Найти в Дзене

«Безмерно обожая изумруд» - временная выставка в Эрмитаже

Добрый день. Изумруд - мой любимый камень, поэтому я не могла пропустить выставку прекрасных старинных изделий. Сама экспозиция небольшая, занимает всего один зал.

Решила, что в данной статье напишу про сам изумруд и покажу фотографии драгоценностей с выставки.

С глубокой древности отношение к изумруду - камню, являющемуся разновидностью берилла зеленого цвета - было глубоко почтительным, ему придавалось значение почти магического. Считалось, что он «самый красивый и очень ценный, обладает силой для пользы и успеха во всяком деле», «умножает состояние», «придает человеку разум и память».

1 - скарбеонд с резным изображением: голова Афины в шлеме (изумрудная плазма), Малая Азия или Кипр, VI век до н.э.; 5 - инталия: нимфа Галена (изумрудная плазма), Римская империя, I век до н.э.; 18 - инталия: Венера-купальщица (изумрудная плазма), Римская империя, I-II век; 26 - инталия: ящерица и надписи (изумрудная плазма), III век; 27 - инталия: змей (изумрудная плазма), Европа, XIX век.
1 - скарбеонд с резным изображением: голова Афины в шлеме (изумрудная плазма), Малая Азия или Кипр, VI век до н.э.; 5 - инталия: нимфа Галена (изумрудная плазма), Римская империя, I век до н.э.; 18 - инталия: Венера-купальщица (изумрудная плазма), Римская империя, I-II век; 26 - инталия: ящерица и надписи (изумрудная плазма), III век; 27 - инталия: змей (изумрудная плазма), Европа, XIX век.
Инталия (от итал. intaglio — «резьба, резьба по камню») — ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на стекле. 

Изумрудная плазма — это тёмно-зелёный просвечивающий камень, напоминающий в тонких пластинках тёмный густой изумруд. По-видимому, это разновидность кварца, халцедона или опала, окрашенного окисью хрома.

Энциклопедичность коллекции Эрмитажа позволила собрать вместе и показать изделия из изумрудов, выполненные мастерами многих стран на протяжении нескольких тысячелетий. Изумруды были известны жителям Древнего Востока, Греции и Египта, но ранее это название использовалось для всех зеленых камней. Хризопраз, берилл, празем, зеленый агат, изумрудная плазма и, конечно, сам изумруд - таково многообразие примеров из эрмитажного собрания.

Пара серег с подвесками: двойной рог изобилия (золото, изумруд, горный хрусталь, сердолик, паста), древнегреческий город Эретрия, III век до н.э.
Пара серег с подвесками: двойной рог изобилия (золото, изумруд, горный хрусталь, сердолик, паста), древнегреческий город Эретрия, III век до н.э.
В русский язык слово «изумруд» пришло через персидское «зумурруд» и турецкое «зумрут».

Есть предположение, что первый изумруд российского происхождения был найден в 1669 году. Однако официальная версия гласит все же, что обнаружил его в 1839 году крестьянин из Белоярской волости Максим Кожевников. Находка произошла в Екатеринбургском округе, на берегу реки Токовая.

В настоящее время единственное российское месторождение изумрудов - Малышевское, которое находится неподалеку от Екатеринбурга. По мировым масштабам это маленькое месторождение, число добываемых там драгоценных камней незначительно.

4 - оправа (золото, альмандин, изумруды), Керчь, вторая половина I века до н.э.; 24 - верхняя часть булавки (золото, изумруд), Восточное Средиземноморье, II-III век н.э.
4 - оправа (золото, альмандин, изумруды), Керчь, вторая половина I века до н.э.; 24 - верхняя часть булавки (золото, изумруд), Восточное Средиземноморье, II-III век н.э.

Крупные месторождения изумрудов находятся в Замбии, Зимбабве, Колумбии (более 50% всей мировой добычи) и Бразилии. Афганские и колумбийские изумруды считаются самыми дорогими и качественными.

6 - перстень с овальным щитком и вставкой (золото, изумруд), Северное Причерноморье, I век до н.э.; 16 - перстень с инталией: Немезида (изумрудная плазма, золото, сера), Северное Причерноморье, I-II век; 25 - перстень с двумя вставками (золото, изумруд), Восточное Средиземноморье, III век.
6 - перстень с овальным щитком и вставкой (золото, изумруд), Северное Причерноморье, I век до н.э.; 16 - перстень с инталией: Немезида (изумрудная плазма, золото, сера), Северное Причерноморье, I-II век; 25 - перстень с двумя вставками (золото, изумруд), Восточное Средиземноморье, III век.

Изумруды - камни, почти всегда содержащие множество трещин и различных включений, поэтому в 90% случаев изумруды заполняют маслом или оптическим гелем, чтобы эти трещины скрыть. Прозрачные камни, не подвергшиеся заполнению, обычно стоят в два раза дороже и встречаются чрезвычайно редко.

8 - пара серег с изумрудными бусинами (золото, изумруды), Малая Азия, I век до н.э. - I век н.э.; 11 - браслет (золото, изумруд, жемчуг, стекло), Восточное Средиземноморье, I век; 23 - пара серег (золото, сапфир, изумруд), Восточное Средиземноморье, II-III век.
8 - пара серег с изумрудными бусинами (золото, изумруды), Малая Азия, I век до н.э. - I век н.э.; 11 - браслет (золото, изумруд, жемчуг, стекло), Восточное Средиземноморье, I век; 23 - пара серег (золото, сапфир, изумруд), Восточное Средиземноморье, II-III век.

Цвет настолько важен, что всеми остальными характеристиками часто пренебрегают. Влияние оттенков и мельчайших нюансов цвета на цену изумруда весьма значительно. Изумрудами высокого качества считаются голубовато-зеленые и зеленые камни. Любое отклонение от этого диапазона переводит данный самоцвет в более дешевую разновидность - зеленый берилл. 

Особого внимания заслуживают изумруды трапиш.

Изумруд трапиш, изображение из интернета
Изумруд трапиш, изображение из интернета

«Британская национальная ассоциация ювелиров» определила изумруд камнем рожденных в мае. Изумруд является талисманом для людей, родившихся под знаком Тельца.

Считается, что он помогает успокоить эмоции и приносит гармонию во все сферы жизни. В литотерапии его можно применить для излечения заболеваний позвоночника, легких, сердца и мышечной системы.

-8

Несколько интересных фактов об изумрудах:

  • Изумруды — очень хрупкие драгоценные камни, они могут треснуть даже от незначительного удара.
  • Римский император Нерон использовал изумруд как монокль, через который наблюдал за гладиаторскими боями (настолько камень был прозрачным).
  • Самый большой изумруд в мире был найден в 1974 году в Бразилии, его вес составил 28 кг. Самый большой обработанный кристалл изумруда весит 7,5 кг, он также был найден и обработан в Бразилии.
  • Изумруд «Президент» с первоначальной массой 1200 грамм, был найден на Урале и был назван в честь Бориса Ельцина.
  • Из всех драгоценных камней только кристаллы изумруда царица Клеопатра считала достойными своей красоты. В знак особого расположения она дарила приближённым своё изображение, высеченное на изумруде.
12 - ожерелье с подвеской в виде бабочки (золото, альмандин, аметист, горный хрусталь, стекло, мертвый жемчуг, изумруды), Восточное Средиземноморье, I век; 19 - ожерелье-цепочка с пронизями цветных камней (золото, бериллы, гранаты-альмандины), Малая Азия, I-II век.
12 - ожерелье с подвеской в виде бабочки (золото, альмандин, аметист, горный хрусталь, стекло, мертвый жемчуг, изумруды), Восточное Средиземноморье, I век; 19 - ожерелье-цепочка с пронизями цветных камней (золото, бериллы, гранаты-альмандины), Малая Азия, I-II век.

С середины XIX века в разных странах пытались вырастить искусственный изумруд, и это удалось лишь к 1935 году. Наибольшее распространение получили гидротермально выращенные камни из России и Индии. 

Слово «гидротермальный» означает, что дробленый берилл распадается в воде, нагретой до необходимых температур на первоначальном этапе, а затем помещается на специальную подложку в холодную среду. Все процессы отрегулированы до автоматизма и позволяют контролировать конечный вид камня, который может отличаться по размерам и оттенку зеленого цвета.

Выращивание камней занимает от 30 до 45 дней в зависимости от размера. Окончательный вид синтетического изумруда настолько схож с натуральным, что только опытные оценщики смогут визуально выявить разницу между обоими. Несмотря на высокие технологии, которые совершенствуются с каждым годом, создать изумруд идентичный натуральному пока ученым не удалось.

Искусственно выращенный изумруд стоит недорого. Вполне приглядный камешек большого размера можно приобрести начиная от 5-10 у.е. Основную цену за изделие с гидротермальным изумрудом будет формировать благородный металл, которым будем он обрамлен. Также немаловажна работа ювелира, сложность которой может значительно превысить стоимость камня.

14 - женский бюст (хризопраз, золото, олово), Римская империя, I век; 20 - Фаустина Младшая (изумрудная плазма), Римская империя, II век (оправа - Италия, XVI век); 21 - Фаустина Младшая в образе Венеры (празем, бронза), Римская империя, II век (оправа - Италия, XIX век).
14 - женский бюст (хризопраз, золото, олово), Римская империя, I век; 20 - Фаустина Младшая (изумрудная плазма), Римская империя, II век (оправа - Италия, XVI век); 21 - Фаустина Младшая в образе Венеры (празем, бронза), Римская империя, II век (оправа - Италия, XIX век).

Второй вид синтетических изумрудов - «флюсовые». В этом процессе химические вещества, такие как флюс (расплавляющее вещество), растворяются в специальном растворе при высоких температурах. В ходе этого процесса образуются кристаллы изумруда. Полученные камни могут иметь небольшие включения, что делает их еще более похожими на природные изумруды, в продаже встречаются реже, чем гидротермальные. 

-11

Шейная гривна и накладка
Шейная гривна и накладка

Фото вверху и внизу: ансамбль золотых украшений (золото, изумруды), Полтавская губерния, середина VII века.

Парные браслеты
Парные браслеты

Перстень со сценой «Христос благословляет жениха и невесту» (золото, чернь, изумруд, рубин), Константинополь, VII век; камея: Богоматерь с младенцем (изумруд), Венеция, XII-XIII век.
Перстень со сценой «Христос благословляет жениха и невесту» (золото, чернь, изумруд, рубин), Константинополь, VII век; камея: Богоматерь с младенцем (изумруд), Венеция, XII-XIII век.
Камея — это ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных, полудрагоценных камнях, на морской раковине, пластике, кости, дереве или другом материале.
-15

-16

-17

Образок «Богоматерь Одигитрия» XIII века (внизу на фото справа), вероятно, был высокочтимой семейной реликвией, это подтверждает тот факт, что для него была заказана драгоценная оправа во второй половине XIII-XIV веке. Драгоценных оправ с камнями этого времени сохранилось немного, в этом плане эрмитажный образок уникален.

Слева: панагия с камеей «Преображение» (камея: сардоникс; Итало-византийский круг, XIII век; оправа - золото, серебро, чернь, изумруды, рубин, шпинели, берилл, жемчуг; Москва, мастерские Кремля, 1592 год). Справа: образок «Богоматерь Одигитрия» в золотой оправе, Византия, XIII век.
Слева: панагия с камеей «Преображение» (камея: сардоникс; Итало-византийский круг, XIII век; оправа - золото, серебро, чернь, изумруды, рубин, шпинели, берилл, жемчуг; Москва, мастерские Кремля, 1592 год). Справа: образок «Богоматерь Одигитрия» в золотой оправе, Византия, XIII век.
Панагия — небольшой богато украшенный образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен). Чаще всего такой образ бывает округлой формы, он предназначен для ношения на груди на цепочке высшими церковными чинами.
Оклад рукописи
Оклад рукописи

Оклад рукописи со сценой "Встреча Марии и Елизаветы". Рукопись: северо-восток Франции или Льеж, IX век; костяная пластинка: Италия, конец XI - начало XII века; эмали: XII и XIX вв.

Инталия-печать Екатерины II с эмблемами и девизом Вольного экономического общества - «полезное»
Инталия-печать Екатерины II с эмблемами и девизом Вольного экономического общества - «полезное»

-21

-22

Комессо: портрет Карла VII (халцедон, гранат, изумруд, золото, эмаль), Франция, начало 1420-х годов.
Комессо: портрет Карла VII (халцедон, гранат, изумруд, золото, эмаль), Франция, начало 1420-х годов.
Комессо — разновидность ювелирных изделий, в частности камеи и броши в оправе из золота, серебра, драгоценных камней и эмалей.
Также существует флорентийская техника «Commesso Fiorentino», которая используется для создания мозаики из полудрагоценных природных камней.
Подвеска «Каравелла» (изумруды, золото, эмаль), Италия, 1580-1590.
Подвеска «Каравелла» (изумруды, золото, эмаль), Италия, 1580-1590.

Подвеска «Попугай» (золото, эмаль, жемчуг, рубины, изумруды, алмазы), Германия или Испания, конец XVI века; панагия с камеей: Распятие (золото, серебро, турмалин, изумруды, рубины, эмаль), Россия, начало XVII века.
Подвеска «Попугай» (золото, эмаль, жемчуг, рубины, изумруды, алмазы), Германия или Испания, конец XVI века; панагия с камеей: Распятие (золото, серебро, турмалин, изумруды, рубины, эмаль), Россия, начало XVII века.

Кольцо для стрельбы из лука (нефрит, золото, рубины, изумруды, кварц, мастика), Турция, XVI-XVII века.
Кольцо для стрельбы из лука (нефрит, золото, рубины, изумруды, кварц, мастика), Турция, XVI-XVII века.

Столик (золото, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, мастика, дерево, недрагоценный металл, эмаль), Северная Индия, XVII век.
Столик (золото, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, мастика, дерево, недрагоценный металл, эмаль), Северная Индия, XVII век.

Бутыль с крышкой (золото, рубины, изумруды, цинковый сплав, мастика), Северная Индия, XVII век.
Бутыль с крышкой (золото, рубины, изумруды, цинковый сплав, мастика), Северная Индия, XVII век.

Ароматник (золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мастика), Северная Индия, XVII век.
Ароматник (золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мастика), Северная Индия, XVII век.

Кресты, Москва, XVII век.
Кресты, Москва, XVII век.

Слева -  икона «Богоматерь Тихвинская», справа - икона «Богоматерь Владимирская», обе сделаны в Москве в XVII веке.
Слева - икона «Богоматерь Тихвинская», справа - икона «Богоматерь Владимирская», обе сделаны в Москве в XVII веке.

Чарки (гранат, золото, изумруды, рубины, сапфиры, эмаль), Россия, конец XVII века.
Чарки (гранат, золото, изумруды, рубины, сапфиры, эмаль), Россия, конец XVII века.

-33

Чарка (золото, рубины, изумруды, алмаз, эмаль, шпинель), Москва, конец XVII века.
Чарка (золото, рубины, изумруды, алмаз, эмаль, шпинель), Москва, конец XVII века.
Шпинель — минерал, состоящий из смеси оксида магния и оксида алюминия. Этот камень считается полудрагоценным.
Евангелие (золото, серебро, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, стекло, бумага, ткань, миниатюры), Москва, 1702 год.
Евангелие (золото, серебро, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, стекло, бумага, ткань, миниатюры), Москва, 1702 год.

Бокал с крышкой (стекло, золото, серебро, бриллианты, портретные алмазы, изумруды, эмаль), Санкт-Петербург, 1730-е годы.
Бокал с крышкой (стекло, золото, серебро, бриллианты, портретные алмазы, изумруды, эмаль), Санкт-Петербург, 1730-е годы.

Упряжь (золото, изумруды, ткань, вышивка, бархат), Санкт-Петербург, 1730-е гг.
Упряжь (золото, изумруды, ткань, вышивка, бархат), Санкт-Петербург, 1730-е гг.

115 ярких изумрудов высшего качества общим весом в 300 карат на золотых пластинах, нашиты на ткань и кожу. И это украшение даже не для человека. Комплект конской упряжи, принадлежавший императрице Анне Иоанновне — один из самых ярких и драгоценных экспонатов выставки.

Кружка (серебро, изумруды), Польша, Гданьск, 1736-1740 гг.
Кружка (серебро, изумруды), Польша, Гданьск, 1736-1740 гг.

Букет цветов в вазе, Санкт-Петербург, 1740-е.
Букет цветов в вазе, Санкт-Петербург, 1740-е.

Статуэтка «Охотник, стреляющий в оленя» (серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, шпинель, эмаль), Саксония, вторая четверть XVIII века.
Статуэтка «Охотник, стреляющий в оленя» (серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, шпинель, эмаль), Саксония, вторая четверть XVIII века.

-41

Часы на шатлене (золото, серебро, эмаль, бриллианты, изумруды, металлические сплавы), Лондон, середина XVIII века. Мастер Годфри Пой.
Часы на шатлене (золото, серебро, эмаль, бриллианты, изумруды, металлические сплавы), Лондон, середина XVIII века. Мастер Годфри Пой.
Шатлен (от фр. châtelain — владелец за́мка) — изделие, украшение, аксессуар в виде цепочки с зажимом, к которой крепятся в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелёк, карманные часы, ножницы, печати и так далее.
-43

Табакерка с изображением натюрморта (золото, бриллианты, изумруды, эмаль, серебро), Париж, 1759-1761.
Табакерка с изображением натюрморта (золото, бриллианты, изумруды, эмаль, серебро), Париж, 1759-1761.

Табакерка с миниатюрой «Лизетта», Санкт-Петербург, 1777.
Табакерка с миниатюрой «Лизетта», Санкт-Петербург, 1777.

Брошь в виде цветочной ветви (золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды), Россия, вторая половина XVIII века.
Брошь в виде цветочной ветви (золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды), Россия, вторая половина XVIII века.

Табакерка (серебро, изумруд), Западная Европа или Россия, вторая половина XVIII века.
Табакерка (серебро, изумруд), Западная Европа или Россия, вторая половина XVIII века.

Нож каруд с ножнами, Бухара, вторая половина XVIII века.
Нож каруд с ножнами, Бухара, вторая половина XVIII века.
Каруд — боевой нож, распространённый в Северной Индии, Афганистане и реже в Средней Азии. Клинок прямой (хотя может быть с очень незначительным изгибом), Т-образный в сечении. Обух прямой, иногда украшен резьбой. Длинный, массивный и толстый клинок, плавно сбегающий к рукояти, в паре сантиметров от неё резко расширяющийся. Рукоять — часто очень массивная из двух щёчек, в «афганском» варианте в основном роговая с насечками.

На следующей фотографии Вы увидите саблю шамшир, которая была прислана правителем Ирана Насир ад-Диншахом в связи с кончиной Александра II и восшествием на престол Александра III.

Кинжал с ножнами, Иран или Турция, конец XVII-начало XVIII века; сабля шамшир с ножнами, Иран XVIII-XIX век.
Кинжал с ножнами, Иран или Турция, конец XVII-начало XVIII века; сабля шамшир с ножнами, Иран XVIII-XIX век.
Шамшир — основной тип сабли индо-иранского региона, распространённый от Марокко до Пакистана. Это одноручный, изогнутый меч с тонким клинком, который почти не имеет сужения по ширине вплоть до самого острия. Название происходит от персидского слова «шамшир», что означает «меч». Шамшир буквально переводится как «меч охотников» или «меч для охоты», поэтому на клинке шамшира часто можно встретить гравировки различных сцен охоты.
Табакерка мемориальная (золото, серебро, изумруд, алмазы, бриллианты, стекло, эмаль, халцедон, малахит, лазурит), Россия, 1819 год.
Табакерка мемориальная (золото, серебро, изумруд, алмазы, бриллианты, стекло, эмаль, халцедон, малахит, лазурит), Россия, 1819 год.

Очень интересны детали этой табакерки, на которой можно увидеть миниатюрный портрет Марии Федоровны и надпись «souvenir de l’ammee 1819” («Память о 1819 годе»). Любопытен узор вокруг портрета императрицы. Здесь расположены шесть минералов, заглавные французские буквы которых образуют имя Michel (Михаил): malachite (малахит), jaspe (яшма), calcedone (халцедон), heliotrope (гелиотроп), emeraude (изумруд), lazuli (лазурит). Миниатюрный портрет великого князя Михаила Павловича помещен с внутренней стороны. Табакерка подарена императрицей генерал-лейтенанту Паскевичу за совместное путешествие с великим князем, первым наставником которого он был.

Браслет мемориальный, Россия, 1820-е гг.
Браслет мемориальный, Россия, 1820-е гг.

Кружка с крышкой (горный хрусталь, золото, изумруды, сапфиры, рубины, эмаль), Западная Европа, середина XIX века.
Кружка с крышкой (горный хрусталь, золото, изумруды, сапфиры, рубины, эмаль), Западная Европа, середина XIX века.

Пара височных подвесок, Средняя Азия, середина XIX века.
Пара височных подвесок, Средняя Азия, середина XIX века.

Подвески, Бухара, середина XIX века.
Подвески, Бухара, середина XIX века.

Булавка для украшения прически, Россия, середина XIX века
Булавка для украшения прически, Россия, середина XIX века

Карандаш в виде ключа, Россия, середина XIX века; кольцо, Россия, XIX век; брошь, Россия, последняя четверть XIX века.
Карандаш в виде ключа, Россия, середина XIX века; кольцо, Россия, XIX век; брошь, Россия, последняя четверть XIX века.

Эгрет с плюмажем, Бухара, третья четверть XIX века.
Эгрет с плюмажем, Бухара, третья четверть XIX века.
Эгрет (также эгретка) — ювелирное украшение, похожее на брошь, крепящееся к головному убору или причёске. Как правило, основным элементом эгрета является птичье перо или пучок перьев, хотя встречаются изделия с растительными мотивами.
Типичный эгрет XIX века представлял собой брошь из золота или платины, украшенную драгоценными камнями, чаще всего бриллиантами, и крепящееся к броши перо птицы, как правило — белой цапли (благодаря чему украшение и получило своё название).
Эгреты крепились к шляпке, к обручу или непосредственно к причёске. Украшение было наиболее в моде в позднюю викторианскую эпоху (1880-е — 1890-е) и в 1920-е годы.
Эгрет с плюмажем, Бухара, третья четверть XIX века.
Эгрет с плюмажем, Бухара, третья четверть XIX века.
Плюмаж — это украшение из перьев на головных уборах и конской сбруе.
Браслеты, Западная Европа, вторая половина XIX века
Браслеты, Западная Европа, вторая половина XIX века

Шпага с ножнами, Лиссабон, 1887.
Шпага с ножнами, Лиссабон, 1887.

Пояс вышитый с золотыми бляхами, Бухара, 1850-1889 гг.
Пояс вышитый с золотыми бляхами, Бухара, 1850-1889 гг.

Гарнитур: ожерелье, браслет, брошь, кольцо, серьги; Венгрия, вторая половина XIX века.
Гарнитур: ожерелье, браслет, брошь, кольцо, серьги; Венгрия, вторая половина XIX века.

Печатка настольная, фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900; кольца - Западная Европа, начало XX века.
Печатка настольная, фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900; кольца - Западная Европа, начало XX века.

-64

Эскиз колье, конец XIX - начало XX, Санкт-Петербург
Эскиз колье, конец XIX - начало XX, Санкт-Петербург

Спасибо, что дочитали. Я надеюсь, что Вы получили удовольствие от просмотра таких красивых изделий. Буду благодарна, если поделитесь впечатлениями!