Найти в Дзене

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 5—6 лет с ТНР

Авторы: Е. В. Ромашко — учитель-логопед МБДОУ № 47» Гусельки» г. Сургут, ХМАО — Югра, Р. Ф. Колпакова — педагог-психолог МБДОУ д/с № 47 «Гусельки», г. Сургут, ХМАО — Югра Представленное вниманию читателей занятие имеет целью совершенствование эмоционально-волевой сферы детей, развитие познавательной деятельности, произвольности психических процессов, коммуникативной сферы, а также навыков вербального, партнерского общения дошкольников. Образовательные (обучающие) задачи Актуализировать и активизировать словарь по теме «Осень». Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе. Формировать представления о периодах осени и их характерных особенностях. Обогащать эстетические чувства и впечатления дошкольников. Коррекционно-развивающие задачи Развивать качество зрительного и слухового внимания, восприятия. Развивать грамматическую сторону речи. Развивать связную речь. Развивать мелкую моторику. Воспитательные задачи Воспитывать у детей интерес к познавательно

Авторы: Е. В. Ромашко — учитель-логопед МБДОУ № 47» Гусельки» г. Сургут, ХМАО — Югра, Р. Ф. Колпакова — педагог-психолог МБДОУ д/с № 47 «Гусельки», г. Сургут, ХМАО — Югра

Добавьте описание
Добавьте описание

Представленное вниманию читателей занятие имеет целью совершенствование эмоционально-волевой сферы детей, развитие познавательной деятельности, произвольности психических процессов, коммуникативной сферы, а также навыков вербального, партнерского общения дошкольников.

Образовательные (обучающие) задачи

Актуализировать и активизировать словарь по теме «Осень».

Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе.

Формировать представления о периодах осени и их характерных особенностях.

Обогащать эстетические чувства и впечатления дошкольников.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать качество зрительного и слухового внимания, восприятия.

Развивать грамматическую сторону речи.

Развивать связную речь.

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи

Воспитывать у детей интерес к познавательной деятельности.

Воспитывать уважение друг к другу, умение принимать личность другого человека.

Воспитывать чувство эмпатии и сопереживание, навыки коллективного взаимодействия.

Материалы и оборудование: презентация к занятию. картинки с изображениями ранней и поздней осени (2 пары), 3 плаката с изображениями голых стволов деревьев; листья березы, осины, рябины (в большом количестве), клей, кусочки фруктов (банан, яблоко, груша, апельсин, лимон); аудиозапись «Звуки леса»; картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц; цветные фишки-медальоны (оранжевые и голубые — по количеству детей), карточки с изображениями предметов межсезонной и зимней одежды, обуви и головных уборов; оранжевый и голубой фломастеры.

Предварительная работа

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри» («Три богатыря»).

Чтение былин о богатырях.

Просмотр фрагментов мультфильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Алеша Попович и Тугарин Змей», обсуждение героев.

Ход занятия

Организационный момент (приветствие)

Педагог-психолог. Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие.

Давным-давно на Руси жили три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Жили они, не тужили, под солнышком ходили и вдруг поняли, что лето затянулось и на смену ему ничего не приходит.

Логопед. Ребята, а вы знаете, какое время года приходит на смену лету?

Пусты поля,
Мокнет земля, 
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Правильно, осенью.

Педагог-психолог. И отправились три богатыря к князю Киевскому, и спросили они его: «Князь, заметил ли ты, что осень-то к нам не приходит?» — «Заметил, братцы-молодцы, — отвечает князь. — Никто закрома не пополняет овощами и фруктами свежими. Никто не поливает землю дождями. Отправляйтесь, богатыри, на поиски осени».

Логопед. Ну что, ребята, поможем богатырям найти осень?

Ответы детей.

Логопед. А вы знаете название осенних месяцев?

Дети перечисляют, на экране соответствующий слайд презентации.

Логопед. А я вам расскажу, как в старину называли осенние месяцы, и звучало это совсем по-другому. Послушайте.

Сентябрь — листопадник. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Логопед. А октябрь — мокрохвост, грязник. Почему?

Ответы детей.

Логопед. Ну а ноябрь — подзимник. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Педагог-психолог. И отправились Богатыри на поиски трех братьев — сентября-листопадника, октября-мокрохвоста и ноября-подзимника. Шли они, шли и до избушки дошли. В избушке — Баба Яга, костяная нога. Говорит она им скрипучим голосом: «Вперед пройдете, до камня дойдете, там три дороги найдете. По одной из них пойдете, то, что ищете, найдете».

Отправились богатыри в путь, дошли до камня и остановились на распутье.

На экране появляются два слайде камень и три дороги.

Педагог-психолог. Куда пойти? Где осень найти?

Логопед. Ребята, как вы думаете, как поступить богатырям?

Ответы детей.

Логопед. Да, лучше будет каждому богатырю пойти по своей дороге, и, может быть, на одной из них братья осенние и найдутся. Отправились Добрыня Никитич — налево, Алеша Попович — направо, а Илья Муромец — прямо.

Шел Добрыня Никитич по дороге, смотрел по сторонам и ничего не понимал — все перепутано: на деревьях листья золотые, снег идет, кто-то из зверюшек припасы в норки тянет, а кто-то уж и спать ложится.

Ребята, давайте поможем Добрыне Никитичу разобраться. На столах лежат картинки. Разделите приметы ранней и поздней осени на две группы.

Дети выполняют задание и объясняют свой выбор.

Логопед. Молодцы, ребята, знаете признаки ранней и поздней осени! Ну что, отправляемся дальше?

Педагог-психолог. Посмотрите, нам дорогу преградило дерево. Вы знаете, как оно называется?

На слайде изображение дуба.

Педагог-психолог. Да, это могучий дуб. А что это за берестяная грамота? Хотите узнать? Слушайте.

Один педагог читает стихотворение М. Лесовой «Золотой дождь» (текст на слайде), другой раскидывает на полу листья березы, осины и рябины, имитируя листопад.

Педагог-психолог. Ребята, посмотрите, какой ковер из листвы получился после листопада! Давайте разберемся, с каких деревьев слетели листья.

Ответы детей.

Педагог-психолог. Разделитесь на три команды. На каждом столе лежат рисунки — деревья с листьями. Вам нужно собрать листья только со своего дерева и украсить его ими.

Дети выполняют аппликацию «Осеннее дерево».

Педагог-психолог. Какие вы молодцы, какая осенняя красота у нас получилась!

Логопед. Ребята, нам пора в путь. Вдалеке виднеется домик с огородом. Давайте направимся туда.

На слайде изображение дома с огородом.

В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат,
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
А. Прокофьев

Что за чудо? Ребята, что это?

На слайде изображение огорода с геометрическими фигурами.

Логопед. А разве так бывает? Что должно расти в огороде?

Ответы детей.

Логопед. Наверное, весь урожай кто-то заколдовал. Давайте определим, что же здесь росло.

Проводится работа со слайдом (треугольник морковь, овал картофель и т. п.).

Педагог-психолог. Молодцы, определили. Может, заглянем в домик и посмотрим, кто там живет?

На слайде изображение комнаты со столом.

Игра «Узнай по вкусу»

Педагог-психолог. Интересно, никого нет, а стол накрыт. Встаньте парами, закройте глаза и узнайте по вкусу, что вы съели.

Закрыв глаза, дети определяют по вкусу, кусочек какого фрукта они съели.

Педагог-психолог. Какие вы молодцы, все фрукты отгадали! Ну что, отправляемся дальше.

Логопед. Что за странные звуки слышатся вдалеке? Кажется, это Змей Горыныч.

С экрана звучит рев Змея Горыныча, к детям обращается Добрыня Никитич: «Ребята, возвращайтесь к развилке и помогите Илье Муромцу, а я буду сражаться со Змеем Горынычем».

Логопед. Друзья, нас ждут новые приключения. Чтобы попасть к камню, нам нужно прочитать заклинание «Раз, два, три — к камню нас верни!».

На слайде изображение камня.

Педагог-психолог. Отправляемся на помощь Илье Муромцу. (Звучит аудиозапись «Звуки леса»). Как вы думаете, какие птицы поселились в этом лесу?

Ответы детей.

Педагог-психолог. Посмотрите, мы вышли на поляну. А что тут происходит?

На слайде изображение перелетных и зимующих птиц.

Педагог-психолог. Каких птиц вы видите? Мне кажется, что-то здесь не так...

Ответы детей.

Педагог-психолог. Молодцы, вы правильно определили: здесь перепутаны зимующие и перелетные птицы. Нельзя медлить, надо срочно перелетным птицам отправляться в теплые края. Делимся на две команды — «Перелетные птицы» и «Зимующие птицы». От каждой команды по одному человеку подходят к столу и выбирают только ту птицу, которая соответствует названию вашей команды.

Дети выполняют задание, проводится анализ деятельности.

Логопед. Молодцы, отправляемся дальше. Что за сладостные звуки мы слышим?

На слайде изображение Шамаханской царицы, звучит голос Ильи Муромца: «Ребята, возвращайтесь к развилке и помогите Алеше Поповичу, а я постараюсь справиться с чарами Шамаханской царицы».

Логопед. Ребята, пора в путь, помогать Алеше Поповичу. Вы помните, какое заклинание нам нужно прочитать, чтобы попасть к камню? «Раз, два, три — к камню нас верни!»

На слайдах изображение камня, затем сказочного коня Юлия, стоящего на развилке дорог. Он ведет с детьми диалог.

Юлий. Что вы тут делаете, дорогие мои?

Дети. Мы ищем осень (осенние месяцы)!

Юлий. Знаю я, где три осенних брата, но просто так вам не скажу!

Логопед. Юлий, что же нам делать? Как нам быть?

Юлий. Хочу знать, какая она — ваша осень?

Каждый ребенок, называя один признак осени, получает от Юлия цветную фишку-медальон.

Юлий. Вау, какие вы крутые, много знаете про осень! Видел я тут недавно — княжеское войско проходило, вам на подмогу спешило.

Звучит аудиозапись «Вой ветра и свист Соловья-разбойника».

Педагог-психолог. Вы слышите? Как вы думаете, кто это может быть?

Ответы детей.

Педагог-психолог. Точно, это Соловей-разбойник разбушевался. Видимо, встретился он с княжеским войском, да не справилось оно с ним. Разбросал Соловей Разбойник войско своим могучим свистом, посрывал всю верхнюю одежду, закрутил ее вихрем, перепутал.

Сядьте за столы. Посмотрите, что лежит перед вами?

Дети. Картинки с одеждой, обувью...

Педагог-психолог. В какие сезоны это можно носить?

Ответы детей.

Педагог-психолог. Обратите внимание на цвет своего медальона. Подумайте, для чего такие медальоны вам дал Юлий?

Дети отвечают, если дети не догадались самостоятельно, педагог задает наводящий вопрос: «Как вы думаете, какому сезону соответствуют оранжевый и голубой цвета?».

Педагог-психолог. Выберите нужный вам фломастер и обведите одежду, обувь и головные уборы, которые соответствуют вашему сезону.

Дети выполняют задание, проводится анализ деятельности. Затем звучит голос Алеши Поповича: «Молодцы ребята, справились с проказами Соловья-разбойника. Пора дальше в путь». Появляется изображение Соловья-разбойника.

Соловейазбойник. Ха-ха, умненькие какие! Решили, что со мной просто справиться? Не тут-то было! Осеннюю и зимнюю амуницию знаете, а вот с этими загадками не справитесь!

Игра «Четвертый лишний»

В игре используются изображения предметов одежды и обуви, зимней и осенней одежды, головных уборов и предметов одежды.

Соловей-разбойник. Чувствую — не одолеть мне вас! Придется освободить вам дорогу.

Логопед. Ребята, смотрите, а вот и Добрыня с Ильей. Значит, справились они со злодеями. Вот не зря говорят: «Добро всегда побеждает зло».

На слайде изображение братьев-месяцев.

Логопед. Ой, ребята, вот и братья осенние: сентябрь, октябрь и ноябрь! Как долго мы вас искали, много препятствий преодолели! Что же с вами приключилось?

Месяцы. Нас похитили Змей Горыныч, Шамаханская царица и Соловей-разбойник. Не хотели они, чтобы осень наступила, потому что они ничего про нас не знают. А вам, ребята, большое спасибо, что спасли нас. И наконец-то в княжеском государстве наступит порядок.

Богатыри. Без вас, ребята, мы бы не справились. Нам пора отправляться домой, ведь князь заждался осень.

Педагог-психолог. И нам пора возвращаться домой.

Рефлексия.