Найти в Дзене
Делократия

ЛЮДИ И МАШИНЫ

МАШИНАМ БЫТЬ, А ЛЮДЬМИ НАДО СТАТЬ. Размышления о настоящем и будущем человечества после появления машин. Кто и кому будет служить: люди машинам или машины людям? Но в этом вопросе скрывается третье заинтересованное лицо. Приведу отрывок из книги, издания 1905 года. Это будет нелестный взгляд на появление машин. Но критика тоже полезна. С введением машин делается излишней не только ремесленная ловкость рабочих, но также их физическая сила. При машине может стоять слабый с таким же успехом, как и сильный. Вследствие этого, введение машин привлекает к труду на капиталиста женщин и детей. Это еще больше увеличивает предложение труда и конкуренцию между рабочими… … В придачу машины дают возможность капиталисту удлинять рабочий день. Мы уже видели, как мануфактурное разделение труда гибельно отзывается на рабочих тем, что приковывает каждого из них к одному ничтожному занятию, калечит его и делает его неспособным к другому труду. Не лучшее влияние оказывают на рабочих и машины. Самостоятельн

МАШИНАМ БЫТЬ, А ЛЮДЬМИ НАДО СТАТЬ. Размышления о настоящем и будущем человечества после появления машин. Кто и кому будет служить: люди машинам или машины людям? Но в этом вопросе скрывается третье заинтересованное лицо. Приведу отрывок из книги, издания 1905 года. Это будет нелестный взгляд на появление машин. Но критика тоже полезна.

С введением машин делается излишней не только ремесленная ловкость рабочих, но также их физическая сила. При машине может стоять слабый с таким же успехом, как и сильный. Вследствие этого, введение машин привлекает к труду на капиталиста женщин и детей. Это еще больше увеличивает предложение труда и конкуренцию между рабочими…
… В придачу машины дают возможность капиталисту удлинять рабочий день.
Мы уже видели, как мануфактурное разделение труда гибельно отзывается на рабочих тем, что приковывает каждого из них к одному ничтожному занятию, калечит его и делает его неспособным к другому труду. Не лучшее влияние оказывают на рабочих и машины.
Самостоятельный производитель-ремесленник должен не только обладать ремесленной ловкостью для производства своих продуктов, но также и известным умственным развитием, которое дает ему возможность понимать всё производство и делать в нём всякие улучшения. Это умственное развитие даётся ремесленнику, как предварительным обучением ремеслу, так и самим исполнением своего ремесла.
Когда ремесленник попадает на мануфактуру, где существует широкое разделение продукта, он уже теряет понятие о всем производстве труда: он производит только часть продукта, а о производстве всего продукта знает хозяин мануфактуры. Но когда рабочий поступает на фабрику и прикомандировывается к машине, он теряет понятие не только о целом производстве, но и о части его. Он не знает, какой продукт и как будет произведен его трудом. Все знание, весь ум рабочего перешел к машине, а сам рабочий только часть машины.
Таким образом, капиталистическое хозяйство, вместе с лишением рабочего орудий производства, ведёт к отделению умственной стороны производства от физической. Умственная сторона и капитал (наука, машины) сосредоточиваются у капиталистов, а физическая сторона (рабочая сила) - у рабочих. Понятно, какую страшную власть над рабочими, при всех других преимуществах, доставляет это капиталисту.
На тело рабочих машина влияет самым гибельным образом. С раннего, детского возраста рабочему приходится исполнять одно какое-нибудь дело при машине, применять свои движения к мучительно однообразным движениям машины. Понятно, что помимо машины, к которой рабочий приспособился, он становится негодным к какому нибудь другому труду. Например, при скоропечатных машинах приходится работать детям 13-ти или 14-ти лет, вся работа которых состоит в подсовывании бумаги под пресс, и эта работа продолжается 12 часов каждый день. Нет ничего удивительного, что эти несчастные существа теряют совершенно человеческий образ.

Источник (подлинник)

Что тут сказать, есть с чем согласится, но и возразить тоже. Кстати, ещё можно добавить, что появление машин позволяет завозить дешёвую рабочую силу в неограниченных количествах из других стран. Что позволяет удлинять рабочий день и при этом снижать расходы на заработную плату. Потому что в большинстве случаев не требуется высокой квалификации рабочего. Лишь бы выполнял заранее написанные инструкции, а машина всю сложную работу сделает за него.

Но есть и возражения на счёт ограниченных возможностей умственного развития при работе с машиной.

Во-первых, всё население ремесленниками не было. А из тех кто был, есть более умелые, есть менее умелые. При наличии машинного производства более умелым легче зарабатывать достойно, создавая неповторимые изделия ручной работы.

Во-вторых, появляются новые задачи и виды деятельности, например, инженеры. Им необходимо знать производство целиком, вникать в каждый производственный шаг и улучшать его.

В-третьих, если машина сломалась её надобно кому-то чинить. А этот кто-то должен знать всю производственную цепочку, выполняемую этой машиной. Можно за пример взять из современных любую цифровую печатную машину и суметь её разобрать, а потом собрать. Получается, что сложная машина это как отдельно стоящий завод, которым управляет рабочий, словно директор фабрикой. А среди директоров, как и среди рабочих - есть те, кто вникает в производство, улучшает его, развивает, а есть те, кто просто исполняет свои административные обязанности.

В-четвёртых, совершенствуя свой навык, получая новые разряды, изучая новые инструменты и технологии, рабочий будет допускаться к более сложным, трудоёмким и ответственным отраслям производства.

Другое дело, что для такого развития необходимо время и наличие высокотехнологичного производства. А если подсовывать бумагу под пресс 12 часов в день, то действительно потеряешь человеческий образ.

С другой стороны, а сколько людей свободное время тратят на саморазвитие? Услуги досуга и развлечений с огромной скоростью вытесняют созидательную сторону жизни. Размах потребления растёт и скоро может из Земли сделать второй Марс. Сколько людей способны получать удовольствие от умственного и физического труда? И чем бы занимались в то время люди, если бы не работали по 12 часов в день? Но вопросов много и к тем, у кого власть, финансы и слава. Кто из них действительно тратит своё время на саморазвитие? А многие ли свои силы расходуют на развитие тех, над кем они имеют власть? Получается замкнутый круг.

Люди разные, у всех свои потребности, цели и желания. Кого-то вполне устраивает монотонная жизнь, он точно знает, что будет завтра и послезавтра. А кто-то живёт одним днём и ему безразлично, что будет после. Ещё есть творческие люди, а есть превосходные исполнители.

Неприятности же возникают тогда, когда люди находятся ни на своих местах. А машины будут приносит вред или пользу в зависимости от тех, кто ими распоряжается. Как и с любым другим инструментом. Молотом можно создавать и разрушать.

Вот, кстати, пример того, что даже в нашем веке технологий и роботов находятся умельцы, создающие потрясающие вещи. Автор Михаил Мишуков, нижегородский мастер-косторез:

https://vk.com/album-782587_227620043
https://vk.com/album-782587_227620043
https://vk.com/album-782587_227620043
https://vk.com/album-782587_227620043

ВЫВОД: машинам быть, а людьми надо стать. Во всех сложностях, безумиях или успехах есть своя отправная точка. И она заключается не только в капиталистах или рабочих. К сожалению, среди любых классов и сословий хватает своих негодяев, бездельников и откровенных преступников. Здесь скорее вопрос в той общественной и экономической системе, которую все эти люди вместе выстраивают. Даже ничего не делая, человек принимает участие в строительстве новой реальности. Как? Всё просто, он отдаёт собственное время и свои возможности другим людям, народам или машинам. И они будут создавать свои условия. В которых придётся жить тем, кто подарил им возможность действовать. Безделье имеет страшные последствия, разгрести которые возможно только действуя. Развивайтесь, создавайте, творите.

Дополнительно: СайтTelegramVK

Озвучено: прослушать файл MP3