Найти в Дзене

Конспект физкультурной НОД для детей старшей группы с ТНР «Обитатели водоемов. Весеннее путешествие»

Автор Ю. А. Кириллова — инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с 374 Красносельского р-на Санкт-Петербурга Целью представленной НОД является поиск оптимальных форм физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста путем внедрения в НОД по физическому развитию специальных игр и упражнений. Интеграция образовательных областей. Задачи по образовательным областям «Физическое развитие» Обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, рациональное сочетание статических и динамических нагрузок. Обогащать двигательный опыт детей. Развивать чувство ритма, координацию, согласованность движений, ручную и пальчиковую моторику. «Социально-коммуникативное развитие» Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение действовать сообща в процессе выполнения упражнений; совершенствовать умение детей договариваться с партнерами, подчиняться правилам игры. «Познавательное развитие» Содействовать ознакомлению с миром природы; развитию любознательности и п

Автор Ю. А. Кириллова — инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с 374 Красносельского р-на Санкт-Петербурга

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Целью представленной НОД является поиск оптимальных форм физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста путем внедрения в НОД по физическому развитию специальных игр и упражнений.

Интеграция образовательных областей. Задачи по образовательным областям

«Физическое развитие»

Обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, рациональное сочетание статических и динамических нагрузок.

Обогащать двигательный опыт детей.

Развивать чувство ритма, координацию, согласованность движений, ручную и пальчиковую моторику.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение действовать сообща в процессе выполнения упражнений; совершенствовать умение детей договариваться с партнерами, подчиняться правилам игры.

«Познавательное развитие»

Содействовать ознакомлению с миром природы; развитию любознательности и познавательной активности, воображения.

«Речевое развитие»

Совершенствовать координацию движений во взаимосвязи с речью; продолжать формирование у детей интонационной выразительности речи, правильного умеренного темпа речи.

Способствовать расширению и активизации словаря детей в рамках изучаемой лексической темы «Обитатели водоемов».

«Художественно-эстетическое развитие»

Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.

Продолжительность НОД 25 минут.

Тип НОД комбинированная.

Вид НОД сюжетная.

Форма НОД фронтальная и поточная.

Используемые методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья (подвижные игры).

Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие).

Коррекционные технологии (технология музыкального воздействия).

Вид детской деятельности: двигательная, игровая, здоровьесберегающая, коммуникативная.

Организация детских видов деятельности: в движении, стоя.

Предварительная работа

Подбор физкультурного материала, игр, игровых упражнений, стихотворений по лексической теме недели.

Подготовка спортивного инвентаря и физкультурного оборудования.

Проведение бесед об обитателях водоемов.

Оформление физкультурного зала в соответствии с заявленной тематикой.

Инвентарь и оборудование: дуги для подлезания высотой 50 см — 4 шт.; малые обручи — 4 шт.; корзины для мячей — 2 шт.; мячи диаметром 18—20 см — по количеству детей в группе; украшения для физкультурного зала; музыкальный центр; аудиодиск (композиция «Вместе весело шагать по просторам», муз. В. Шаинского, минусовка).

Ход НОД

Дети входят в спортивный зал, строятся в шеренгу вдоль одной из сторон зала. Их приветствует инструктор по физической культуре (далее Инструктор).

Инструктор. Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают.) Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Инструктор. А какие признаки весны вы знаете?

Дети. Возвращаются с юга птицы, распускаются цветы, просыпаются обитатели водоемов...

Инструктор. Правильно, ребята, весной просыпаются не только цветы, но и обитатели рек и прудов. А хотите отправиться в весеннее путешествие к пруду вдоль речки и познакомиться поближе с его обитателями?

Дети. Да! Хотим!»

• I часть физкультурной НОД

Инструктор. Группа, направо, в колонну по одному в обход налево шагом марш!

Дети начинают движение в обход спортивного зала, выполняя различные виды ходьбы и бега.

Упражнения в ходьбе и беге

Ходьба на носках, руки на пояс.

Ходьба на пятках, руки за голову.

Ходьба в полном приседе, руки произвольно.

Подскоки с ноги на ногу.

Бег в медленном темпе.

Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания «Бабочки».

Перестроение в две шеренги, интервал  вытянутые руки.

• II часть физкультурной НОД

Инструктор. Вот мы и пришли к пруду. Давайте проведем на берегу весеннюю тренировку и познакомимся поближе с его обитателями. Как вы думаете, кого мы там увидим?

Комплекс ОРУ «Как-то утром на пруду»

Как-то утром на пруду
Играли рыбки в чехарду.
Вот проснулся старый сом,
Ими был разбужен он.
Щелкает зубами щука:
«Ну-ка тихо! Всем — ни звука!
Не мешайте отдыхать!
Здесь не смейте вы играть!»
Рыбки из пруда уплыли,
В речку дружно переплыли.
Рыбкам в речке не скучать —
Им пора игру начать!
Ю. Кириллова

«Вот проснулся старый сом: «Кто нарушил сладкий сон?»
И. п.: стойка ноги врозь, руки к плечам.
руки в стороны, ладони вверх;
руки к плечам, кисти в кулак.
(6—8 раз)

«Рассердилась злая щука: «Ну-ка, тихо! Всем ни звука!»
И. п.: стойка ноги врозь, руки к плечам.
1—3 
три круговых движения руками вперед, выдох.
и. п., выпрямиться.
5—7 
три круговых движения руками назад, выдох.
и. п., вдох.
(6—8 раз.)

«В чехарду играют рыбки все движенья без ошибки!»
И. п.: широкая стойка ноги врозь, руки на поясе.
1—3 — три пружинящих наклона вперед, руками стараться коснуться пола — длительный выдох.
4 — и. п., вдох.
(3—4 раза.)

«Рыбки, тише, не шумите! Злую щуку не сердите!»
И. п.: стойка ноги врозь, руки в стороны.
поворот вправо, руки за спину — выдох.
и. п. — вдох.
3—4 
то же в другую сторону.
(3—4 раза.)

«Рыбки хвостиком вильнули, спинками в воде мелькнули»
И. п.  о. с.
правая нога в сторону на носок, правая рука в сторону.
и. п.;
левая нога в сторону на носок, левая рука в сторону.
и. п.
(3—4 раза, постепенно ускоряя темп.)

«Рыбки веселятся, никого не боятся»
И. п.: стойка правая нога впереди, левая сзади, руки согнуты в локтях.
1—8 
восемь прыжков на месте со сменой положения ног.
9—16 
ходьба на месте.
(2—3 раза.)

«Рыбкам в речке хорошо»
И. п.: стойка ноги врозь, руки внизу.
1 — поднимаясь на носки, руки в стороны, вдох.
2 — и. п., на выдохе произнести «хо-ро-шо-о-о».
(4—5 раз.)

Инструктор. Молодцы, ребята! Весеннюю тренировку провели хорошо! А готовы вы продолжить наше весеннее путешествие?

Дети. Да! Готовы!

Инструктор. Ребята, у нас на пути возникли препятствия. Как вы думаете, что вы теперь должны сделать?

Дети. Нам нужно их преодолеть!

Инструктор. Правильно, ребята, чтобы мы могли путешествовать дальше, вам нужно будет пройти вдоль берега пруда под ветками деревьев, пролезть под кустами и вернуться к своим друзьям.

Смыкание в шеренгах, перестроение в две колонны.

Полоса препятствий

Потребуются 5 дуг и 4 обруча.

Команды игроков стоят в колоннах по одному за линиями старта. Впереди на отметке 1,5 м стоит первая дуга, на отметке 3 м вторая; на расстоянии 4,5 и 6 м от линии старта лежат малые обручи.

По сигналу игроки, стоящие в колоннах первыми, подходят к первой дуге, подлезают под нее правым боком, затем подходят ко второй дуге, выполняют то же левым боком. Далее игроки подходят к первому обручу, поднимают его вверх, продевают через себя сверху вниз и кладут на пол, подходят ко второму обручу, становятся внутрь, продевают через себя снизу-вверх, кладут на пол и возвращаются в свои команды.

◘ Указания

  1. После подлезания под каждую дугу дети принимают правильную осанку.
  2. Упражнения выполняют поточным методом 2 раза.

По окончании выполнения упражнений дети помогают убирать пособия.

Инструктор. Молодцы, ребята, все справились с непростыми заданиями! Посмотрите, в кустах стоят две корзины. Давайте посмотрим, что в них лежит!

Дети. Это мячи!

Инструктор. Да, ребята, это мячи! Возьмите каждый по мячу. (Дети выполняют.) В мячи можно играть и выполнять разные упражнения. А какие упражнения с мячами вы знаете?

Дети. Бросать о землю, прокатывать...

Инструктор. Правильно, ребята. С мячом можно выполнить очень много упражнений.

Перестроение в круг.

Выполнение упражнений с мячом по выбору детей

◘ Примерный перечень упражнений с мячом

  1. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками (20 раз).
  2. Бросание мяча о землю и ловля его двумя руками (20 раз).
  3. Прокатывание мяча вокруг пояса вправо-влево.
  4. Отбивание мяча на месте правой или левой рукой.

◘ Указание: упражнения выполняются 2 раза по 1 минуте.

По окончании упражнения дети самостоятельно убирают мячи в корзины.

Инструктор. Ребята, в пруду заплескалась вода. Кто же это мог сделать, подскажите!

Ответы детей.

Инструктор. Приглашаю всех на веселую игру.

Построение в круг.

Подвижная игра ««Караси и щука»

Цели: развивать легкость и непринужденность во время передвижения по игровой площадке; совершенствовать умение бегать в разных направлениях; развивать ловкость, умение увертываться; воспитывать умение действовать в команде.

Половина группы детей образует круг. Дети становятся на расстоянии 1,5—2 м друг от друга это «камешки». Остальные играющие «караси», они бегают («плавают») внутри круга («пруда»). Считалкой выбирают водящего «щуку», он находится поодаль круга. По сигналу педагога: «Щука!» водящий вбегает в круг и ловит «карасей», которые спешат спрятаться за «камешки». «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться за «камешки», и уводит в свой «дом».

Игра повторяется, подсчитывают количество пойманных игроков. Затем на роль щуки выбирают другого ребенка. Игра повторяется 3 раза.

Примечания

  1. Способ деления на «камешки» и «карасей» — расчет на «первый-второй». Дети с первыми номерами — «камешки», со вторыми — «караси».
  2. При повторении игры с новым водящим, игроки, изображающие камешки и карасей, меняются ролями.

Инструктор. А теперь предлагаю надеть всем маски и заглянуть под воду.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Что я видел под водой»

Построение врассыпную, дистанция и интервал вытянутые руки.

Цель: воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию педагогу), координацию речи с движениями; развивать воображение.

Дети становятся врассыпную перед педагогом, встают друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук.

Летом я ходил на пруд,
Видел много там и тут.
Ходьба на месте.

Никогда, мои друзья,
Не смотрел под воду я.
Имитация движения «брасс» (руки от груди вытягивают вперед, разводят их в стороны, затем ставят их обратно к груди).

Что растет там,
Кто живет?
Наклоны вправо-влево, руки на пояс.

Может, страшный бегемот?
Покачивание головой вправо-влево, руки к щекам.

Маску ловко я надел
И под воду поглядел.
Наклон вперед, руки за голову.

Повторить 2 раза.
Под водою — целый лес,
Полный сказочных чудес:
Хлопки в ладоши.

К солнцу тянется трава.
Трава колышется едва.
Руки через стороны вверх, покачивание руками над головой вправо-влево.

Улитки по песку ползут,
На спинках домики несут.
Полный присед, руки к плечам.

Повторить 2 раза.

Мелькают под водой ерши,
Шалят, резвятся малыши!
Наклон вперед, попеременные движения руками вперед-назад.

Хвостом вильнула злая щука
И в омут уплыла без звука.
Повороты вправо-влево, руки на пояс.

Той щуки испугался я.
Закрывают глаза руками.

Пора на берег мне, друзья.
Ходьба на месте.

(Текст и движения — Ю. Кирилловой.)

• III часть физкультурной НОД

Инструктор.

Как хорошо весною жить!
Со всеми на земле дружить:
С лисицей и кукушкой,
Кузнечиком, лягушкой!
Ю. Кириллова

Ребята, наше весеннее путешествие заканчивается, мы снова подошли к берегу речки. Давайте посмотрим, кто там живет.

Игра малой подвижности «Кто живет в речке?»

Цели: закреплять знания об окружающем; развивать слуховое внимание, творческие способности.

Дети образуют круг. Педагог становится в круг вместе с детьми, читает текст стихотворения, который дети повторяют вслед за ним. Одновременно с чтением текста дети выполняют «пружинку», плавно покачивая руками вперед-назад.

В речке струится вода.
Бьется о берег волна.
Плещутся в речке ерши.
Кто живет в речке? Скажи!
Ю. Кириллова

После слова «скажи!» дети останавливаются. Педагог называет кого-либо из «обитателей речки» (например улитку) дети должны показать названную фигуру. Педагог обходит по кругу всех детей, отмечая тех, кто показал более интересную фигуру. Игра продолжается.

Примечания

  1. После нескольких повторений игры роль водящего может выполнять ребенок, который может не только называть, но и показывать свой вариант фигуры, который остальные игроки должны повторить.
  2. Следующим водящим становится игрок, которого выберет водящий-ребенок. При затруднении с выбором нового водящего педагог должен прийти к нему на помощь.
  3. Примерный перечень фигур:

«Улитка» присесть на корточки, обхватить колени руками, голову опустить к коленям;

— «Рыбка» руки сложить «лодочкой» перед грудью, плавно поворачивать сложенные вместе ладони вправо-влево;

— «Лягушка» ноги поставить на ширине плеч, слегка присесть, руки согнуть в локтях перед грудью, ладони вперед, пальцы рук широко расставлены;

— «Жук-плавунец» слегка наклониться вперед, согнутыми в локтях руками выполнять поочередные поступательные движения вперед-назад («плыть по-собачьи»).

  1. Игра может быть проведена под музыкальное сопровождение (например, звуки моря, падающего водопада и др.).

Рефлексия

Дети сидят в кругу по-турецки.

Инструктор. Наше путешествие подошло к концу.

Скажите, пожалуйста, что лучше всего у вас получилось во время весеннего путешествия?

Что больше всего понравилось?

Какое упражнение было выполнить трудно?

А что же самое главное в вашей группе?

Ответы детей.

Оценка деятельности детей

Инструктор. Молодцы, ребята, вам удалось показать, что вы не только дружные, но и хорошие спортсмены, которые много знают и умеют. Сегодня, мы совершили прекрасное путешествие. У вас хорошее настроение?

Ответы детей.

Инструктор. И у меня тоже хорошее настроение!

Дети идут в колонне по одному (1—2 круга) под музыкальное сопровождение минусовку песни «Вместе весело шагать по просторам» В. Шаинского.

Перестроение в одну шеренгу.

Инструктор. До свидания, ребята!

Дети прощаются, перестраиваются в колонну и выходят из зала.

Источники

  1. Кириллова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. — (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).
  2. Кириллова Ю. А. Комплексы общеразвивающих упражнений в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. — (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).
  3. Кириллова Ю. А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. — (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).
  4. Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 лет и с 4 до 5 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. — (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).