Найти в Дзене
Издательство Libra Press

Как мой родной дед избран был в священники

Оглавление

Заметка Николая Ивановича Соловьева

В городе Вязниках, в родственном доме местного купца И. И. Порошина, проживала 80-летняя старушка, его мать, духовного звания. Старушка эта, вспоминая былые дни и "свое время" передала рассказ о том, как ее родной дед избран был в священники.

В Юрьевском уезде есть село Каблуково. В былое время оно принадлежало генералу Митькову (?). Случилось, что в Каблукове умер священник, которого, честь честью похоронили. Мужички-прихожане, помянув усопшего батюшку, отправились к барину с просьбой похлопотать о том, чтобы "им назначили стоящего иерея".

- Для меня все одно, ищите сами: кого найдете, тот и будет назначен.

- Ну, а ежели того, ваше превосходительство, мы облюбуем, а архиерей не поставит?

- Сказал вам: кого выберете, тот и будет поставлен.

Пожелав долголетнего здравия генералу, мужички отправились отыскивать себе батюшку. Долго они выглядывали, долго расспрашивали, но все что-то дело не подходило. "Нужно ехать в город на базар; там скорее дело сладим", рассудили мужички и выбрали ходоков. Приехали ходоки в Юрьев. Базар был большой, многолюдный.

Прошли мужички по базару раз, прошли два и видят: торгует овсом лицо духовного звания, из себя рослый, лицом красивый, в плечах дюжий.

- Во бы, ребята, нам этого, - указывает один из ходоков на торгующего овсом духовного человека.

- Дюжий парень, надыть попробовать, - отзываются другие.

Подошли к возу, посмотрели овес, спросили про цену. В разговорах облюбованное духовное лицо еще более понравилось ходокам, и они отошли от воза посоветоваться.

- Хорош, ребята, нам лучше не найти.

- А может еще к нам и не пойдет; походим еще по базару, може и еще облюбуем какого, - говорили некоторые из ходоков.

Пошли. Прошли конную, прошли красные ряды, прошли все видные места; но, лучше, ни одного духовного лица не усмотрели, а потому вторично направились к облюбованному духовному лицу. Оказалось, что это духовное лицо овес продало и готовило свою лошадку, чтобы ехать с базара домой. Мужички окружили его и любопытно осматривали.

- Что вы, братцы, так пристально на меня смотрите?

- Да вот дело есть до тебя.

- Какое дело, я вас не знаю. Господь с вами! Ступайте себе своим путем-дорогой.

Степенная речь духовного лица еще более расположила к нему каблуковских ходоков.

- Да ты скажи нам, отколе ты будешь?

- Я пономарь из села Богородского.

- А мы вот тебя облюбовали в попы, к себе в Каблуково.

- Что вы, Господь с вами! Архиерей строгий, неученых не посвящает в попы.

- Да нам наш барин сказал: кого выберете, того и поставим.

- Да ведь это дело-то не бариново, а архиерейское.

- Да уж что барин наш молвит, так и будет. У него, видишь ты, "везде рука".

- Не знаю, братцы, какой вам ответ дать. Надо посоветоваться с батюшкой, я с ним живу вместе: он дьячком, а я пономарем в одном приходе.

Эта сыновняя покорность сына отцу привела мужичков в восторг, и они уже ни за что не хотели расстаться с пономарем: помогли ему запрячь лошадку, живой рукой впрягли своих и поехали в село Богородское.

Старик-дьячок благосклонно выслушал речь ходоков, обласкал, угостил их и отпустил своего сына в Каблуково для представления барину. Генералу Митькову облюбованный крестьянами пономарь тоже очень понравился, и он, написав два письма, вручил их ему (фамилия его была Добронравов).

- Смотри, не перемешай. Одно письмо, потоньше, это будет секретарю Консистории, другое потолще, - владыке преосвященному.

- Слушаю, ваше превосходительство, не перемешаю, - почтительно отвечал пономарь Добронравов.

- Ну, а это вот тебе двести рублей на посвящение. Нужно будет дать тому-другому, так сделай как следует!

Не прошло и двух недель, как бывший пономарь в маленьком приходе посвящен был в сан иерейский, в большой приход. Большую задачу составляло для новопосвящённого батюшки, чем отблагодарить генерала. Думал он немало и решил принести в дар поросенка. Когда батюшка нес этот подарок барину, то поросенок такой поднял визг, что все семейство генерала выбежало на террасу.

Подарок был принят благосклонно, хотя, конечно, не без улыбки.

Приученный с малолетства к землепашеству, Добронравов и в сане священника не оставлял сохи. Он наравне с мужичками и пахал, и косил, и, таким образом, жил "одним интересом со своими прихожанами", которым в особенности нравилось в их батюшке "его хождение около кормилицы-земли".

Князь Борис Андреевич Голицын, 1799 (худож. Б.-Ш. Митуар)
Князь Борис Андреевич Голицын, 1799 (худож. Б.-Ш. Митуар)

Пообжившись в Каблукове, священник Добронравов занялся скотоводством. Благодаря близости конного завода князя Голицына (Борис Андреевич) в селе Симе, он развел породистых и ценных лошадей и сделался образцовым хозяином во всей окружной местности. По вопросам сельского хозяйства, этот батюшка из пономарей, давал полезные советы не только своим прихожанам-крестьянам, но и помещикам и духовенству.

Советы и личный пример трудолюбия Добронравова прихожане его очень ценили и такое питали в нему расположение, что когда он выдавал замуж свою дочь (тоже за священника) и нуждался в тысяче рублей (конечно ассигнациями) приданого для награждения дочери, то прихожане его в несколько часов собрали эту сумму между собою и ссудили ею любимого батюшку.

Но однажды с ним случилась одна невнятность. Занятый хозяйством, а более всего по малограмотности, он неаккуратно записывал родившихся в приходе его в метрические книги. Вследствие сего, в вотчине генерала Митькова, в приходе священника Добронравова, при десятой ревизии оказалось пропущенных 45 душ.

Это наделало немалых хлопот генералу Митькову, и только его влияние спасло хозяйственного батюшку от гнева и наказания епархиальнаго начальства.

Выбор пономаря Добронравова в священника происходил в 1830-х годах. Архиереем во Владимире в то время был архиепископ Парфений (Чертков). Нужно заметить, что архиепископ Парфений не окончивших семинарский курс очень редко посвящал в священники.

Добронравову дано было место священника, по исключительной влиятельности, генерала Митькова, впрочем, рекомендовавшего, как оказалось, весьма достойного человека и всего более подходившего для сельского прихода, по крайней мере, по тому времени.