1. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
Контекст: Эпиграф к пьесе.
Анализ: Ключевая идея Гоголя — общество винит власть, но само погрязло в пороках.
Для ЕГЭ: Аргумент о социальной сатире, самокритике, ответственности.
2. «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»
Контекст: Немая сцена в финале, обращение Городничего к зрителям.
Анализ: Призыв к рефлексии: чиновники — отражение каждого из нас.
Для ЕГЭ: Тема лицемерия, «смеха сквозь слёзы», авторской позиции.
3. «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор!»
Контекст: Первая реплика Городничего.
Анализ: Страх перед проверкой как двигатель сюжета.
Для ЕГЭ: Конфликт власти и страха, абсурд бюрократии.
4. «С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: “Ну что, брат Пушкин?”»
Контекст: Хлестаков хвастается знакомством с поэтом.
Анализ: Пародия на пустозвонство и социальное позёрство.
Для ЕГЭ: Тема лжи, «маленького человека», желающего казаться важным.
5. «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему?»
Контекст: Чиновники решают, что Хлестаков — ревизор.
Анализ: Абсурдность страха: даже незнакомца принимают за проверяющего.
Для ЕГЭ: Тема человеческой глупости, власти иллюзий.
6. «Возьмите не деньгами, а натурой… Селедками да свечами»
Контекст: Городничий советует судье Ляпкину-Тяпкину, как давать взятки.
Анализ: Сатира на коррупцию и изворотливость чиновников.
Для ЕГЭ: Проблема взяточничества, морального разложения власти.
7. «Унтер-офицерша солгала, будто я её высек. Она врёт, ей-богу, врёт! Сама себя высекла!»
Контекст: Судья оправдывается перед «ревизором».
Анализ: Чиновники готовы обвинить жертву, лишь бы скрыть правду.
Для ЕГЭ: Тема лжи как системы, бесправия «маленького человека».
8. «Не по чину берёшь!»
Контекст: Городничий упрекает квартального, который забрал у купца сукно.
Анализ: Ирония: воруют все, но «не по рангу» — уже преступление.
Для ЕГЭ: Иерархия порока, двойные стандарты власти.
9. «Жениться? Я насчёт этого — как рукой снял!»
Контекст: Хлестаков флиртует с женой и дочерью Городничего.
Анализ: Пародия на легкомыслие и авантюризм.
Для ЕГЭ: Тема пустоты, моральной деградации.
10. «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
Контекст: Реплика Городничего о расправе над купцами.
Анализ: Абсурдное оправдание насилия — чиновники не видят своей вины.
Для ЕГЭ: Тема лицемерия, «логики» власти.
Как использовать цитаты на ЕГЭ:
- В сочинении: связывайте их с темами:
«Пороки чиновничества в русской литературе».
«Смех как инструмент обличения в комедии».
«Маленький человек в системе социальной лжи». - Анализ символов: «Ревизор» как символ страха, немая сцена как приговор обществу.
- Сравнение: например, Хлестаков vs Чичиков («Мёртвые души»).
P.S. Если забудете цитату — вспомните: Гоголь смеётся над всеми, но смех этот горький. И да, «Ревизор» актуален всегда — чиновники-то те же! 😉