На днях мы погрузились в сказочный мир так называемых «русских лаков», порассуждали про культурный код России и научились различать фирменный стиль четырёх разных школ - Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. 😊 Ну, почти научились! Обязательно расскажу, чем они принципиально отличаются.
Экспозиция включает в себя более 130 работ из фондов Всероссийского музея декоративного искусства: шкатулки, коробочки, подносы, табакерки, кубки, бочонки и другие вещицы, рассказывающими истории из жизни нашего царства-государства.
Самый впечатливший сюжет, пожалуй, «Путь к звёздам». На шкатулке изображён и дерзкий холоп Никитка, облетевший резиденцию Ивана Грозного на самодельных крыльях, и первый полёт на воздушном шаре в саду Кадетского корпуса Санкт-Петербурга, и чудо-дирижабль в облаках, и отец российской космонавтики Циолковский, и первая ракета, устремлённая ввысь! Очень тонкая грань между миром сказочным и миром реальным. 😉
Царь-император в опасной компании
Родиной лаковой миниатюры считают Китай (правда, Япония с этим спорит!). В России первые расписные подносы, веера и ширмы появились в XVII веке, благодаря активной торговле с Поднебесной. Петр Первый был настолько впечатлён «лаковым делом», что для дворца Монплезир в Петергофе были заказаны 94 лаковых панно «под Китай», а в окрестностях Москвы и Петербурга начали работу множество самобытных лаковых мастерских. Уцелели только четыре центра: Федоскино в Московской области, Палех и Холуй - в Ивановской и Мстёра - во Владимирской. Не была ни в одном, после этой выставки хочу посетить. Очень интересно увидеть населённые пункты, в которых раньше жили преимущественно одни художники и создавали такую красоту.
К сожалению, на выставку в Тулу не привезли работы времён царской России. Поэтому глядя на шкатулку с портретом Николая Второго, у меня было ощущение, что царь слегка заблудился в этом мире папье-маше.
Изо всех витрин вокруг императора на нас смотрели «сказочные сюжеты» с будёновцами, тачанками, колхозами, стройками века, марширующими пионерами и всяческими подвигами Страны Советов. Листайте карусель, покажу некоторые работы - для понимания, о чём я.
На первый взгляд и не скажешь, например, что роспись на этой шкатулке посвящена планам ГОЭРЛО, а три синих коня - это Днепр. Сказочно, тонко, изящно! И такое впечатление у меня было почти от всех работ.
Федоскино - родина «русских лаков»
Село Федоскино Московской области считается родиной «русских лаков». Всё началось с козырьков для армейских головных уборов, производство которых наладил купец Петр Коробов в конце ХVIII века. Позже он расширил ассортимент своей фабрики за счёт табакерок с лаковыми картинками, а его предприимчивый зять Петр Лукутин внедрил на производство художественную роспись и пополнил ассортимент шкатулками, солонками, чайницами, ручками зонтов и рукоятками тростей.
Как узнать работы из Федоскино? Сюжеты всегда реалистичны - сцены из жизни, исторические события, копии известных русских картин. Шкатулки из Федоскино обычно декорируются «сканью» - узором из миниатюрных пластинок фольги и щедро покрываются лаком - в несколько слоев. Плюс эффект свечения за счёт сусального золота и металлического порошка, нанесённого перед росписью. Листайте карусель, там «Лампочка Ильича», «Балет», «Встреча победителей» и др.
Палех - легенда из Ивановской области
Мастера из Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря, село славилось иконописцами, начиная с XVIII века. После революции в Палехе, благодаря художнику-иконописцу Ивану Голикову, был основан новый промысел по росписи шкатулок, портсигаров, брошей и создана артель. В итоге стараниями местных мастеров палехские шкатулки в 1920-х годах стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже.
У Палеха очень узнаваемый стиль - сказки и былины, «рассказанные» золотыми красками на чёрном фоне, в стиле русской иконописи. У персонажей - вытянутые фигуры. Ни с чем не перепутаешь.
Мстёра: от «мелочных писем» к пудреницам
В наши дни уникальной мстёрской росписью украшают шкатулки, коробочки, пудреницы и копилки. А начиналось всё с «мелочных писем» - миниатюрных икон, которые писались мастерами Богоявленского монастыря с XVII века. После революции иконы оказались под запретом, и мстёрские мастера занялись «Пролетарским искусством» (артель в общем-то так и называлась).
Для Мстёры (напомню, что это посёлок во Владимирской области) характерна прорисовка фона - пейзажа и жизнерадостные цвета (зеленовато-голубые оттенки, солнечная охра, красный), а вот чёрный в росписи используется по минимуму. В качестве сюжетов берутся сказки, былины, исторические события, деревенские сценки. Про стиль из Мстёры говорят - немного лубка, немного голландского пейзажа и чуть-чуть персидских орнаментов. Листайте карусель, смотрите сами...
Не могу не показать мстёрскую шкатулку «Первое сентября» с увеличением. По ней можно сочинения писать, столько тут интересных персонажей, включая игривого Ленина, первую учительницу-модницу и синюю корову.
Шкатулка «По родному краю» тоже заслуживает отдельного внимания. Во-первых, она посвящена внутреннему туризму, 😅 а во-вторых, мне очень нравится невыездная пионервожатая. Что с ней вообще?
В финале покажу одну современную работу из Мстёры. Из песни, как говорится, слов не выкинешь, это тоже страница российской истории.
Холуй! Ударение на первый слог
Холуй в Ивановской области - слобода, пожалованная князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Холуй славился художниками, которые писали образки «Видения Богоматери преподобному Сергию» для Троице-Сергиевой лавры. Был обычай - дарить их паломникам лавры. После революции местные мастера переквалифицировались на роспись шкатулок, ларцов «под старину», пудрениц и игольниц. Сюжеты - природа, фольклор, исторические события, литературные герои.
Как отличить работы Холуя? Они золотят только небесные светила (луну, солнце, звёзды), купола, кресты и фонари. Часто есть золотое или серебряное обрамление - как багет в картине, фон - чёрный. Основные тона - сине-зелёные и красно-коричневые, но бывают и исключения. Вот, например. А я думала - сова. Я думала, что Мстёра, оказалось - Холуй.
Новое слово в лаковой миниатюре
В финале покажу самую недавнюю работу в технике лаковых миниатюр, представленную на выставке. Это скульптурная форма «Паззлы моей памяти» (2024 г.). Думаю, паззлы понятные и созвучные личным воспоминаниям - Цой, кефир, сырок «Дружба», сок в конусах, хрустальная люстра, ШБ, Олимпийский мишка, отрывной календарь... Как считаете, получилось у авторов сложить слово «Вечность» или холодом всё это веет?
Чтобы не делать эту публикацию бесконечной, с вашего позволения я поставлю точку этой «космической работой».
Всем мира и интересных выставок! Ваш Душевный шагомер. ♥ Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное. Как вам лаковые миниатюры? Какие сюжеты порадовали, какие расстроили, какие восхитили? Ощущаете гордость за мастеров российских? Бывали в Федоскино, Палехе, Холуе и Мстёре? Поделитесь впечатлениями.
- Выставка продлится до 29 июня 2025 года. Тульский краеведческий музей: Тула, ул. Советская, 68. Вторник, среда и воскресенье - 10.00–18.00; четверг, пятница, суббота - 10.00–20.00, понедельник - выходной.