Светлое Христово Воскресение. Пасха. День памяти Преподобного Гео́ргия Митиле́нского, митрополита. День памяти Преподобного Дании́ла Переяславского, архимандрита. День памяти Мученика Каллио́пия Помпеопольского. День памяти Мучеников Руфи́на, диакона, Акили́ны Младшей и с ними 200 воинов. День памяти преподобного Серапиона Синдонита, Египетского, монаха.
День памяти Сщмч. Арка́дия Добронравова, пресвитера (1933). День памяти прмц. Евдоки́и Павловой, послушницы (1939).
- Светлое Христово Воскресение. Пасха.
Па́сха.
1) главный церковный Праздник Светлого Воскресения Христова, «праздников праздник и торжество торжеств» (свт. Григорий Богослов);
2) ветхозаветный праздник, связанный с воспоминанием об Исходе Израиля из Египта;
3) наименование пасхального Агнца (животное, которого евреи приносили в праздник Пасхи) и связанное с этим именование Господа Иисуса Христа как принесшего Себя в Искупительную Жертву.
История главного церковного праздника.
Христианский праздник Пасхи имеет свой прототип в Ветхом Завете. Ветхозаветный праздник с подобным названием (по-еврейски – Песах, по-арамейски – Пасха) совершался в память выхода богоизбранного народа из Египта. Ключевым моментом Исхода было заклание беспорочного агнца для спасения первенцев от смерти. Оно было пророческим прообразом иной, высшей Жертвы, давшей новую жизнь всему человечеству. Такую Жертву принес Воплотившийся Бог на Голгофском Кресте за всех людей.
Праздник Пасхи – один из древнейших церковных праздников. Его точно уже праздновали во II веке; при этом есть вероятность, что уже апостолы, собираясь в день иудейской Пасхи, уже вспоминали страдания Христовы, а не выход древнего Израиля из Египта. Точное время празднования Пасхи определил I Вселенский собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после полнолуния, которое должно случиться после весеннего равноденствия.
День празднования Пасхи в настоящее время (в XXI веке), в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Богословское содержание.
Подобно неповинному агнцу, Иисус Христос был совершенным Человеком без греха и порока, ибо в Нем человеческое естество соединилось с Божественным. Лишенный всякого греха, Он добровольно отдал Себя на страдание за спасение человечества. Своим страданием Он искупил человеческий род от греховного проклятия и власти смерти.
Обладая Святостью Бога, Он стал выше смерти: «Как мертвого погребал Его Иосиф, но, погребенный как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть» (св. Исихий Иерусалимский). Снизойдя в ад, Он вышел из него, ибо в Нем не найдено никакой вины.
«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» – восклицает апостол Павел. «Воскрес Христос, и ад низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, – первенец из умерших», – говорит св. Иоанн Златоуст.
Церковное богослужение.
Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, в храмах совершается предпразднственная полунощница. Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожидания грядущего Торжества и напоминает о бдении народа Божьего в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва, прообразовавшая Крестную Жертву Христа).
В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы, после чего священник, подняв её на главу, уносит в алтарь через Царские врата. Там она укладывается на Престоле на все 39 дней Пасхи – до праздника Вознесения.
По окончании этой службы бывает Крестный ход (в ознаменование того, как жены-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная утреня и Литургия – средоточие Праздника.
Духовное средоточие празднования Пасхи.
В пасхальную ночь христиане участвуют в Таинстве Причащения, которое является духовным центром праздника. Таинство Покаяния (Исповедь) обычно совершается утром или в предыдущие дни.
Что означает слово «Пасха»?
Слово «Пасха» (песах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «пощада». В Священном Писании данное слово встречается в двух основных значениях: 1) ветхозаветный иудейский праздник, связанный с воспоминанием исхода из Египта (Исх.34:25; Мф.27:15); 2) жертва (пасхальный агнец), приносимый в этот день (Исх.12:21 и др.). В Новом Завете на основе второго значения (пасха – жертва) появляется третий смысловой аспект: Пасхой называется Сам Христос, принесший Себя в искупительную жертву (1Кор.5:7).
Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов Израиля из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).
Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.
Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина (Исх.11:5).
Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (Исх.12:7). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) – прохождение мимо.
Можно сказать, что наше именование «Пасха» является как бы «пережитком истории» и отражает особенности празднования Пасхи в Древней Церкви. Во-первых, в Древней Церкви на начальном этапе праздновали «Пасху крестную», воспоминая страдания Господа, которые связаны с днем одноименного ветхозаветного праздника и хронологически (в синоптических Евангелиях ясно выражается мысль, что Христос пострадал в день праздника Пасхи) и идейно (Христос – пасхальный агнец, приносимый в жертву за «грех мира»). Во-вторых, достаточно долго (до I Вселенского Собора) некоторые Поместные Церкви дату праздника Пасхи определяли, связывая ее с Пасхой иудейской. В итоге в святоотеческой традиции название «Пасха» закрепилось за этим праздником, так что уже в IV веке оно становится привычным.
Малой Пасхой иногда называется воскресный день.
С чем связана традиция освящения хлеба – артоса?
В Светлый День Пасхи, в конце Божественной Литургии (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой просфоры – артоса (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб».
Как правило артос полагается на аналое напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы. Во время совершения крестного хода каждый день Светлой седмицы верующие обыкновенно носят и артос. На Светлую субботу артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.
Практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостольской практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его Вознесении, уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.
Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (Ин.6:35), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший Мессия, несмотря на Вознесение на Небо, непрестанно присутствует в Церкви, в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).
- День памяти Преподобного Гео́ргия Митиле́нского, митрополита.
Преподобный Георгий, митрополит Митиленский, с юности вел монашеский образ жизни, совершенствуясь преимущественно в добродетели смиренномудрия. В царствование Льва Исаврянина (716–741) святой претерпел гонения от иконоборцев и получил именование Исповедника.
В годы царствования Константина Порфирородного (780–797) святой Георгий был возведен на архиерейскую кафедру города Митилена, расположенного на острове Лесбос. Жизнь святителя сияла целомудрием и чистотой и была подобна жизни Ангельской. Он имел дар чудотворения, изгонял нечистых духов и исцелял неизлечимые болезни. Святитель отличался милосердием, щедро помогал всем нуждающимся. В конце своей жизни, в 815 году, во время царствования иконоборца Льва Армянина (813–820), святой архипастырь был изгнан и сослан в Херсонес, где и скончался после 820 года. В час его кончины над городом Митилена на небе воссияла яркая звезда.
- День памяти Преподобного Дании́ла Переяславского, архимандрита.
Преподобный Даниил Переяславский, в миру Димитрий, родился около 1460 года в городе Переяславле-Залесском от благочестивых Константина и Феодосии (в иночестве Феклы).
С детства Даниил имел любовь к благочестивой жизни и христианским подвигам. Постриг принял в монастыре преподобного Пафнутия Боровского; в духовной жизни возрос под руководством святого Левкия Волоколамского (память 17 августа). Затем на родине он посвятил себя подвигу любви к ближним: погребал беспризорных, нищих, безродных. Преподобный основал на месте кладбища монастырь.
Скончался он 7 апреля (20 апреля н. с.) 1540 года (памяти его также 30 декабря и 28 июля).
- День памяти Мученика Каллио́пия Помпеопольского.
Святой мученик Каллиопий родился в Пергии Памфилийской от благочестивой женщины Феоклии, жены знатного сенатора. У Феоклии долгое время не было детей. Она горячо молилась о даровании ей ребенка, обещая посвятить его Богу.
Вскоре после рождения сына Феоклия овдовела. Она воспитала сына в христианской вере. Когда святой Каллиопий достиг юношеского возраста, начались жестокие гонения на христиан. Феоклия, узнав, что на ее сына поступил донос, отправила его в Киликию. Когда святой прибыл в Помпеополь Киликийский, в городе происходили празднества в честь языческих богов. Юношу пригласили принять участие в пиршествах. Он ответил отказом и объявил себя христианином. Об этом донесли правителю города Максиму. Тот призвал к себе на суд святого Каллиопия и сначала пытался уговорить его поклониться богам, обещая выдать за него свою дочь. После решительного отказа юноши Максим подверг его жестоким мукам. Он приказал бить мученика по спине оловянными прутьями и по животу воловьими жилами. Наконец, правитель велел привязать юношу к железному колесу и поджаривать на медленном огне. После истязаний мученика Каллиопия, еще живого, бросили в темницу.
Когда Феоклия получила известие о страданиях сына, она написала завещание, отпустила рабов на волю, раздала свое богатство нищим и поспешила к святому Каллиопию. Мужественная мать дала деньги стражам и проникла к сыну в темницу. Там она укрепляла его до конца переносить страдания за Христа.
Когда на следующий день святой на суде отказался отречься от Христа, Максим приказал распять мученика на кресте. День казни совпал с Великим Четвергом, когда воспоминается Тайная Вечеря Спасителя с учениками.
Феоклия узнала об этом и умолила стражей распять сына вниз головой, так как считала его недостойным быть распятым подобно Господу. Желание ее было исполнено. Святой мученик провисел на кресте до Великой Пятницы и скончался в 304 году, в день воспоминания Крестной смерти Спасителя.
По снятии мученика с креста Феоклия воздала славу Спасителю, обняла бездыханное тело сына и тут же предала свой дух Богу. Христиане погребли их тела в одной могиле.
- День памяти Мучеников Руфи́на, диакона, Акили́ны Младшей и с ними 200 воинов.
Святой мученик Руфин диакон, мученица Акилина и с ними 200 воинов пострадали около 310 года в городе Синопе на Черном море при императоре Максимиане (305–311). Когда святой диакон Руфин был посажен в темницу за исповедание христианской веры, мученица Акилина заботилась о нем и за это была также взята под стражу. В темнице своими чудесами они обратили 200 воинов ко Христу и все вместе были усечены мечом.
- День памяти преподобного Серапиона Синдонита, Египетского, монаха.
Преподобный Серапион жил в V веке в Египте, назван Синдонитом, потому что носил лишь грубую льняную одежду, называемую синдоном. С самой юности преподобный жил как птица небесная, не имея пристанища, и по несколько дней не ел, не имея на что купить хлеба. Нищему, дрожавшему от холода, он отдал свой синдон, оставшись полунагим. Один греческий философ, желая проверить нестяжательность преподобного, однажды дал преподобному золотую монету и стал наблюдать за ним. Святой пошел к хлебному торговцу, взял у него один хлеб, отдал торговцу золотую монету и удалился, не придавая значения стоимости монеты. Святой Серапион особым путем многих приводил на путь спасения. Однажды он продал себя в рабство греческому актеру, которого хотел обратить ко Христу. Актер, пораженный примером святой жизни праведника, уверовал и крестился вместе со своей семьей. Он умолял святого Серапиона оставаться с ним уже не рабом, а наставником и другом, но преподобный удалился, не взяв предложенных ему денег. Отправляясь в Рим, святой Серапион сел на корабль, но ничего не заплатил корабельщикам. Вначале они стали укорять его за это, но, заметив, что старец уже пятый день ничего не ест, стали питать его ради Бога и тем самым исполнили заповедь Господню. В Риме преподобный продолжал странствовать, переходя из дома в дом, не имея ничего, собирая лишь богатство духовное для себя и для ближнего своего.