Найти в Дзене

"Самый главный после директора". Инспектор манежа Казанского цирка Руслан Кинзикеев

Он «родился в опилках», уходил из цирка, но вернулся обратно, выступал в уникальном воздушном номере «Вертикальный полет», получил звание заслуженного артиста Республики Башкортостан и приехал работать инспектором манежа в Казанский цирк. Руслан Кинзикеев – первый человек, с которым встречаются артисты, приезжающие сюда выступать, знает цирк от и до и чувствует себя здесь точно в своей «тарелке». Руслан Кинзикеев родился в городе Сим Челябинской области. Уфимский цирк, где в Башкирском национальном коллективе работали его родители, предоставил им квартиру – так они обосновались в Уфе. Все детство Руслан провел на манеже. Его папа, народный артист Башкирии, выступал как акробат в номере с подкидными досками под руководством Дамира Асадуллина. А Руслан по профессии пошел в маму, Людмилу Алексеевну Кинзикееву, воздушную гимнастку. Хотя выступала она и в эквилибре, номере, поставленном мужем – пришлось сменить жанр после падения с 5-метровой высоты и полученных травм, которые «отменили» во
Оглавление

Он «родился в опилках», уходил из цирка, но вернулся обратно, выступал в уникальном воздушном номере «Вертикальный полет», получил звание заслуженного артиста Республики Башкортостан и приехал работать инспектором манежа в Казанский цирк. Руслан Кинзикеев первый человек, с которым встречаются артисты, приезжающие сюда выступать, знает цирк от и до и чувствует себя здесь точно в своей «тарелке».

Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев
Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев

В цирке с двух лет

Руслан Кинзикеев родился в городе Сим Челябинской области. Уфимский цирк, где в Башкирском национальном коллективе работали его родители, предоставил им квартиру – так они обосновались в Уфе. Все детство Руслан провел на манеже. Его папа, народный артист Башкирии, выступал как акробат в номере с подкидными досками под руководством Дамира Асадуллина. А Руслан по профессии пошел в маму, Людмилу Алексеевну Кинзикееву, воздушную гимнастку. Хотя выступала она и в эквилибре, номере, поставленном мужем – пришлось сменить жанр после падения с 5-метровой высоты и полученных травм, которые «отменили» воздушную гимнастику.

К окончанию школы в 1992 году встал вопрос: куда поступать? Конечно, в цирковое, в московское Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева (Карандаша)! Руслан был хорошо подготовлен – отец занимался с ним акробатикой, хореографией, даже вводил в свой новый номер с першами. Педагог из Большого театра, занимавшаяся с первокурсниками даже называла его «вторым Нуриевым», настолько ее впечатлили способности и пластика талантливого юноши.

Полет нормальный! Вертикальный!

В 1995 году в цирковое училище в поисках молодых кадров пришел заслуженный артист России Николай Владимирович Сарычев, руководитель уникального номера «Вертикальный полет». Руслану и его однокурснику Вадиму Проскурякову предложили стать ловиторами – нужно было, вися на ногах, ловить воздушных гимнастов, которые летят тебе в руки, выполняя различные трюки.

Двухмесячный испытательный срок проходил очень нелегко – ноги с трудом привыкали к новой нагрузке.

«Нужно было «обдавить» их о железо, чтобы организм привык к боли. Это как посадка на шпагат. Мы с другом посовещались, и я сказал: «Если через неделю боль не пройдет, надо уходить из номера, у меня уже сил нет терпеть». Проходит неделя, и какой-то щелчок происходит! И всё, дальше пошло всё больше и больше, начал появляться профессионализм, трюки стали качественнее», – рассказывает Руслан.

Номер исполнялся в ультрафиолетовом свете, гимнасты в белых костюмах светились в полной темноте, тросов, лонж не было видно. Все выглядело так, как будто люди летают сами – номер был очень эффектным.

Номер "Вертикальный полет" под руководством Николая Сарычева, в котором выступал Кинзикеева, фотографии из брошюры из личного архива Руслана Кинзикеева
Номер "Вертикальный полет" под руководством Николая Сарычева, в котором выступал Кинзикеева, фотографии из брошюры из личного архива Руслана Кинзикеева
«Обычные полеты в цирке – горизонтальные. Гимнасты качаются на трапеции, делают трюк, попадают к ловитору в руки и обратно на трапецию, на мост. В вертикальном полете наверху находятся две жесткие рамки, внизу – четырехметровый лопинг, который качается, как маятник в часах. Мы бросали гимнастов сверху вниз и снизу вверх по вертикали. Китайцы пробовали этот номер повторить, но у них ничего не получилось – не так то это просто», – вспоминает Руслан.

Начавшие выступать в цирке студенты ГУЦЭИ хотели ускользнуть от учебы – вроде и так уже «нашли работу», но Николай Владимирович постоянно говорил им о том, что важно получить диплом.

«Днём мы до 12 часов учились в цирковом училище, а вечером в 9−10 вечера ездили через всю Москву с Белорусской станции до Измайловского парка, где находится Центр циркового искусства, и там репетировали номер. Когда через год мы выпускались, все просто рты разинули и ахнули от того, что получилось. В 1996 году мы закончили училище, успев съездить на 2,5 месяца в Японию. А потом начались и другие гастроли по России и за границей», – рассказывает Руслан.
Номер "Вертикальный полет" под руководством Николая Сарычева, в котором выступал Руслан Кинзикеев, фотографии из брошюры из личного архива Кинзикеева
Номер "Вертикальный полет" под руководством Николая Сарычева, в котором выступал Руслан Кинзикеев, фотографии из брошюры из личного архива Кинзикеева

Спустя 19 лет, в 2013 году Руслан решил окончательно выйти на пенсию, но через два года вернулся – в другой номер, горизонтальный полет, чтобы выручить артистов и отработать с ними на гастролях в Японии, Индонезии. Задержался на четыре года.

В 2020 году на гастролях в венгерском Будапеште во время четвертого выступления партнер, который набрал немного лишнего веса и должен бы делать впервые длинный перелет с лопинга в рамку, прыгнул не совсем ровно. Получилось, что Руслан «принял» его на одну ногу. Когда что-то щелкнуло в ноге, он в рабочей горячке не почувствовал ничего особенного. Уже позже врачи выдали ему набор вердиктов – трещина кости, повреждение связок колена. Тем не менее за полтора месяца Руслан восстановился, «закачал» колено, восстановил мышцы.

«Я родился в цирке, кроме цирка ничего не видел. И считаю, что цирковые – это отдельная национальность. Но с гимнастикой все же решил завязать – не рисковать своим здоровьем, попробовать что-то поделать «на гражданке», уйти из цирка», – говорит Руслан.

В Казанский цирк как в дом родной

В 2022 году Руслану позвонил друг, гимнаст на турниках, с которым они познакомились еще в 2001 году на новогодних представлениях в Голландии, Роттердаме.

«Он рассказал, что в Казанском цирке появился новый директор, Эльмира Булатова, которая собирает команду и ищет инспекторов манежа. Раньше она работала в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского в администрации, а мы там выступали, так что примерное представление друг о друге имели. По задумке Эльмиры Хамидовны цирк должен был стать фабрикой по генерации счастья для людей. Я увидел, что для нее главное – творчество, а не просто зарабатывание денег. Мне такое виденье оказалось очень близким. И мы вместе с другом, Вячеславом Емельяновым, заинтересовались этим предложением», – рассказывает Руслан.

Хватило одной встречи с Эльмирой Хамидовной и командой, чтобы понять, что все получится. Новую программу принимал прежний инспектор манежа, по совместительству дрессировщик кошек Владимир Николаевич Анисимов, а потом в работу начали втягиваться Руслан и его товарищ.

Так, он перебрался из Уфы в Казани и стал инспектором манежа Казанского государственного цирка. Сейчас вместе с ним в качестве напарника работает Алексей Ширяев, тоже бывший коллега по цирку на проспекте Вернадского.

"Пора давать третий звонок!" Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев
"Пора давать третий звонок!" Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев

Поехали!

Когда Руслан занял должность, ему пришлось посмотреть на цирк другими глазами. Раньше он воспринимал инспектора манежа как человека, к которому артист за кулисами может обратиться с любым вопросом, который смотрит за порядком, составляет расписание репетиций и участвует в формировании программы. Теперь он сам стал таким человеком! К тому же, у него появилась ответственность за целую команду униформистов. Если раньше он отвечал только за себя, то теперь надо было учиться налаживать контакт со всеми, порой очень разными по характеру людьми. А еще оказалось, что нужно быть примером для других – соблюдать те же правила, выполнения которых требуешь от других.

Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев
Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев

Очень помогал Владимир Анисимов. Два-три месяца он передавал Руслану и его напарнику свой опыт и только потом ушел на заслуженный отдых.

Прежний инспектор манежа Казанского государственного цирка Владирмир Анисимов, фото https://kazan.aif.ru/ из личного архива Владимира Анисимова
Прежний инспектор манежа Казанского государственного цирка Владирмир Анисимов, фото https://kazan.aif.ru/ из личного архива Владимира Анисимова

И, конечно, очень пригодился собственный цирковой опыт Руслана в воздушном полете – он прекрасно понимает, что происходит наверху, как работают подвески и лучше кого бы то ни было может это контролировать.

Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев
Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев

За что отвечает инспектор манежа

  • Когда какой-либо номер приезжает работать в Казанский цирк, административная группа следит за тем, чтобы все было в порядке на уровне безопасности. Если находятся какие-то уязвимости, артистов просят их устранить, еще раз проверяют и только потом допускают до работы. Проверки проходят перед каждым представлением.
  • В начале каждого рабочего дня один из инспекторов манежа поднимается под купол на колосники (балки, на которых крепится оборудование), чтобы проверить все узлы и крепления, трубы для подвески. Таким образом, инспекторы манежа делают «двойную страховку», дублируя проверки самих артистов.
  • Инспектор манежа – "смотрящий" за кулисами, пространство за ними и манеж – его «юрисдикция». На манеже должны быть чистота и порядок, люди не должны ходить по нему в уличной обуви – только в сменной, босиком или в носочках.
  • За кулисами весь реквизит должен стоять на своих местах, более тяжелый - ближе. Задача инспектора манежа – распределить его, чтобы всем было удобно, и он быстро выносился на манеж. Каждый раз, когда приезжает новая программа, инспектор принимает решение, что и где можно поставить, чтобы оптимизировать работу униформистов.
  • Униформисты под руководством инспекторов манежа помогают размещать в цирке новую программу – когда приезжают фуры с животными и всех надо распределить по «резиденциям». Так же артистов провожают. Погрузка-разгрузка хозяйственной части тоже на униформе, в том числе, корма. Здесь работают только мужчины – девушкам такая физическая нагрузка не подходит.
  • Кабинет инспектора манежа находится рядом… с манежем, чтобы он мог каждую секунду контролировать ситуацию и артисты могли по любым вопросам к нему обратиться.
  • Инспектор манежа подчиняется напрямую директору цирка – только в этой точке его решения могут быть подвергаться корректировке.
Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев
Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев

Бравая униформа

Униформисты подчиняются инспекторам манежа и после направления из отдела кадров проходят собеседование с ними – кто-то, поработав, остается, кто-то уходит.

«Сейчас у нас в униформе работают классные, грамотные ребята. Конечно, хочется, чтобы люди подольше работали, жили цирком, от и до знали, как здесь все должно быть. Так знаю его я – с 2 лет до 15 бегал в нем ребенком, мне знаком каждый уголочек, в любом цирке я знаю, где и что находится. На Цветном бульваре в цирке Никулина в униформе работают бывшие цирковые артисты, им уже по 50-60 лет, они знают о цирке все – где что закрутить, подтянуть, то есть им не надо вообще ничего говорить. У нас пока такое поколение не выросло, мы набираем желающих «гражданских», с цирком не связанных», – делится Руслан.
Униформисты Казанского государственного цирка
Униформисты Казанского государственного цирка

Двойная сила

На каждом спектакле, по идее, должны присутствовать оба инспектора манежа, так как задач, за которыми нужно следить, очень много. Особенно важно это во время насыщенных новогодних представлений, иначе 50 представлений в месяц не выдержать. Если в программе есть воздушный номер, то специально обученный человек должен управлять лебедкой, поднимающей артистов под купол. У инспекторов манежа такие навыки есть, и если артисты не привозят с собой ассистента, на лебедке стоят они.

Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев
Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев

Только со стороны кажется, что лебедка – это просто. На самом деле, человек переживает за номер артиста еще больше, чем он сам, потому что на нем лежит ответственность за красоту исполнения и безопасность воздушных гимнастов. Важно поднимать и опускать лебедку в такт, досконально знать номер.

Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев
Инспектор манежа Казанского государственного цирка Руслан Кинзикеев

Помощник режиссёра

Как инспектор манежа и опытный цирковой артист Руслан отлично знает, как и что устроено в цирке и технические возможности, которые помогают воплотить творческие замыслы постановщиков представлений. Поэтому, например, он принимал активное участие в подготовке Первого национального театрально-циркового спектакля по произведениям Габдуллы Тукая «На Сенном базаре».

Режиссер Ильгиз Зайниев придумал огромное количество разнообразных сценических решений, воплотить которые в жизнь сразу не всегда было легко – Руслан подсказывал, как это сделать лучше, перенеся театральные идеи на цирковой манеж. Певице Эльмире Калимуллиной тогда как раз пришлось подниматься под купол, конечно же, со страховкой. Руслан вспоминает, как на репетициях вместе с увеличивающейся высотой подъема изменялось и звучание ее голоса. Зато показы в итоге прошли на ура.

Как говорит Руслан, вся команда цирка, люди, которые им «горят» – на одной волне, и сотрудники, и администрация. И она становится все больше и больше сплоченной! Вместе с коллегами Руслан собирается праздновать свой юбилей 8 мая – без сюрпризов и приколов 100% не обойдется, цирковые это любят и умеют. А пока – шоу продолжается!

Руслан Кинзикеев, инспектор манежа Казанского цирка
Руслан Кинзикеев, инспектор манежа Казанского цирка

Еще про сотрудников Казанского цирка можно прочитать в подборке