Найти в Дзене
Пиотровский

Добро пожаловать в технофеодализм!

Сотрудник «Пиотровского» Алексей Цветков о новой книге Яниса Варуфакиса «Технофеодализм» Один из самых модных и цитируемых левых критиков капитализма в современной Европе, Варуфакис в своей новой книге приходит к выводу, что нынешняя мировая экономическая система это уже не совсем капитализм. А завтра это будет совсем не капитализм. Прибыль, как главный двигатель экономической деятельности, на глазах уступает облачной ренте. Отличный повод обсудить, кто такие Джефф Безос, Илон Маск (владельцы сетей, платформ, создатели алгоритмов) и какова их роль в глобальной игре. Варуфакис был министром финансов в греческом правительстве от партии «Сириза». Вёл в этой должности мучительные переговоры с руководством Евросоюза о греческих долгах (об этом у него есть отдельная книга «Взрослые в доме» и да, по ней есть одноименный художественный фильм Коста-Гавраса). Сейчас он лидер крайне левой партии, которая пытается действовать на общеевропейском уровне. Десять лет назад он написал популярную книгу,

Сотрудник «Пиотровского» Алексей Цветков о новой книге Яниса Варуфакиса «Технофеодализм»

Один из самых модных и цитируемых левых критиков капитализма в современной Европе, Варуфакис в своей новой книге приходит к выводу, что нынешняя мировая экономическая система это уже не совсем капитализм. А завтра это будет совсем не капитализм.

Прибыль, как главный двигатель экономической деятельности, на глазах уступает облачной ренте. Отличный повод обсудить, кто такие Джефф Безос, Илон Маск (владельцы сетей, платформ, создатели алгоритмов) и какова их роль в глобальной игре.

-2

Варуфакис был министром финансов в греческом правительстве от партии «Сириза». Вёл в этой должности мучительные переговоры с руководством Евросоюза о греческих долгах (об этом у него есть отдельная книга «Взрослые в доме» и да, по ней есть одноименный художественный фильм Коста-Гавраса). Сейчас он лидер крайне левой партии, которая пытается действовать на общеевропейском уровне.

-3

Десять лет назад он написал популярную книгу, в которой пробовал объяснить главные понятия политэкономии своей двенадцатилетней дочери. В «Технофеодализме» он всё время мысленно беседует со своим отцом и этот внутренний диалог вращается вокруг вопроса: сделают ли новые технологии капитализм непобедимым? Или же наоборот, они похоронят его? И если они похоронят его, то почему мы ждём, что то, что сменит капитализм, окажется лучше?

-4

Сам термин «технофеодализм» позаимствован Варуфакисом у американской марксистки Джоди Дин. Но Дин пишет на языке академической критики, а Варуфакис объясняет, что такое политэкономия современности в формате глянцевого журнала. В его книгах вообще много доступного пересказа высоколобых критиков на самых обыденных примерах.

Сначала Варуфакис рассказывает историю происхождения новой системы, делая особый акцент на сдвиги, всерьез поменявшие правила игры (отказ от Бреттон-Вудской системы в 1970-х, глобальное поражение левых в связи с исчезновением СССР и т.д.). Потом отвечает на вопрос: в какую сторону сейчас меняется мир и какие опасности/возможности несут для нас эти перемены? Дальше описывает глобальных игроков (США и Китай прежде всего) и тайную сделку между ними, делающую доллар неуязвимым. И наконец, предлагает собственную позитивную программу, альтернативную наступающему технофеодализму. Как сделать компании, деньги и облачные ресурсы более демократичными (т.е. общедоступными), чтобы неравенство между людьми сокращалось, а не росло?

-5

Как и положено успешному лектору, он весьма метафоричен: образ глобального Минотавра, остроумные сравнения, шутки, смешные случаи из жизни и диалоги из общеизвестных фильмов.

Все политэкономические сложности, специальные термины и схемы извлечения прибыли из людей перенесены в два финальных приложения для читателей с более академическим складом ума.

-6

Другие книги о том, что происходит с капитализмом прямо сейчас:
Маттео Пасквинелли. Измерять и навязывать. Социальная история искусственного интеллекта
Шошанна Зубофф. Эпоха надзорного капитализма
Тома Пикетти. Краткая история неравенства
Тома Пикетти. Капитал в ХХI веке

До встречи в «Пиотровском»!