Сегодня, в светлый праздник Пасхи, я хочу рассказать о Владимире Денщикове. Этот удивительный человек придумал и запатентовал не имеющую аналогов в мире технику «макраме-коллаж», позволившую ему создать немало икон из обычных льняных нитей. Его искусство рождает мысли о том, что такое мастерство было вдохновлено свыше.
Льняное чудо
Владимир Денщиков родился 1 июля 1952 года в Киеве в интеллигентной семье. В юности он решил, что непременно станет актёром, и упорно шёл к своей мечте. После окончания Киевского национального университета театра, кино и телевидения снимался в эпизодических ролях, выступал на дальневосточных сценах, затем перебрался в Крым, где много лет отдал академическому русскому драматическому театру имени Максима Горького в Симферополе.
А ещё Денщиков всю жизнь страстно увлекался макраме. Он считал, что это занятие, кто бы что ни говорил, отлично подходит для мужчины, поскольку требует огромного терпения, усидчивости, точности и ответственности. Моряки, например, исстари знали технику плетения, делали чехлы для ножей, обвязывали бутылки и многое другое.
«Сначала я использовал льняной рыболовный шнур, делал из него украшения, — рассказывал журналистам Денщиков. — Лён пришёл ко мне случайно, но закрепился в творчестве надолго. Он ассоциируется с православием: прост, прочен, доступен. В нём ходили наши предки, он лечит. Недаром в старину носили льняные полоски на голове».
Он делал разные вещицы: кулоны, колье, кошельки, сумочки, а однажды для любимой жены сплёл шляпку. Денщиков постоянно совершенствовал и усложнял технику, а затем дерзнул взяться за изготовление икон. Побудило его к этому посещение храма, в котором он увидел образ Владимирской Богородицы. Но прежде чем приступить к иконе, испросил позволения у митрополита.
С тех пор лики святых он писал масляной краской (необходимые навыки сохранились ещё с художественной школы), а вот оклад целиком изготавливал из льна — неприхотливого, долговечного и исконно русского материала, который наши предки-славяне весьма почитали за его свойства.
Волшебство начиналось с того, что Владимир Анатольевич брал чистое льняное полотно, замачивал его в воде, после чего разбирал по нитям. Затем, ведомый замыслом, в течение долгих месяцев терпеливо создавал очередное чудо. Для облачения святых он придумал и запатентовал технику «рукотворной ткани», позволяющую соединять тончайшие нити друг с другом, а затем создавать красивые драпировки.
Когда его работы впервые были показаны на выставке, зрители просто ахнули и не поверили своим глазам: неужели подобные шедевры можно создать из простых некрашеных нитей, да ещё и без использования каких-либо специальных приспособлений?!
Владимир Денщиков рассказывал в интервью, что перед тем как приняться за создание очередной иконы, он обязательно постился, молился и просил благословения у Бога. На создание иконы у него обычно уходило от 3 месяцев до полугода. Но на одну из работ он потратил 14 месяцев, сделав за это время 9 миллионов (!) узелков, позволивших ему изготовить настоящее льняное кружево. При этом, что вдвойне удивительно, все иконы Владимира Денщикова полностью соответствовали канонам русской православной церкви.
Его труд во славу Божию был благословлён митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем и его духовным отцом, протоиереем Сергием, настоятелем храма Николая Чудотворца. Интересный момент, красноречиво свидетельствующий о влиянии творчества Денщикова на людей: ему постоянно присылали и приносили мотки льняной пряжи, чтобы у мастера не было недостатка в материале.
Любимое дело принесло исцеление
Помощь свыше и любимое дело позволили Владимиру Денщикову восстановиться после перенесённого инсульта. Владимир Анатольевич считал это настоящим Божьим промыслом — а как иначе? Ведь всякий раз, когда он работал над созданием иконы, его начинала слушаться частично парализованная левая рука.
Упорно продолжая свои занятия и завязывая один узелок за другим, он смог вернуть подвижность пальцам. Из-за болезни ему пришлось уйти из театра, и он стал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в Симферопольском институте культуры.
Льняные иконы стали для него не просто увлечением, а главным открытием и делом всей жизни. Обычное и всем знакомое макраме он, без преувеличения, превратил в высокое искусство. Его удивительные работы не только вызывали (и продолжают вызывать!) восхищение зрителей, но и доказывали, что подлинное мастерство — это сначала душа, а только потом техника, какой бы совершенной и уникальной она ни была.
Владимир Денщиков был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Автономной Республики Крым и народного художника Украины. В 2009 году он получил премию за достижения в области прикладного искусства. В июле 2010 года его икона «Умиление» была подарена Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, а ещё одна работа, «Святой равноапостольный князь Владимир», была преподнесена ныне покойному Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру.
Невероятные по красоте иконы Владимира Денщикова выставлялись в России, Венгрии, Австрии, Германии, и везде встречали исключительно восторженную реакцию. Интернет также способствовал тому, чтобы об уникальном мастере макраме больше узнали за рубежом.
Вот лишь несколько отзывов зарубежных пользователей сети: «Я не могу поверить, что это сделал человек! Это заставляет меня задуматься о том, какие необыкновенные ремесленные навыки были утрачены за тысячелетия. Уверен, что раньше люди делали невероятные вещи, которые сейчас, к сожалению, уже никто не сумеет повторить», «Подавляющее большинство человеческих ремёсел в наши дни заменено машинами, поэтому эти навыки часто утрачиваются. Замечательно видеть, как кто-то возрождает их и вкладывает столько времени и сил в свои проекты!», «Это потрясающе! Детали и время! Какое вдохновение для тех, кто никогда не сдаётся! Его работы заслуживают того, чтобы их увидели, а его историю — рассказали».
Вот такая история настоящего боговдохновенного творчества.
С Пасхой, уважаемые читатели! Мира и любви вам и вашим семьям!