В начале XX века подрядчики, занимавшиеся возведением объектов в Санкт-Петербурге, Москве, губернских и уездных городах, а также строительством железных дорог, не испытывали проблем с набором рабочих.
Строительное производство носило сезонный характер: после завершения весенних полевых работ миллионы крестьян отправлялись на заработки в города.
Кадровый рынок имел четкую географическую специализацию:
Пензенская и Ярославская губернии поставляли квалифицированных каменщиков
Вологодская губерния славилась своими плотниками
Костромские мастера были известны как отличные маляры
Казанские и курские “грабари” считались непревзойденными в земляных работах
Рабочие объединялись в трудовые артели – наиболее эффективную форму организации строительного производства того времени. Артельная система являлась фундаментальным элементом хозяйственной деятельности российского народа.
Сущность артельного движения
Артель представляет собой добровольное объединение людей для совместной работы с общим участием в доходах и взаимной ответственностью. В современном понимании термин “круговая порука” приобрел негативный оттенок, однако исторически это была система взаимопомощи и коллективной ответственности.
Народное восприятие артели
Народная мудрость отразила артельное движение во множестве пословиц и поговорок. Артель воспринималась как своеобразная семья, где главное – взаимопомощь и согласие: “Артельная кашица гуще живет”, “В семье и каша гуще”.
Демократические основы артели
Самоуправление было ключевым принципом артели. Каждый участник имел равные права на выражение своих способностей независимо от социального происхождения. Управление осуществлялось через общие собрания (суймы).
Руководителями артели становились наиболее авторитетные члены – атаманы, старосты или большаки. Они получали широкие полномочия, но находились под постоянным контролем коллектива.
Нравственный аспект артели
Русская артель существенно отличалась от западноевропейских объединений. Если на Западе преобладал индивидуалистический подход, то в России артель охватывала личность целиком, связывая ее с коллективом, заказчиками и государством.
Духовные ценности играли первостепенную роль: взаимопомощь, поддержка, справедливое распределение благ, самоуправление и трудовая демократия были важнее погони за прибылью. Артель строилась на принципах коллективизма, ответственности и взаимоуважения.
Таким образом, артельная система представляла собой уникальный феномен российской хозяйственной культуры, основанный на сочетании экономической эффективности и высоких нравственных принципов.