Найти в Дзене
Главные новости. Сиб.фм

«Пропустите женщин вперед»: давка на заседании по делу Аяза Шабутдинова

Оглавление

В столице состоялось первое заседание по существу дела, возбужденного против блогера Аяза Шабутдинова. Некогда его превозносили как самого юного миллиардера России и гуру инфобизнеса, а теперь он обвиняется в мошенничестве. Предприниматель, известный своими бизнес-курсами, признал вину и начал компенсировать убытки своим разочарованным ученикам. Журналисты "Газеты.Ru" стали свидетелями того, как бывшие клиенты инфобизнесмена пытались попасть в зал суда и обсуждали, действительно ли он обманывал людей или просто предоставлял услуги.

"А вы послушайте под дверью"

"Я считаю, что его давно нужно было наказать. Блогеру Елене Блиновской дали слишком мягкий приговор", – возмущается перед входом в зал суда один из журналистов, освещающих процесс.

"Согласен, они выманивают деньги у людей. Не понимаю, почему его жалеют", – поддерживает его коллега.

"А я думаю, его стоит оправдать. Люди сами приходили, им оказывали определенные услуги", – тихо возражает молодой корреспондент.

В этих мнениях отражена суть происходящего вокруг "известного бизнес-тренера", как Аяза Шабутдинова называют в пресс-службе МВД. Он продавал курсы для предпринимателей за миллионы рублей и запомнился своей навязчивой рекламой в социальных сетях, начинавшейся словами "Ребята, вы издеваетесь?", которые стали мемом.

Всплеск упоминаний о Шабутдинове в СМИ произошел в 2023 году, когда в России начали задерживать одного за другим подобных блогеров, которых недоброжелатели прозвали "инфоцыганами". Дело Шабутдинова стало одним из самых резонансных, поскольку, в отличие от многих коллег, его обвинили не в уклонении от уплаты налогов, а непосредственно в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК). Уголовное дело Шабутдинова состоит из более чем 280 томов.

Первое судебное заседание по существу несколько раз откладывалось из-за проблем с доставкой обвиняемого.

"Его постоянно переводят из одного СИЗО в другое. Кажется, сейчас его отправили в "Матросскую тишину", самое суровое СИЗО", – рассказывает перед началом заседания молодая журналистка.

17 апреля в Пресненском районном суде Москвы было многолюдно. Очередь в здание начиналась на улице, в коридоре возле зала бизнес-тренера ждали потерпевшие и журналисты. Первые обсуждали свои иски, вторые готовились к съемке. Спустя почти час ожидания Шабутдинова наконец доставили.

Когда его провели мимо собравшихся, он молчал, не улыбался и почти не смотрел по сторонам, держа скованные руки за спиной, в которых была какая-то книга. Судебные приставы следили за тем, чтобы снимали только аккредитованные журналисты.

"Девушка, выключите телефон. Фото- и видеосъемку ведут только представители СМИ. Материалы можно будет увидеть по телевизору", – приказал крупный мужчина в маске и бронежилете.

В дверях началась давка, все спешили попасть в небольшой зал.

"Не пускайте его, он обманщик, он не мой адвокат! Не пропускайте лжеадвоката!" – взволнованно кричала женщина, указывая на мужчину в очках и пиджаке, стоявшего за ней.

"Я представляю сторону потерпевших, пропустите", – театрально развел руками мужчина.

В итоге оба прошли в зал, а большинство журналистов остались за дверью из-за нехватки мест. Корреспонденты пытались уговорить пристава пропустить их хотя бы постоять внутри и спорили, кто должен занять оставшиеся места.

"Куда вы лезете без очереди? Пропустите женщин! От вашей редакции уже есть люди внутри", – возмутились окружающие, когда мимо них пробился крупный корреспондент. "А мне за это заплатят?" – огрызнулся он, но в итоге тоже остался перед закрытыми дверями.

Раздосадованный мужчина тут же позвонил с жалобой в Мосгорсуд, обещая выпустить об этом отдельную новость.

"Бесполезно, никто уже не пройдет", – со знанием дела вздохнули остальные журналисты. – "А вы прислушайтесь к двери, может что-нибудь услышите? Это вообще-то нарушение… Да и вообще, это не родственники прошли, а группа поддержки Шабутдинова все места заняла".

Заседание, на которое так стремились попасть, длилось несколько часов. За это время не успели даже полностью зачитать обвинение, и прокуратура попросила отложить все до мая. В ходе слушаний выяснилось, что Шабутдинов полностью возместил ущерб 64 из 113 потерпевших, потратив на это около 18 миллионов рублей.

"Мало кто на такое решается, и это говорит о его намерении исправить ситуацию и закрыть вопрос честно", – заявил адвокат блогера Калой Ахильгов.

Однако сами потерпевшие остались недовольны. Бизнес-тренер переводит деньги через сторонние организации, а люди хотят получить возмещение именно от его компании, чтобы "все было по справедливости", передают друг другу журналисты.

Как пожаловался в суде обвиняемый, некоторые потерпевшие отказываются предоставлять свои реквизиты, опасаясь, что выплаты могут быть признаны неосновательным обогащением.

Общий ущерб от действий Шабутдинова и его "организованной преступной группы" оценивается более чем в 57 миллионов рублей. Сумма исковых требований варьируется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов. Один из самых крупных исков подала москвичка Наталья Калистратова, потребовав 1 миллиард рублей в качестве компенсации морального вреда.

"Шабутдинов тормозит развитие предпринимателей в России, отнимая у них последнее", – заявила она в суде.

"Зеленые таблетки" и агрессивный маркетинг: в чем суть обвинения

Изначально в деле Шабутдинова было восемь потерпевших, самой активной из которых была Калистратова, потратившая на его курсы несколько миллионов рублей. Она охотно общалась с журналистами и утверждала, что в компании Шабутдинова на нее обманом оформили кредит, а во время курсов ей могли подмешивать в кофе "зеленые таблетки", которые якобы нашли при обыске в доме бизнес-тренера.

"Была эйфория, я тоже пила этот кофе. Начинались танцы, все плясали, медитации. У людей сознание, наверное, было расшатано", – описывала происходящее на тренингах Калистратова.

Бизнес-школа Шабутдинова "Like Центр" в ответ заявила, что их бывшая ученица с 2020 года "терроризировала" компанию и вымогала деньги, а никаких таблеток при обыске не находили и в материалах дела их нет. Организация выиграла отдельный суд у Калистратовой, но за это время количество заявлений против бизнесмена только увеличилось.

Сам предприниматель долгое время отрицал вину, подчеркивая, что его курсы купили десятки тысяч человек, большинство из которых остались довольны. Однако в начале апреля Шабутдинов неожиданно изменил свою позицию и опубликовал пост с признанием вины и извинениями. Блогер отметил, что не действовал со злым умыслом, но ошибся, считая, что "каждый может стать предпринимателем".

"Мы продавали наши курсы агрессивно, всем подряд. А сама реклама звучала как чудо-таблетка… Я искренне прошу прощения у всех, у кого возникли неоправданные ожидания относительно образовательной ценности наших программ… Как основатель компании понимаю, что у каждой ошибки – моя фамилия", – подытожил Шабутдинов.

"Камера как хостел": как блогер живет в тюрьме

Шабутдинов был задержан рано утром в своей съемной квартире в ноябре 2023 года. Блогер только прилетел из Вены и даже не успел разобрать чемоданы. Во время обыска у него дома нашли сейф с пачками денег, который оперативники демонстративно вскрыли на камеру, показывая лежащие внутри купюры. Сам бизнес-тренер позже жаловался, что ему дали "две минуты", чтобы назвать пароль от сейфа, после чего его взломали.

На следующий день подозреваемого отправили в СИЗО, где он остается до сих пор, несмотря на неоднократные попытки выйти под залог. Шабутдинов предлагал разные суммы, от 4 до 50 миллионов рублей, подчеркивал, что у него несовершеннолетние дети, и даже расплакался во время одного из заседаний с плакатом "Предприниматель" в руках. Однако суд остался непреклонен.

В заключении блогер активно ведет социальные сети. Он рассказывает, что научился делать шнурки из пластиковых упаковок, занимается спортом, много читает и старается не унывать, а сокамерники – "очень интересные люди" и "приняли его нормально".

"Камера как мой первый хостел – по крайней мере, я себя в этом убеждаю… Душ раз в неделю. Мне это пережить проще, чем другим, так как я из поселка, вспоминаю детство и баню раз в неделю", – делился Шабутдинов.