История одной картины Василия Поленова
В преддверии светлого пасхального Воскресения хотелось бы порекомендовать замечательную книгу из серии ЖЗЛ «Василий Поленов». Это замечательная биография Марка Копшицера, написанная великолепным литературным языком, практически искусствоведческое исследование. Читается легко и занимательно. Основное внимание автора посвящено серии "Из жизни Христа", которую Поленов считал главным трудом своей жизни.
В 1881-1882 годах Василий Поленов совершил первое путешествие на Ближний Восток. Там же родился замысел картины «На Тивериадском (Генисаретском) озере», о которой сегодня пойдет речь. Считается, что главной работой христианского цикла художника является большое полотно «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей).
Первые зрители картин Поленова отметили, что художник воспринимал Иисуса Христа как реально жившего человека. Живописец считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». Были предприняты путешествия по Египту, Сирии, Палестине, и в результате зрители увидели на картинах художника те места, где жил и проповедовал Христос. Виды Генисаретского озера, известного также как Галилейское море или Киннерет, запечатлены в картине «На Тивериадском (Генисаретском) озере», созданной художником вслед за произведением “Христос и грешница”.
«Какую картину Поленов выставил… Горячие тоны южного летнего солнца, зеленое озеро, вдали синеющие горы, раскаленное небо. Дивная красота и Христос… Выше этой картины нет на выставке…» - так художник Василий Кандинский описал свое впечатление от увиденного полотна «Христос на Генисаретском озере». В 1889 году оно было показано на 17-й выставке Товарищества передвижников.
Поленов изобразил на полотне Иисуса Христа в виде глубоко задумавшегося одинокого путника. Идет он по берегу озера, окаймленного цепью бескрайних гор до горизонта. В пейзаже художника воплощена идеальная, вечная красота. Картина своей умиротворенностью соотносится с сосредоточенной погруженностью в свои мысли странника. Зритель осознает значительность происходящего, к тому же природа тех мест, где ступала нога Христа, тонко и проникновенно передана художником. Обратимся к прекрасному описанию картины «Христос на Генисаретском озере» автора книги о Василии Поленове Марка Исаевича Копшицера.
«К 1909 году Поленов закончил, наконец, грандиозную работу - 58 картин из жизни Христа. В сущности, он посвятил им всю жизнь, задумав сначала одну картину о Христе, когда мальчиком еще увидел картину Александра Иванова. Первой и основной картиной «евангельского круга» была «Христос и грешница», оконченная в 1887 году. Но уже через год появляется еще одна: «На Генисаретском озере». На ней Христос - один, без людей, он размышляет, он идет по тропинке вдоль берега озера. Озеро — очень красивое с чистой спокойной водой и обкатанными водой прибрежными камнями. Вся картина - большая горизонтальная - словно бы предвосхищает панорамные пейзажи Оки. И озеро можно принять за широкую спокойную реку. На заднем плане - на другом конце озера или на другом берегу — невысокие возвышенности. Ничто не мешает размышлению. Человек, который, опираясь на палку, бредет по дороге, устал, устал беспрерывно наблюдать то, что делается вокруг него, устал от людской подлости и низости, устал от взятого им на себя бремени: переделать проповедью добра род человеческий. Но перед Христом вся гладь озера, путь ему еще долгий и такой же пустынный. Где-то его ученики, где-то люди, которых он должен наставить на путь добра, а сейчас он один, наедине со своими мыслями. И в то же время кусок земли, на котором находится Христос, невелик, остаток дорожки до нижнего обреза картины очень мал. И сама фигура Христа, сравнительно с площадью картины, невелика, хотя она и доминирует в картине — так искусно она вписана в пейзаж, так четко рисуется темная фигура человека на фоне светлой голубизны озера и берегов его. Здесь человек живет заодно с природой. Она - его помощница в трудном деле, которое взвалил он на свои плечи.
И потому пейзажу отдано так много места в картине, потому он и выписан с такой любовью и таким искусством. Первый план берега и воды написан чистыми красками, мелкими, мозаичными мазками. И это делает пейзаж необычайно свежим, красивым, написанным словно бы не по этюдам, а с натуры.»
Картина «Христос на Генисаретском озере» находится в Государственной Третьяковской галерее. Приятного всем посещения поленовских залов.
Душевного всем празднования Светлого Христова Воскресения!