Найти в Дзене
Вдогонку за мечтой

Бонус-трек по Воронежу от нагулявшегося отпускника

Всё ясное утро, пока поезд стучал колесами в сторону Воронежа, я крутил в голове мысль как провести то время, что у меня будет после поезда до пересадки на скоростную электричку в родной Курск. Во-первых, времени не так уж много. Во-вторых, с Воронежем я уже имел удовольствие познакомиться. В-третьих, в этот раз я порядком нагулялся по югам и потому как-либо напрягаться совсем не хотелось. Допивая утренний кофе, я вдруг вспомнил про одну локацию, которая в свое время просто-напросто вылетела из головы, и я в нее не заглянул, хотя проходил буквально рядышком. Отлично, теперь у меня есть план, и даже походный рюкзак не станет помехой. Воронеж мне нравится. Из областных центров Центрального Черноземья он самый крупный, наконец-то дорос до миллионника и потому частенько называется столицей всего макрорегиона. Да и поезда на юг из моего родного Курска с 2014 г. теперь идут через него, а не напрямки через Украину. А вот это жаль… Ну а я потопал по улице Мира, направляющей гостей города в сто

Всё ясное утро, пока поезд стучал колесами в сторону Воронежа, я крутил в голове мысль как провести то время, что у меня будет после поезда до пересадки на скоростную электричку в родной Курск. Во-первых, времени не так уж много. Во-вторых, с Воронежем я уже имел удовольствие познакомиться. В-третьих, в этот раз я порядком нагулялся по югам и потому как-либо напрягаться совсем не хотелось. Допивая утренний кофе, я вдруг вспомнил про одну локацию, которая в свое время просто-напросто вылетела из головы, и я в нее не заглянул, хотя проходил буквально рядышком. Отлично, теперь у меня есть план, и даже походный рюкзак не станет помехой.

Железнодорожный вокзал
Железнодорожный вокзал

Воронеж мне нравится. Из областных центров Центрального Черноземья он самый крупный, наконец-то дорос до миллионника и потому частенько называется столицей всего макрорегиона. Да и поезда на юг из моего родного Курска с 2014 г. теперь идут через него, а не напрямки через Украину. А вот это жаль…

Ну а я потопал по улице Мира, направляющей гостей города в сторону центра. Удобно, что вокзал находится в центральном районе и потому есть куда податься даже пешком. Сегодня далеко не пойду, все мои локации рядышком. Для начала в «Пятерочку» за мороженым и йогуртом – туда за прохладительным я заглядываю во время длительных стоянок поездов будучи проездом. Дальше площадь-развязка со Славой советской науке в центре. По левую руку монументальный и величественный Благовещенский собор с памятником местному святителю Митрофану.

Благовещенский собор и Слава советской науке
Благовещенский собор и Слава советской науке

Направо, за эффектной колоннадой, парк Орленок – туда, на лавочку в тенечек, со своим мороженком и перемещусь. У входа посетителей встречает мальчишка на коне, трубящий в горн. Пройдясь потом по дорожкам, обнаружил, что всё обновили на новый лад.

История у парка любопытная. Начиналось всё с кадетского плаца, превратившегося после революции в площадь III Интернационала, главную в городе. Тогда же стали появляться братские могилы, давшие начало воинскому некрополю. Удивительно, но здесь до сих пор соседствуют детский смех и тени ушедших в мир иной. На выходе со мной простился Осип Мандельштам.

Дальше по ходу моего движения были случайные встречи с Владимиром Высоцким, ни разу в городе не бывавшим, и поэтом Иваном Никитином, местным уроженцем. Еще сделал фотоостановочку над удачно подвернувшимся под ноги оригинальным люком.

Направляюсь к театру кукол и Белому Биму. У каждого туристически интересного города обязательно найдется списочек уникальных объектов, благодаря которым он узнаваем и выделяется на фоне прочих. Где-то повезло с ландшафтом и удачным расположением, где-то сохранили историческую застройку и архитектурные памятники, где-то удивляют футуристической новизной. Самый простой и доступный способ выделиться – оригинальные скульптуры и памятники. Воронежский «Белый Бим» из этой серии. Персонажа трогательной и грустной истории из детской литературы воплотили в скульптуре обаятельного пёселя, одиноко ждущего юного зрителя перед кукольным театром.

Как раз меня в свое время не дождался. Я теперь исправился: погладил по макушке, потрепал за ухом, щелкнул «себяшку». Если пройтись в глубину двора, на высоких постаментах обнаружится целая группа узнаваемых героев детских сказок. Щелкнул и их до кучи. Повезло воронежцам с кукольным театром, курским артистам о таком только мечтать (Лера, привет тебе из Воронежа!).

Теперь с чувством почти выполненного долга можно топать в обратную по проспекту Революции. Почему почти? К ответу еще вернемся, а пока крутим головой по сторонам. Улица широкая, одна из главных в городе, раньше была Большой Дворянской. Радует обилие исторической застройки. Сохранилось далеко не всё, многое в городе после освобождения от фашистов (начало 1943 г.) пришлось отстраивать заново.

Прямо на тротуаре выставлены столы для настольного тенниса, идет игра. Тут же, в нескольких шагах, бюст Митрофана Пятницкого, собирателя и исполнителя русских народных песен, местного уроженца. В 1910 г. им создан хор из народных певцов, который теперь носит его имя и гремит на всю страну (Государственный академический русский народный хор).

Дальше махины с колоннадами: красная Молодежного центра по левую руку и желтая Строительного техникума по правую. Следом ампирный особняк фабриканта Тулинова, принимавший в своих стенах императоров Александра I, Николая I, Александра II.

Сворачиваем в сквер Помяловского и перемещаемся на тихую площадь Победы. Прямо по курсу стела с орденом Отечественной войны I степени. Сразу за ней – смотровая на склоны правого берега водохранилища на реке Воронеж и зеркальную гладь большой воды, делящей город на две большие части. Именно там, на верфях Воронежа, положено начало военно-морскому флоту будущей империи и с конца XVII в. (при Петре I) строились первые корабли Азовской флотилии.

Пройдя череду фонтанов, выходим к воинскому мемориалу и Вечному огню в память павших в годы Великой Отечественной войны. По соседству с ним стена с именами детей Донбасса, трагически погибших уже в наше время.

На проспекте Революции, под стенами бывшей губернской почтовой конторы, скульптура фронтовому почтальону. Напротив через улицу – Платоновский сквер и памятник советскому писателю А. Платонову (по паспорту Климентову), родившемуся под Воронежом.

Классическое желтое здание по соседству – Дом губернатора (с 1792 г.), напротив – Губернское правление (1788 г.). Свой высокий губернский статус Воронеж получил очень рано: в 1725 г., в результате петровских преобразований. На тот момент губерния – трудно поверить – простиралась от Рязанщины на севере до Азовского моря на юге, от Харьковщины на западе до Мордовии на востоке. С тех пор ее границы неоднократно менялись, земли перекраивались вдоль и поперек. В 1928 г. Воронеж стал центром новообразованной Центрально-Черноземной области, включавшей в себя нынешние Курскую, Орловскую и Тамбовскую; так что именование его столицей Центрального Черноземья вовсе не случайно. К слову сказать, в очередной перекрой границ 1954 г. Бирюченский (Будённовский) уезд «ушел» в новообразованную Белгородскую область, отчего мой родившийся на следующий год отец вдруг получил «белгородскую» прописку – малую родину.

Ну да ладно, я вас, наверное, совсем загрузил. Давайте отвлечемся от исторических вопросов кройки и шитья административных лоскутков и предадимся делам культурным. Предлагаю заглянуть в художественный музей им. И. Крамского, спрятавшийся во дворах монументальной сталинки Управления ЮВЖД (1932 г.), и выяснить, что интересного хранят его стены. Давно хотел это сделать. Об этом – в следующем выпуске.

До новых встреч!
До новых встреч!