В июне 1889 года 22-летний студент юридического факультета Московского университета Василий Кандинский предпринял одиночное путешествие в Коми край, которое сам позднее назовет поворотным моментом в своей жизни. Эта этнографическая экспедиция не только пробудила в нем интерес к искусству, но и заложила основы его уникального стиля, где явно прослеживаются мотивы коми-зырянской культуры.
Истоки интереса к финно-угорской культуре
Увлечение Кандинского культурой коми-зырян возникло под влиянием его университетского товарища Николая Харузина - этнографа, изучавшего традиции саамов. В преддверии поездки Кандинский глубоко погрузился в изучение зырянской культуры: проанализировал работу коми ученого-языковеда Георгия Степановича Лыткина "Зырянский край при епископах Пермских" и даже опубликовал на нее рецензию в "Этнографическом обозрении", где, критиковал переводы автора.
Путь на Север: путешествие "на другую планету"
29 мая 1889 года Кандинский прибыл в Вологду, откуда началось его настоящее приключение: на пароходе по реке Сухоне, затем дорога в тарантасе через бесконечные леса и болота, посещение Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар), где он встретился с краеведом Флегонтом Арсеньевым.
После Усть-Сысольска Кандинский поехал в село Усть-Кулом, который он назвал "центром Зырянского края".
Особенно поразили будущего художника контрасты северной природы. Вот что они писал: "Днем - жгуче-жарко, ночью - так холодно, что даже тулуп не спасал". В своих воспоминаниях он писал: "Я чувствовал, будто еду на другую планету".
Кандинский особенно интересовался:
1. Мифологией чуди - записывал легенды о языческих божествах (Золотой Бабе, Ёме, Войпеле)
2. Народным искусством коми - изучал орнаменты на прялках, которые позже воплотились в абстрактных кругах его картин
3. Цветовой символикой - темно-синий цвет, ассоциирующийся у коми с потусторонним миром, стал ключевым в его палитре
Сегодня исследователи видят коми мотивы в картинах Кандинского
1. "Синий всадник" (1903):
Возможно, навеяно поездкой верхом из Усть-Кулома в Керчомью. Синий цвет всадника отсылает к мифологии коми. Композиция с преобладанием природы отражает северные пейзажи.
2. Абстрактные композиции: концентрические круги, напоминающие узоры на коми прялках. Геометрические элементы, схожие с традиционными орнаментами.
3. Объединение "Синий всадник" (1911). Название напрямую связано с впечатлениями от поездки. Символика цвета продолжает традиции коми культуры.
Превращение юриста в художника
В книге "Ступени" В. Кандинский писал: "В этих необыкновенных избах я повстречался с чудом, которое стало элементом моих работ. Тут я научился не смотреть на картину со стороны, а жить в ней". Именно это путешествие стало катализатором его решения оставить юриспруденцию и посвятить себя искусству.
Сегодня исследователи отмечают, что экспедиция 1889 года заложила основы не только творческого метода Кандинского, но и всего абстрактного экспрессионизма, где элементы народного искусства коми обрели новую жизнь в авангардных формах.