«Лучше фильма» — говорили мне все знакомые, но я была настроена скетично. Ведь экранизация — шедевр! Который я пересматриваю каждый год, все фильмы, плачу над сценой восстания и вдохновляюсь новыми идеями!
После прочтения мое мнение не изменилось. Но когда в тот же день, не выдержав, я заново посмотрела фильм… я поняла.
Экранизация — по-прежнему гениальна, она очень точная и урезает только некоторые моменты, которые после просмотра, словно в режиссерской версии, любопытно найти в книгах.
Просмотр фильмов для чтения мне наоборот, очень помогал, так как Сьюзен Коллинз не разменивается на долгие описания экспозиции или нарядов капитолийцев. Но в итоге — это совершенно другой уровень.
Сюжет мы все знаем: будущее, государство Панем, состоящее из двенадцати бедных дистриктов и столицы Капитолия, после подавленного восстания много лет назад были учреждены Голодные игры. Из каждого дистрикта путем лотереи выбирается юноша и девушка. На арене они встретятся. Выживет лишь один.
Расскажу про свои впечатления от книги в сравнении с фильмом, без этого никуда.
Я была удивлена достаточно сухим языком в книге. Здесь нет метафор, вкусных описаний, или каких-то изысков, однако при этом текст читается легко и затягивает главным достоинством — он рассказывает историю. Объемно и мощно.
В тексте меня поразил сильный внутренний монолог Китнисс, так как рассказ ведется от ее лица. В фильме эти вещи были решены иначе, через визуал, но в тексте услышать каждую из ее мыслей было обескураживающе. Много тонких моментов.
Например, на арене абсолютно каждое действие было проанализировано. В фильме, где искать раненого Пита, говорит Рута «он вроде у ручья», но в книге Китнисс доходит до этого вывода сама, путем сложной логической цепочки.
За этими мыслями дико интересно наблюдать. Особенно во взаимодействии с Хеймичем на арене. Интуитивном. В фильме это было решено через записки, присылаемые в парашютами от спонсоров, но в книге Китнисс интуитивно улавливала, чего хочет ментор. «Я умираю от обезвоживания и прошу помощи. Он мне ее не присылает. Почему? Точно, потому что я сам почти добралась до воды». Этот момент придает такого объема характерам всех трех героев, что в этом сложном взаимодействии купаться хочется.
Еще — повествование полностью ведется от лица Китнисс в книге. В фильме мы видим разговоры президента Сноу с распорядителями, рекламные вставки с ведущими, волнения в дистриктах, иногда реакции родных. Для экранизации — это шикарный ход, чтобы показать всю картину, но в книге те же самые вещи воспринимаются с другого угла зрения, ведь Китнисс на арене, и не знает, что происходит за ней.
Только догадывается — а это опять внутренний монолог. Что меня особенно поразило — Китнисс всегда помнит, что за ней наблюдают камеры. В любой момент, даже самый интимный. В фильме это тоже показано, но не так ярко и не в течение нескольких недель, пока Трибуты борются за выживание.
Китнисс догадывается, какие моменты будут показаны на экранах, какие нет. Из-за этого после прочтения книги на экранизацию я смотрела совершенно иначе: мне было жутко. Я — была на месте капитолийцев, которые смотрят Голодные игры. Ведь на их экранах показывали не только отбивки с ведущими на фоне — все, абсолютно все кадры, которые мы, как зрители, видим из происходящего на арене — это не операторская работа или «мы видим то, что было на самом деле» — все это — съемка шоу. О котором Китнисс помнит каждую секунду. Это для меня стало открытием.
В книге я также обратила внимание на очень тонкий момент — голод. В Дистрикте 12 люли голодают и семья Китнисс голодала тоже, пока она не начала охотиться. Но даже тогда не доедала. Поэтому всю книгу мы будем вместе с ней обращать внимание на каждый прием пищи. Радоваться плотным ужинам, распределять орехи и коренья на завтрак на арене, охотиться на крольчатину и умирать от обезвоживания будем вместе.
Из этого вытекает следующий классный, зацепивший меня момент — выживание. В тексте описаны такие подробности, о которых я бы даже не подумала. Например, то, что после сильно обезвоживания в течение двух суток, Китнисс, находя пруд, не напивается воды вдоволь: сначала обеззараживает воду йодом и бутылку выпивает в течение двух часов, чтобы организм привык. Таких деталей во время Игр много и они захватывают. Как и характер героини, который помог ей выжить.
И, конечно, любовь. В фильме отлично передали сложные отношения Пита и Китнисс, напарников на Играх, однако, разумеется, в книге мы видим этого больше. И только ее глазами: иногда жесткими, но все же молодыми и нежными за броней. Видим отношение Пита к ней и много рефлексии Китнисс по этому поводу, после каждого прикосновения или поцелуя. Рефлексии многогранной: да, про чувства, догадки, на сколько это серьезно для него или для нее, но также — что это значит для выживания. Понравилось зрителям, как она прикоснулась к его лбу губами? Или нужно больше? Сколько правды в словах Пита, он ведь тоже играет, тоже помнит, что это шоу?
В этом плане книга жестче. Выживание молодых людей на арене, драки и смерти более кровавые. Последствия в эмоциональном и физическом плане сложнее. История проникает в читателя-зрителя глубже.
За этим больно и интересно наблюдать. Все в тексте, от локаций до мыслей Китнисс, выглядит ярко, незабываемо.
А то, что она не знает о событиях в окружающем мире, бьет под дых вместе с новостями после победы: Капитолий в ярости.
🔹️Давайте все вместе поприветствуем нового трибута! — заливается Эффи.
К великой чести жителей Дистрикта-12, ни один из них не зааплодировал. <…> Я стою ни жива ни мертва, пока многотысячная толпа застывает в единственно доступном нам акте своеволия — молчании.
🔹️Я уже не раз видела, как она возвращала к жизни людей, раздавленных горем. Наверное, это болезнь, но мы не можем себе позволить так болеть.
🔹️– Китнисс, это ведь все равно что охота. А ты охотишься лучше всех, кого я знаю.
– Это не просто охота. Они вооружены. И они думают.
– Ты тоже.
🔹️«Не будь дурой. Он только и думает, как тебя прикончить, — одергиваю я себя. — Завлекает, чтобы ты стала легкой добычей. Чем он любезнее, тем опаснее».
Почему бы ему не подыграть? Я встаю на цыпочки и целую его в щеку. Прямо в синяк.
🔹️– Рад снова видеть твои глаза
🔹️«Видишь ту девочку? Я хотел жениться на ее маме, но она сбежала с шахтером».
«Зачем она убежала с шахтером, если могла выйти за тебя? » А отец ответил: «Потому что когда он поет, даже птицы замолкают и слушают»
<…>
– А потом, в тот же день, на уроке музыки учительница спросила, кто знает «Песнь долины», и ты сразу подняла руку. Учительница поставила тебя на стульчик и опросила спеть. И я готов поклясться, что все птицы за окном умолкли. И когда ты закончила, я уже знал, что буду любить тебя до конца жизни… А следующие одиннадцать лет собирался с духом, чтобы заговорить с тобой.
🔹️Не оставляй меня здесь одну, — умоляю я, потому что точно знаю: если Пит умрет, я никогда не вернусь домой по-настоящему. Всю оставшуюся жизнь я проведу здесь, на арене.
Сложные полутона истории продолжатся дальше, но про произведение вот что скажу. Фильмы — шикарны. Но книги — читать после обязательно.