Найти в Дзене
АСП "МАКСИМУМ"

Ледовые побоища 2

Часть 2 *** Тот знаменитый матч между ЦСКА и Philadelphia Flyers оказался хотя и заключительным в серии, но не последним в шоу-программе. Организаторы попросили гостей устроить еще одну игру – между ЦСКА и «Крыль­ями Советов». Вероятно, им было любопытно узнать, что же представляет собой советский хоккей не в сравнительном плане, а, так сказать, в чистом виде. В результате вашингтонскую публику (более 10 тысяч зрителей) потешили спектаклем – вне всяких сомнений, постановочным. О чем свидетельствует не только характерный для шоу ничейный счет 7:7, но и то, что четыре шайбы в этом матче были заброшены в меньшинстве, тогда как большинство реализовано всего дважды. Говорят, игра начиналась нормально, а срежиссирована была только в первом перерыве, когда ЦСКА вел 4:1. Режиссер давал установку по телефону из Москвы. Вообще «политические моменты» в этих сериях присутствовали постоянно. Выражалось это не только в том, что «нельзя проигрывать капиталистам», для чего даже сильный ЦСКА превращ

Часть 2

*** Тот знаменитый матч между ЦСКА и Philadelphia Flyers оказался хотя и заключительным в серии, но не последним в шоу-программе. Организаторы попросили гостей устроить еще одну игру – между ЦСКА и «Крыль­ями Советов». Вероятно, им было любопытно узнать, что же представляет собой советский хоккей не в сравнительном плане, а, так сказать, в чистом виде. В результате вашингтонскую публику (более 10 тысяч зрителей) потешили спектаклем – вне всяких сомнений, постановочным. О чем свидетельствует не только характерный для шоу ничейный счет 7:7, но и то, что четыре шайбы в этом матче были заброшены в меньшинстве, тогда как большинство реализовано всего дважды. Говорят, игра начиналась нормально, а срежиссирована была только в первом перерыве, когда ЦСКА вел 4:1. Режиссер давал установку по телефону из Москвы.

Вообще «политические моменты» в этих сериях присутствовали постоянно. Выражалось это не только в том, что «нельзя проигрывать капиталистам», для чего даже сильный ЦСКА превращался в сборную, не говоря о клубах послабее; ради этого проводились эмоциональные идеологические накачки, а виновников поражения могли серьезно потрепать – и трепали – по комсомольской и партийной линии. Доходило и до смешного. Скажем, в телевизионной трансляции матча третьей серии Detroit Red Wings – «Крылья Советов» (надо ли уточнять, что «Крылышки» были усилены шестеркой непоследних хоккеистов, забросивших три шайбы из пяти и отметившихся ассистентами в двух оставшихся голах) комментатор ухитрился ни разу не произнести фамилию одного из лидеров соперника, проведшего на площадке много игрового времени и даже забившего гол. Дело в том, что фамилия эта была Недомански – знаменитый чех, убежавший от социализма в США, да и до побега отличавшийся ярко выраженной нетерпимостью к русским во встречах сборных СССР и ЧССР. Ну так если партия решила, что Недомански как бы не существует в природе, – значит не существует!

*** Со второй серии новогоднее противостояние стало уже традиционным и продолжалось три сезона подряд. Но очередной виток холодной войны прервал традицию на взлете, и следующей серии пришлось ждать шесть лет.

Место встречи – Ленинград

В 1989 году взаимоотношения вышли на принципиально новый уровень: привычному уже зимнему вояжу советских команд в Америку и Канаду предшествовал приезд клубов NHL в СССР. К нам приехали Calgary Flames (между прочим, действующий обладатель Кубка Стэнли) и Washington Capitals, проведшие восемь встреч в Москве, Ленинграде, Киеве и Риге. Могли еще сыграть и в Воскресенске, но принимающая сторона решила на всякий случай не пугать дорогих гостей промышленным подмосковным городком, в результате чего «Химик» принимал Calgary не у себя дома, а в Ленинграде.

*** С городом на Неве связан еще один курьезный случай – из следующей серии, также осенней и предваряющей зимнюю суперсерию. В 1990 году те же четыре советских города встречали Montreal Canadiens и Minnesota North Stars, хотя вместо Ленинграда мог быть задействован Ярославль – по той простой причине, что решено было выставить с нашей стороны восемь сильнейших команд, а СКА в их число попросту не входил. Но монреальцы кровь из носу хотели побывать в Ленинграде и без соблюдения этого обязательного условия грозились вообще отказаться от участия в серии. Советские функционеры в конце концов приняли соломоново решение, выставив против Montreal команду под названием СКА, но более чем наполовину составленную из ярославцев и руководимую смешанным тренерским дуэтом. Что, впрочем, не помогло: гости выиграли 5:3.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)