г
Петергоф. Большой каскад ,1901 г

Детство и образование: истоки творчества

Александр Бенуа родился 3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге в семье, где искусство было частью повседной жизни. Его отец, Николай Леонтьевич Бенуа, был известным архитектором, а мать, Камилла Альбертовна, происходила из семьи итальянских зодчих Кавос. С детства Александр был окружен творческой атмосферой: он учился в гимназии Карла Мая, где подружился с будущими коллегами по «Миру искусства» — Дмитрием Философовым, Константином Сомовым, Вальтером Нувелем.

"Парад при Павле I", 1907 г.,  Государственный Русский музей
"Парад при Павле I", 1907 г., Государственный Русский музей

В 1887 году он ненадолго стал вольнослушателем Академии художеств, но разочаровался в академической системе и предпочел самообразование. В 1894 году Бенуа окончил юридический факультет Петербургского университета, однако юриспруденция его не увлекла — душа тянулась к искусству.

"Китайский павильон «Ревнивец» ,1906г., Государственная Третьяковская галерея
"Китайский павильон «Ревнивец» ,1906г., Государственная Третьяковская галерея

«Мир искусства»: рождение нового стиля

В 1898 году Бенуа вместе с Сергеем Дягилевым и Константином Сомовым создает художественное объединение «Мир искусства» и одноименный журнал. Это был манифест против застоя в русском искусстве. Бенуа критиковал передвижников, считая их работы слишком социальными и дидактичными, и противопоставлял им эстетику европейского модерна, особенно французских импрессионистов и символизма.

"Петр I на прогулке в Летнем саду", 1910 г., Государственный Русский музей
"Петр I на прогулке в Летнем саду", 1910 г., Государственный Русский музей

Одной из главных идей «Мира искусства» было стремление к синтезу искусств — живописи, театра, музыки, литературы. Бенуа увлекался книжной графикой и театром, превратив эти направления в полноценное искусство.

«Он очутился под столбами большого дома».  Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». 1918, Государственный Русский музей
«Он очутился под столбами большого дома». Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». 1918, Государственный Русский музей

Версальские фантазии

После поездки во Францию (1896–1898) Бенуа создает серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». Версаль стал для него символом ушедшей эпохи, где природа и архитектура сливались в гармонии. Одна из самых известных работ — «Прогулка короля» (1906), приобретенная Павлом Третьяковым.

В 1901 году Александр Бенуа стал издавать журнал “Художественные сокровища России”, став одним из влиятельных художественных критиков начала ХХ века.

"Прогулка короля" ,1906г., Государственный Русский музей
"Прогулка короля" ,1906г., Государственный Русский музей

Иллюстрации к Пушкину

Бенуа был одержим эпохой XVIII века, что отразилось в его графике. Он создал 37 иллюстраций к «Медному всаднику» (1903–1923), где Петербург предстает как мистический город.

«И наконец, остервенясь, на город кинулась...»  Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». 1916., Государственный Русский музей
«И наконец, остервенясь, на город кинулась...» Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». 1916., Государственный Русский музей

В 1911 году выходит издание «Пиковой дамы» с иллюстрациями художника, в которых он мастерски передал театральность, игру света и тени, детали эпохи Екатерины II.

"Германн у подъезда графини" Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», 1911г., Государственный Русский музей
"Германн у подъезда графини" Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», 1911г., Государственный Русский музей

Театр: от «Павильона Армиды» до «Русских сезонов»

Бенуа стал одним из главных реформаторов театрально-декорационного искусства. В 1907 году он оформил балет «Павильон Армиды», который позже вошел в «Русские сезоны» Дягилева. В 1909–1911 годах он был художественным руководителем «Русских сезонов» в Париже, работая с Вацлавом Нижинским, Анной Павловой и Михаилом Фокиным. В 1913 году создал эскизы к опере «Пиковая дама» в Мариинском театре. Его стиль сочетал историческую точность с театральной условностью.

"Эскиз декорации к балету Павильон Армиды"
"Эскиз декорации к балету Павильон Армиды"

Революция и эмиграция

После революции 1917 года Бенуа остался в России и активно участвовал в сохранении культурного наследия. Он руководил картинной галереей Эрмитажа, оформлял спектакли Петроградского Большого драматического театра.

Оформление спектакля “Свадьба Фигаро” в БДТ стало последней работой в театрах Советской России.

Эскиз декорации к спектаклю "Женитьба Фигаро"
Эскиз декорации к спектаклю "Женитьба Фигаро"

В 1926 году художник эмигрировал, разочаровавшись в политике советской власти.

Александр Бенуа жил в Париже и продолжал работать в «Русском балете» Дягилева и миланском театре Ла Скала. Он писал мемуары «Мои воспоминания» — один из важнейших источников о Серебряном веке.

Наследие

Александр Бенуа умер в Париже в 1960 году, оставив после себя огромное творческое наследие. Его работы хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже и частных коллекциях.

"Масленица в Петербурге". Эскиз декорации I картины" ,1917г., Государственный Русский музей
"Масленица в Петербурге". Эскиз декорации I картины" ,1917г., Государственный Русский музей

Александр Бенуа — не просто художник, а яркий представитель русской культуры, чье влияние чувствуется до сих пор.

Читайте нас в Телеграм и ВК