Морской бриз, скрип деревянного судна, мерцание сокровищ в трюме — и флаг с весёлым Роджером, гордо развевающийся на мачте. Мы все росли на историях о дерзких корсарах и благородных разбойниках семи морей.
Голливудские ленты и приключенческие романы подарили нам романтичный образ пирата: слегка небритого ловеласа с золотым сердцем, бутылкой рома и неизменным «Йо-хо-хо!» на устах. Нам хотелось быть ими — свободными, не признающими законов, с картой сокровищ в руках и попугаем на плече.
Но реальность была куда прозаичнее. На смену приключениям приходили цинга, грязь, предательство и жестокость.
Между романтикой пиратской жизни и её настоящим ликом — целая бездна.
В этой статье мы разберём 7 главных мифов о пиратах, в которые до сих пор наивно верят миллионы людей, насмотревшись голливудских фильмов.
Миф №1 — Все пираты были вне закона
У большинства людей слово "пират" вызывает ассоциации с морским разбойником, живущим на грани закона, вроде Джона Сильвера из "Острова сокровищ" или Джека Воробья из "Пиратов Карибского моря".
Однако в реальности всё было куда сложнее и неоднозначнее.
Во времена так называемого Золотого века пиратства (примерно с 1650-х до 1730-х годов) большая часть "пиратов" были не совсем вне закона. Напротив, многие из них действовали абсолютно легально и именовались каперами — частными лицами, которым государство предоставляло лицензию на захват и грабёж вражеских судов.
Каперские свидетельства (или патенты) выдавались европейскими державами — в первую очередь Англией, Францией и Испанией — и представляли собой своеобразную форму военного контракта на разрешенное пиратство.
Получив такое разрешение, капитан корабля мог атаковать суда противников короны, не рискуя быть признанным преступником. Более того, доля от награбленного передавалась государственной казне, что делало такую форму "пиратства" выгодной для обеих сторон.
Особенно активно Англия использовала каперов для подрыва экономических интересов Испании. Испанские галеоны регулярно перевозили из Нового Света в Европу золото, серебро и другие ценности, и их разграбление английскими каперами позволял англичанам существенно ослабить позиции Испанской короны.
Тем не менее границы между капером и пиратом были весьма размыты.
Многие капитаны, даже имея каперские грамоты, злоупотребляли полномочиями и нападали на торговые суда своих же соотечественников.
Среди таких фигур был даже Генри Морган — один из самых известных каперов (пиратов) своего времени, не брезгающий тем, чтобы разграбить английские торговые корабли, которого позже, кстати, король Карл II даже посвятил в рыцари.
С окончанием крупномасштабных войн и снижением интереса к перехвату испанских кораблей, европейские государства начали отказываться от практики каперства. Уже в начале XVIII века каперские лицензии были официально отменены, а подобная деятельность приравнена к обычному пиратству с соответствующим наказанием — чаще всего публичным пoвeшением.
Это означает, что уже в начале XVIII века между каперами и пиратами не было никакой разницы с юридической точки зрения в любой европейской стране.
Миф №2 — Все пираты плавали под флагом «Весёлого Роджера»
Череп с костями на чёрном фоне, известный как "Весёлый Роджер", является самым знаменитым символом пиратства и часто воспринимается как универсальный флаг всех морских разбойников, который красовался на каждом пиратском корабле.
Однако — это миф.
В реальности у пиратов не существовало единой символики. Пираты не ходили под единым флагом. Каждый капитан придумывал собственный флаг, который отличал его корабль от других. Например, у "Чёрной Бороды" (Эдварда Тича) на флаге был изображён скелет с копьём, у Джека Рэкхем — череп с двумя саблями.
Все эти флаги были инструментом устрашения (ведь увидя, например, флаг Чёрной Бороды, торговое судно могло сразу сдаться без боя, поскольку понимало насколько опасная группа пиратов им противосстоит. А неизвестной группе пиратов (иногда), например, можно было даже попробовать дать отпор.
То есть пиратские флаги должны были моментально вселить страх в экипажи торговых судов и склонить их к капитуляции без боя.
Но почему все пиратские флаги похожи своей стилистикой?
Всё дело в том, что тематика таких флагов часто вдохновлялась популярной в то время философией memento mori — "помни о смерти". Черепа, песочные часы, скелеты, копья, сердце с каплями крови — всё это символизировало скоротечность жизни и неизбежность конца. И такая мода существовала не только на море, но и на суше среди европейских джентльменов. Аксессуары с черепами и костями тогда прочно входили в моду, и пираты также перенимали её.
Ну а "Весёлый Роджер" стал универсальным символом пиратства гораздо позже, лишь в XX веке, как раз когда Голливуд романтизировал образ пирата в своих фильмах.
Миф №3 — Пиратская жизнь была полным романтики приключением
Благодаря книгам и фильмам образ пирата стал чем-то между искателем приключений, поиском сокровищ, бунтарём и морским философом. Джек Воробей, с его чарующей манерой речи и духом свободы, закрепил в массовом сознании представление о пирате как харизматичном герое, плавающем на корабле в поисках приключений и попивающим ром.
Но реальность была далека от этого образа.
Настоящие пираты были крайне жёсткими и зачастую безжалостными людьми. Многие из них имели криминальное прошлое: бывшие дезертиры, каторжники, беглые рабы, наёмники. Кроме того, пиратская жизнь статистически заканчивалась очень быстро. Согласно историческим данным, средняя продолжительность пиратской карьеры составляла всего от 3 до 5 лет — за это время пират либо срывал крупный куш и пытался скрыться (что случалось крайне редко), либо оказывался на виселице или становился добычей морских хищников.
Поэтому в реальности жизнь пирата напоминала постоянную борьбу за выживание среди настоящих отбросов общества, нежели чем жизнь в группе веселых людей ищущих приключений в карибском море. Конечно в каперских командах могло быть всё куда-более цивилизованно, но мы же говорим о настоящих пиратах.
Миф №4 — Пиратам вручали «Чёрную метку» как потенциальный приговор к смерти
«Чёрная метка» — одна из самых запоминающихся деталей в вымышленных историях о пиратах. По легенде, получив такой знак, пират понимал: его ждёт суд, изгнание или даже смерть. В «Острове сокровищ» от Роберта Льюиса Стивенсона Билли Бонс был настолько потрясён получением чёрной метки, что не выдержал шoкa и cкoнчaлся от инсульта почти сразу.
В кино чёрная метка нередко получает мистическую окраску: как в «Пиратах Карибского моря», где она становится магическим знаком, привлекающим Кракена.
Но в действительности никаких "чёрных меток" у пиратов не существовало.
Это — литературный вымысел, придуманный Стивенсоном для усиления драматизма и таинственности.
Если в пиратской команде возникали недовольства своим капитаном или членами экипажа, решение принималось демократично — путём голосования или бунта. Иногда недовольного просто выбрасывали за борт или оставляли на необитаемом острове. Но никакие "официальные" предупреждения вроде меток не применялись — пиратам была не нужна излишняя театральность.
Миф №5 — Пираты были вредителями, не приносящими пользы обществу
Хотя пираты действительно грабили и убивали, иногда они оказывались и невольными благодетелями. Их деятельность, как ни парадоксально, способствовала развитию торговли, экономики и даже инфраструктуры в отдельных регионах.
- Во-первых, пираты снабжали Европу ценными товарами из Нового Света: специями, табаком, экзотическими животными, редкими тканями. Эти товары продавались гораздо дешевле, чем на официальных рынках, ведь пираты не платили пошлин и не имели издержек торговых компаний.
- Во-вторых, пиратство дало возможность заработать тысячам людей, которые иначе остались бы без работы: от бывших матросов до беглых рабов. После проведения политики огораживания в Британии стремительно выросло число бедняков — по оценкам, нищими стали около 20% из почти четырёх миллионов жителей страны. Только при правлении Генриха VIII за бродяжничество и попрошайничество было кaзнeно свыше 70 тысяч человек. Люди спасались бегством в поисках лучшей жизни — нанимались в экипажи кораблей, лишь бы не угодить под жёсткий "Закон о нищих". Многие из них вскоре становились пиратами, постоянно пополняя их ряды. И это был не только британский поток: из более населённой Франции, а также из Испании и Португалии, люди так же массово устремлялись в Новый Свет.
- На Ямайке, например, целый пиратский порт Порт-Роял (напоминающий почти целый город) процветал именно благодаря пиратам. Они активно сбывали там свою добычу, тем самым наполняя рынок товарами и деньгами. Нечто подобное происходило на Тортуге и других островах Карибского бассейна. Пиратские доходы субсидировали сахарные плантации, развитие портов и даже строительство первых европейских поселений на островах между Северной и Южной Америкой.
В долгосрочной перспективе пиратство стало частью идентичности целого региона. Сегодня Карибское море ассоциируется с пиратским прошлым настолько прочно, что даже весь современный туризм на этих островах построен в первую очередь на историях о пиратах.
Миф №6 — Пираты закапывали сокровища и рисовали к ним карты
Популярный миф о пиратах, закапывающих сундуки со своим награбленным золотом на безлюдных островах и оставляющих карты с крестиками, прочно укоренилась в массовом сознании.
Вот только в реальности пираты не видели смысла в накопительстве. Какой человек вообще решит закопать свои собственные деньги, которые ему достались с таким огромным трудом и риском для жизни?
Жизнь пирата была короткой, опасной и непредсказуемой. Мы уже упоминали об этом выше. Большинство либо погибали в бою, либо оказывались на виселице. Поэтому деньги после грабежа пиратами тратились сразу: на выпивку, азартные игры, женщин или новое оружие. Они не занимались накопительством, по крайней мере большинство из них. Конечно же в истории были пиратские капитаны уходящие на пенсию и становившиеся даже губернаторами, но это скорее редкое исключение из правил.
В целом у пиратов существовали чёткие правила дележа награбленного, и каждый знал, сколько ему полагается с учётом его ранга (капитан конечно же получал больше всех, за ним следовал квартмейстер, боцман, артиллерист, плотник, кок и все остальные) — всё это прописывалось в так называемом пиратском уставе.
Однако насчет закапывания сокровищ существует несколько ярких исключений, которые стали основой мифа о пиратских сокровищах:
- Английский пират сэр Фрэнсис Дрейк велел своей команде закопать несколько тонн золота и серебра вдоль побережья Панамы, чтобы скрыть их от испанцев, которые преследовали его. Однако вскоре после этого он вернулся и вытащил всё своё добро обратно. Закопанными сокровища были всего лишь несколько дней.
- В 1832 году пираты под предводительством капитана Педро Хиберта также спрятали своё богатство на пляже в Западной Африке, чтобы скрыться от британского охотника за пиратами. Однако они не собирались оставлять его там надолго, и уже через несколько недель вернулись, чтобы выкопать сокровища, прежде чем оказались в суде.
Так что закопанные сундуки с сокровищами и нарисованными к ним картами в целом являются выдумкой.
Миф №7 — Пираты заставляли своих жертв «ходить по доске»
Один из самых ярких и запоминающихся образов пиратской мифологии — пленник с завязанными глазами, медленно идущий по узкой доске, свисающей за борт корабля, под угрозой сабель и насмешек экипажа.
Эта сцена стала неотъемлемой частью голливудских фильмов и приключенческих романов, таких как «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона и «Питер Пэн» Дж. М. Барри.
Однако, как это часто бывает, реальность далека от подобнвых театральных представлений.
Исторические исследования показывают, что практика «хождения по доске» была единичным явлением, если вообще имела место быть.
В период Золотого века пиратства (примерно 1650–1730 гг.) пираты предпочитали более прямолинейные и эффективные методы избавления от нежелательных лиц, вроде простого выбрасывания за борт или оставление человека на необитаемых островах (марунинг).
Такие действия не требовали сложных приготовлений и были более практичными в условиях морской жизни.
Первое документальное упоминание о «хождении по доске» относится к концу XVIII века, когда в газете The Public Advertiser сообщалось о случае, произошедшем в Карибском море, где пираты якобы заставили экипаж захваченного судна идти по доске. Однако этот инцидент произошел уже после окончания Золотого века пиратства. Другие случаи, описанные в источниках XIX веков, также (зачастую) являются сомнительными по достоверности и написанными уже после той самой эпохи пиратства.
Интересно, что термин «ходить по доске» начал широко использоваться в литературе и фольклоре лишь в XIX веке. Однако именно литература и голливудские экранизации сделали этот пиратский способ избавления от противников столь популярным и узнаваемым.
Таким образом, хотя идея «хождения по доске» прочно укоренилась в массовом сознании как символ пиратской жестокости и театральности, исторические данные свидетельствуют о том, что это скорее литературный вымысел, чем реальная практика.