Больше трети территории города уже находится ниже уровня моря. Вода на улицах поднимается до 4 метров во время наводнений.
Люди поняли: этот процесс не остановить, и проседание Джакарты – столицы Индонезии – доставляет уже слишком много неудобств.
Индонезийское правительство приняло решение перенести главный город: на соседнем острове Калимантан взамен строят новую, будущую столицу — Нусантару. Эдакое «поматросил и бросил» из мира соперничества природы и урбанизации.
Джакарта находится на северо-западе острова Ява, на берегу залива Яванского моря
Её размеры и численность стремительно растут. С 1930 года количество жителей увеличилось в 20 раз и достигло 11 миллионов. Сама Джакарта уже спаяна с городами-спутниками и, по сути, превратилась в городскую агломерацию.
Очень хотелось бы избавить вас от таких подробностей, но они играют важную роль в контексте истории: уровень жизни в Джакарте в большинстве районов оставляет желать лучшего.
Доступ к водопроводу имеют только 68 % населения. И это учитывая общественные гидранты на улицах. В привычном нам понимании «есть вода» — течёт из крана — только у 20 % жителей Джакарты. Те, кто не имеет доступа к водопроводу, черпают воду из колодцев, часто загрязнённых и засоленных.
К канализации подключены дома только у 2-4 % населения. Весь город перерыт канавами соответствующего назначения.
И этот огромный мегаполис стремительно оседает вниз
Специально обученные люди из Городского горного управления Джакарты подсчитали: за последние 12 лет земля под городом осела в среднем на 1 метр. Больше трети города уже находится ниже уровня моря — 24 000 га от общей площади 66 400 га.
В самом невыгодном положении — северные прибрежные районы, которые в неудачный год опускаются на 20—25 см. Они, если что, пойдут на дно первыми.
Восточная, центральная и западная часть города держатся крепче, но неуклонно уходят под землю со скоростью до 5-10 см в год и тоже рано или поздно станут Атлантидой. Южная — в домике, потому что стоит на холмах и понижается только на 1 см в год. Цифры взяты из публикации местной газеты «Джакарта Пост».
О Джакарте любят упоминать в контексте грядущих последствий повышения уровня Мирового океана. Как огромный город окажется поглощён водой. Но в случае с Джакартой так далеко ходить не надо: её очень качественно красноречиво заливает и в наши дни.
Джакарта в воде — реальность современности
13 рек пересекают город, спеша впасть в Яванское море. Самая большая из них — Чиливунг — берёт начало в гористой местности и, заключённая в черте города в бетонные берега, делит Джакарту пополам и с незавидной регулярностью вносит свой вклад в наводнения.
Если вы читаете на канале еженедельные сводки катаклизмов, то знаете: на острове Ява редкая семидневка обходится без проливных дождей, поднимающих реки. И в Джакарте периодически происходят масштабные наводнения.
Полтора месяца назад, 2 марта 2025 года, на Джакарту обрушился экстремальный ливень: выпало 368 мм осадков за сутки. 54 жилых района и 23 автомобильных шоссе были закрыты, а 90 000 джакартцев покинули свои дома.
Вода не спешит уйти в море, потому что перепад высот с каждым годом всё меньше. Удобных низин хватает и на территории Джакарты. Но и это ещё не всё.
В прибрежных, северных районах проблема приходит ещё и с другой стороны — с Яванского моря.
Серьёзный шторм, во время которого ветер дует к берегу, поднимает высокие нагонные волны, с лёгкостью проходящие вглубь низкой суши.
Более того: лунные приливы постоянно затапливают здания, стоящие слишком близко к морю. По словам местной жительницы, живущей в трущобах Муара Бару, «Каждую ночь половина дома оказывается под водой на 30-40 см. Это начинается в полночь и заканчивается к 11 утра». Её соседка добавляет: «Это как небольшое цунами. Течение настолько сильное, что уносит обувь, оставленную у входа» (из издания «Jakarta Globe»).
Эксперты говорят: «Джакарта живёт в долг». Почему так вышло?
Территория Джакарты изначально, пожалуй, была не самым лучшим местом для крупного города.
Те земли, которые сейчас проседают, представляли собой болотистую равнину, лежащую в среднем на 7 метрах над уровнем моря. Так что запас с самого начала был невелик. И эти 7 метров — рыхлая почва, сложенная из речных отложений, принесённых водами 13 рек, ныне пересекающих Джакарту.
До XVI века здесь находилось небольшое рыбацкое поселение с названием «Келапа» («Кокосовая пальма»), в 1527 году переименованное в «Джаякерту». И никто не жаловался.
«Старт оседания» датируют 1619 годом, когда тут появились голландцы и начали перекраивать новые земли по своему усмотрению. Мангровые заросли у берегов были вырублены, чтобы не мешали кораблям ходить в развивающийся порт. Скучая по родным местам, голландцы создают в растущем городе сеть каналов, как у себя дома.
Позже эти 2 фактора назовут «началом конца».
Мангровые заросли мешали не только кораблям, но и высоким штормовым волнам, размывающим северный берег Джакарты.
В некоторых работах по изучению «оседания Джакарты» указывают, что каналы, которые изначально призваны защищать город от наводнения, вместе с тем нарушают естественную «гидросистему» и приводят к уменьшению уровня почвы. Почва из рыхлых отложений, на которых стоит Джакарта, в условиях влажного климата постепенно прессуется и теряет в толщине.
В естественных условиях это компенсируется разливами рек во время паводков и наводнений, когда с водой поступает и новый материал. Каналы же, которые по сей день являются вынужденной мерой ввиду отсутствия доступа к канализации, всё сливают в море впустую.
С тех пор карусель только раскручивается вместе с ростом города.
Главная причина, по которой Джакарта быстро и верно опускается вниз, — непродуманный забор подземных вод. Численность жителей и потребность в воде растёт. Джакарта потребляет 3,29 миллиона кубометров в день, и больший процент от этого объёма — то, что выкачали буквально из-под города.
Подземные резервуары быстро опустошаются, и почва оседает вниз. Динамический баланс оказывается нарушен. Запас вод не может пополняться со скоростью, которая компенсировала бы такой большой забор.
Подсчитали, что если убрать всех жителей города и исключить откачку воды, то на восстановление водоносных горизонтов, лежащих на глубине 60 метров под Джакартой, уйдёт как минимум 100 лет.
С механизмом пополнения запасов тоже не всё гладко. Расширение Джакарты с каждым годом закатывает в асфальт всё больше и больше территорий, из-за чего дождь не может впитываться в землю и разливы рек оказываются не полезны (парадокс, но в естественных условиях они могли бы идти во благо — повышать уровень грунта и пополнять запас вод под землёй), а вредоносны.
Из-за опустошения грунтовых вод жители «острова Невезения» — Северной Джакарты — столкнулись с ещё одной проблемой: засаливание воды в колодцах. Природа не терпит пустоты, и в освободившееся под землёй место потихоньку просачивается морская вода.
Даже само строительство города усугубляет процесс. Всё те же специалисты из Городского горного управления Джакарты подсчитали: если построить один шестиэтажный дом в центре города, то через 20 лет земля под ним просядет на 71 см из-за внезапно навалившейся тяжести нагрузки.
Самое ироничное в этой истории то, что сегодня на помощь Джакарте приходят… голландцы. К ним индонезийцы обращаются как к специалистам в противостоянии с надвигающимся морем.
В прошлом веке под кураторством голландцев соорудили 2 противопаводковых канала. В наши дни реализуется грандиозный проект со строительством гигантской морской дамбы длиной 32 км, возведением искусственных островов, осушением территорий и организацией водохранилищ; разработанный специалистами из Нидерландов.
Стоит 40 миллиардов долларов и вызывает много споров о целесообразности – как бы ещё хуже не получилось.
Впрочем, большинство экспертов по вопросу сходятся во мнении: все «Великие морские стены», водохранилища, бесперебойно работающие насосные станции для откачки воды из затопленных районов — только отсрочка на несколько десятилетий.