Найти в Дзене

Их нравы: чем удивила нас Пасха в Испании - Semana Santa и покаянные шествия в Севилье (как они связаны с Ку-клукс-кланом и Инквизицией)

Оглавление
Религиозные шествия в период Страстной недели в испанской Севилье
Религиозные шествия в период Страстной недели в испанской Севилье

Для прогулки по центру Севильи день мы выбрали не самый удачный, точнее - для спокойной прогулки по центру города. Ведь оказывается, туристы из разных стран специально едут в Севилью в эти дни, именно, чтобы оказаться там, куда случайно забрели мы.

За время нашего путешествия уже поняла, что никаких пасхальных ярмарок в Португалии и Испании (как мы привыкли видеть в Москве и как это было в других европейских странах) нет и не будет: в Португалии мы нашли одну, но она больше походила на алко-вечеринку, а в Севилье Пасхальная ярмарка, именуемая апрельской, проходит ярко и очень празднично, но... уже после Пасхи. И в этом году апрельская ярмарка вообще в мае… такая вот логика.

Именно отсутствие привычного предпасхального ажиотажа и ввело нас в заблуждение и мы и не подумали о том, что тут может быть своя специфика.

Специфика Испании, и в первую очередь как раз этим славится Севилья (а мы из трех недель путешествия как раз на нее оставили последние несколько дней на Страстной неделе), в том, что здесь на Страстной неделе (она же Semana Santa) проводятся шествия религиозных братств и выглядит это, прямо скажем, для нас очень непривычно.

16 апреля, когда мы вышли прогуляться по центру Севильи, - Великая среда, день, когда Иуда предал Иисуса Христа за 30 серебряных монет, и, оказывается, в Севилье Великая среда - один из самых важных дней Страстной недели.

Semana Santa (Страстная неделя) в Севилье

В Севилье самое большое число религиозных братств, которые участвуют в процессиях на Страстной неделе, всего их около 60 и все они в течение недели проходят по улицам города к Севильскому собору, соответственно представляете себе, что и график этих шествий очень насыщенный. Севилью даже называют неофициальной столицей Страстной недели и, считается, что шествия тут наиболее яркие и зрелищные.

В начале каждой процессии несут большой крест ("Путеводный крест").

Также во время шествия участники братства несут огромные платформы (пасо) (до трех на процессию) с фигурами Девы Марии, Христа или святых, которые в зависимости от дня недели могут изображать различные библейские сцены и сами практически являются произведениями искусства.

Пасо с фигурой Девы Марии на Семана Санта в Севилье
Пасо с фигурой Девы Марии на Семана Санта в Севилье

Пасо эти очень тяжёлые и, разумеется, уронить их никак нельзя, поэтому у людей, которые их несут (косталерос) работа очень ответственная, а мышцы - крепкие, при этом идут они практически вслепую, поскольку платформа закрыта мантией.

Основную же часть процессии составляют "кающиеся" члены братств (назаренос), одетые в длинные мантии и высокие остроконечные колпаки с прорезями для глаз, некоторые из них идут босиком.

Назаренос (кающиеся грешники) на улицах Севильи
Назаренос (кающиеся грешники) на улицах Севильи
Назаренос (кающиеся грешники) на улицах Севильи
Назаренос (кающиеся грешники) на улицах Севильи

Длинные балахоны и остроконечные колпаки (называемые капироте) этих людей вызывают у многих ассоциацию с Ку-клукс-кланом, и сходство безусловно имеется, однако Ку-клукс-клан (организация расистская, а не религиозная) образовался гораздо позднее. Возможно, в основу их костюма и были положены костюмы назаренос (хотя никаких достоверных сведений об этом нет), но уж точно не наоборот.

Назаренос в белых одеяниях на улицах Севильи
Назаренос в белых одеяниях на улицах Севильи
Ку-клукс-клан (фото из интернета)
Ку-клукс-клан (фото из интернета)

История происхождения капироте - унижение, наказание, инквизиция и жестокие казни

Несмотря на то, что одеяние назаретос не имеет отношения к расизму и ку-клукс-клану, выглядит оно все равно довольно зловеще и история его не является светлой и позитивной.

В XV-XVI веках в период Инквизиции, жестоко боровшейся с еретиками (по сути - с любыми отступлениями от официальной религии), проводились так называемые аутодафе (исп. auto de fe - "акт веры") - торжественные религиозные церемонии оглашения и исполнения приговоров Инквизиции, как правило, казни - сожжение на костре.

Аутодафе устраивались максимально публично, на главных площадях городов при огромном скоплении народа.

Осуждённых вели через весь город в торжественной процессии с длинными свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.

Символом унижения и позора для осужденных была одежда - холщовый балахон (самбенито), а для осужденных за тяжкие преступления - высокий острый колпак (капироте).

Картина "Аутодафе" испанского живописца Франсиско Гойи, описывающая сцену из трибунала испанской инквизиции внутри церкви (фото из интернета)
Картина "Аутодафе" испанского живописца Франсиско Гойи, описывающая сцену из трибунала испанской инквизиции внутри церкви (фото из интернета)

На площади перед зрителями осужденным зачитывали приговоры и еще раз предлагали покаяться. Тех, кто примирился с церковью могли "помиловать", например, перед сoжжением милосердно удyшить веревкой. Ну а потом собственно и происходило то, ради чего собирались зрители - исполнение приговоров.

Первое аутодафе (сoжжение) шести человек состоялось в Испании в 1481 году. Как вы думаете, где? В Севилье.

В Севилье же в сентябре 1559 года состоялось одно из самых крупных аутодафе (именуемое "великим аутодафе"), где наказанию были подвергнуты 102 человека, из которых 22 были кaзнены. Происходило оно на площади Святого Франциска, где заранее установили трибуны для многочисленных зрителей, к которым через весь город двинулась процессия, в начале которой несли 6-метровый крест, а осужденные шли в холщовых самбенито, высоких остроконечных колпаках с длинными свечами в руках...

Капироте - колпак члена религиозного братства в Севилье
Капироте - колпак члена религиозного братства в Севилье

Тогда же, в XVI веке начали проводить и религиозные шествия в период Semana Santa, а после прекращения инквизиции капироте стали символизировать покаяние. Первыми во время Страстной недели их стали носить члены одного из севильских братств в XVIII веке.

Сейчас капироте считаются символом не только смирения и покаяния, но и духовного возвышения (чем выше колпак, тем ближе к Богу), и в дни проведения шествий носить их могут только члены братств.

Вот тут кстати не понятно, а почему каяться нельзя другим... А если серьезно, то для меня религиозные войны, как и преследование за веру, всегда были за гранью понимания. Вера - это ведь про добро, свет, что-то лучшее и более духовное, чем мы... Не понимаю, как верой можно оправдывать жестокость, пытки, смерти... Поэтому костюмы и традиции, напоминающие о подобных вещах, воспринимаю довольно сложно...

Но вернемся из времен инквизиции к дням нынешним...

Религиозное шествие на улицах Севильи глазами обычного туриста

Оставим в стороне религию и историю, и посмотрим на Semana Santa глазами обычного туриста, оказавшегося в эти дни на улицах Севильи.

Итак, началось всё с появления на улицах людей в странных, для нашего восприятия Пасхи, костюмах. Сначала их было немного, и, конечно, нам стало любопытно, кто они и куда идут.

-9

Муж предложил проследовать за ними, но у нас с Лизой была более приоритетная задача - сначала поесть мороженого в одном из любимых Amorino, которых мы нашли на карте сразу пять штук и почти все вокруг Севильского собора. Плюс, я логично предположила, что раз появление этих людей связано с темой религии, то возле Собора мы точно их встретим.

Севильский собор (на горизонте)
Севильский собор (на горизонте)

По мере приближения к Собору мы увидели множество людей, сидящих на тротуарах вдоль обочин дорог, и, судя по тому, что у многих из них с собой были складные стулья, на которых они разместились, пришли они сюда надолго.

Ну а далее стали появляться многочисленные ряды из стульев, огороженные забором, которые перекрыли не только большую часть дорог и тротуаров в центре, но и доступ к кафе и ресторанам (включая как минимум две из интересующих нас кафешек). И пройти в эти зоны можно было только по билетам.

Семана Санта в Севилье
Семана Санта в Севилье

Для пешеходов были отведены лишь небольшие узких проходы, с разделением потоков, которые периодически внезапно перекрывались сотрудниками полиции, что создавало столпотворение и пробки.

-12

Сначала мы думали, что стулья установлены для какого-то коллективного мероприятия, например, проповеди или службы, помнится видели, как на площади Святого Петра в Ватикане тоже устанавливали множество стульев, готовясь к праздничному богослужению.

Но потом поняли, что это делается для того, чтобы люди (с билетиками конечно же, а не все подряд) могли посмотреть на процессию.

В самую глухую человекопробку мы как раз и попали на площади Святого Франциска (о которой было в исторической части) из-за многочисленных трибун для зрителей.

И вот снова площадь Святого Франциска и трибуны для многочисленных зрителей
И вот снова площадь Святого Франциска и трибуны для многочисленных зрителей

Вообще пускать по билетам на религиозные мероприятия - для нас странно. Хотя, не берусь судить...

Но ладно билеты на просмотр шествия, но так ведь при попытке остановиться и снять на фото или видео готовящихся к шествию членов братства, тут же подбегал полицейский и говорил, что тут нельзя стоять и снимать, это места исключительно для того, чтобы пройти и быстренько убраться с прохода, а хотите снимать - давайте билетик и на трибуну.

«Все для людей», подумалось нам с сарказмом. Впрочем, в момент, когда проход перекрывали для шествия, нужно было всего лишь оказаться поближе к месту перекрытия, и тогда можно было созерцать зрелище из первых рядов, не хуже, чем те, что сидели с билетиками на стульях рядом.

-14

В общем-то, это не моя религия и не мои традиции, поэтому наблюдать на этим шествием несколько часов мне вовсе и не было нужно. Так что, сняв немного фото и видео, мы решили, что нам достаточно, и попытались выйти из толпы.

Но толпа бурным ручьем принесла нас на другую улицу, где также проходил маршрут шествия, и там никаких барьеров не было. Ну кроме толп зрителей.

-15

Но и там мы подобрались поближе, и я заметила, что эти люди в колпаках еще и раздают детям, мимо которых они идут, небольшие открыточки или сладости. Передо мной стояла женщина с 4 девочками лет 8-10, которые жадно протягивали руки ко всем проходившим мимо, хватали их за одежду, выманивая сладости, а получив, отдавали их женщине (наверное маме, которая все складывала в сумочку). Открыточки девочек не особо радовали (это скорее небольшие бумажки с картинками религиозной тематики, распечатанные на принтере), а вот улов конфет они собрали приличный.

-16

Шествие продолжалось несколько часов, ну а мы, добравшись все таки до заветного мороженого, направились искать пути отхода, но куда ни сворачивали, снова упирались в очередные маршруты шествия, толпы людей и перекрытия.

И кстати все бары и рестораны вокруг тоже были переполнены, и не похоже было, что люди туда шли за постными блюдами.

Вообще, и это тоже для нас странно, Страстная неделя в Испании не похожа на период поста и воздержания от излишеств, а скорее напоминает именно период бурного празднования. Но тут тоже могу ошибаться, так как сужу со стороны, возможно, все люди, активно заполонившие бары, это просто туристы.

Что до общего впечатления - оно не однозначное. С одной стороны, посмотреть на разные традиции всегда интересно и я рада, что нам удалось все это увидеть, с другой - лично мне ближе более традиционное празднование Пасхи - с милыми пасхальными кроликами, разноцветными яйцами, ангелочками, а не мрачноватыми людьми и процессиями, слишком уж ассоциирующимися с довольно мрачными страницами истории...

Такие сувениры я не покупала, уж извините...
Такие сувениры я не покупала, уж извините...

________________

Читайте также:

Аренда машины за границей без кредитной карты