Найти в Дзене

Эта "Субстанция" мне отвратительна

Когда говорят про нашумевший боди-хоррор об одержимости культом молодости, об объективации женщин, об искаженном образе тела, поставленном на поток сразу многими индустриями, я жду чего-то пусть бьющего по нервам, но честного, свежего, нового. И очень зря. Режиссер и автор сценария Корали Фаржа, как и её героини, играет по правилам, придуманным крутыми дядями до неё и вовсе не для неё. Она выкручивает на полную мощность яркость, контраст и грубость прямолинейного, ужасно простодушного высказывания. Постаревшая звезда Голливуда, узнав о внезапном увольнении, полностью раздавлена, в ее мире нет ничего, кроме шоу аэробики, в котором она блистает много лет, и оценки нескольких карикатурных мужичков, застрявших в прошлом, как и она сама. (Это при том, что Деми Мур в свои 62 года выглядит просто блистательно и являет скорее удачный пример гонки за красотой и молодостью). Фаржа не дает своей героине ни одного шанса опереться на что-то, кроме мнения продюсера с говорящим именем Харви (Дэннис

Когда говорят про нашумевший боди-хоррор об одержимости культом молодости, об объективации женщин, об искаженном образе тела, поставленном на поток сразу многими индустриями, я жду чего-то пусть бьющего по нервам, но честного, свежего, нового. И очень зря.

Режиссер и автор сценария Корали Фаржа, как и её героини, играет по правилам, придуманным крутыми дядями до неё и вовсе не для неё. Она выкручивает на полную мощность яркость, контраст и грубость прямолинейного, ужасно простодушного высказывания.

По словам режиссёрки, Деми Мур пришлось переступить через себя, показываясь в неприглядных ракурсах в этом фильме. Играет она отлично
По словам режиссёрки, Деми Мур пришлось переступить через себя, показываясь в неприглядных ракурсах в этом фильме. Играет она отлично

Постаревшая звезда Голливуда, узнав о внезапном увольнении, полностью раздавлена, в ее мире нет ничего, кроме шоу аэробики, в котором она блистает много лет, и оценки нескольких карикатурных мужичков, застрявших в прошлом, как и она сама. (Это при том, что Деми Мур в свои 62 года выглядит просто блистательно и являет скорее удачный пример гонки за красотой и молодостью). Фаржа не дает своей героине ни одного шанса опереться на что-то, кроме мнения продюсера с говорящим именем Харви (Дэннис Куэйд). Сценаристка наделила Элизабет незрелой, возмутительно плоской личностью, даже героиня какого-нибудь пропагандистского комикса не заслужили такой примитивности.

Доппельгангер Элизабет - свежая красавица Сью в исполнении Маргарет Куолли - такая же одноклеточная, как ее "матрица". У нее не хватает фантазии ни на переосмысление шоу-бизнеса, уже однажды истребившего её, ни на прогнозирование последствий своего бездумного потребления ресурсов Элизабет. Сью - как корова, которая сама приходит на бойню.

Продюсеры использовали Элизабет и выбросили, тогда она отпочковала от себя Сью, которая предлагает использовать себя по второму кругу
Продюсеры использовали Элизабет и выбросили, тогда она отпочковала от себя Сью, которая предлагает использовать себя по второму кругу

За что, за что такими ты решила изобразить женщин Голливуда, за что ты их так ненавидишь, Фаржа? Где твоя женская солидарность, сочувствие к тем, кто оказался в мясорубке в силу жизненных обстоятельств? Что тебя заставляет думать, будто жестоко-показательно изуродовав женщину в кино, ты образумишь её в реальности и прояснишь, почему не стоит ненавидеть себя, перекраивать свое тело и видеть свою ценность только в свежих грудях и гладких ягодицах?

Коридорчик в духе "Привет, Стэнли!" Фарджа мастерски пользуется всеми наработками лучшего кинематографа, но ради чего?
Коридорчик в духе "Привет, Стэнли!" Фарджа мастерски пользуется всеми наработками лучшего кинематографа, но ради чего?

Картинка фильма - визуальный террор. Яркие цвета, психоделические узоры, искаженные перспективы и эпилептические вспышки шоу-бизнеса чередуются с хирургическим холодом кафельного туалета и медицинских игл, рядом с которыми даже нормальное человеческое тело выглядит отчужденно и пугающе. Это сильное высказывание и режиссер, она же редактор, увлечена созданием вовлекающей картинки, поставленной на службу недоразвитой мысли. О, патриархат жесток, да? Голливуд алчный и нездоровый? Ну надо же! Женщины сами себя обесценивают, ненавидят и мучают? Смотри-ка! Такое кино уместно было снять полвека назад, сейчас это уже не новое высказывание, а великолепно срежиссированная тухлятина.

Сцены с разверзшейся плотью, выпадающими зубами, наростами на теле и полным растелеснением не так ужасны, как общая эмоциональная траектория фильма. Зрителя раскачивают и выкручивают топорными агрессивными методами, похожими на дыбу или привязывание к двум коням, несущимся в разные стороны. Ощущение неизбежного ужасного конца, нарастающее с первых кадров предчувствие безнадёги, обреченное следование героинь по пути безжалостного самоуничтожения - это давит на мозг и это ужасно тупо. Примитивно, фу такое снимать, это как кувалдой дать животному по голове, прежде чем разделать тушу.

Боди-хоррор тут местами похож на документалку о пластической хирургии, местами на треш-ужастики из прошлого, в одном эпизоде даже чудесный образ Бабы Яги, костяной ноги возникает
Боди-хоррор тут местами похож на документалку о пластической хирургии, местами на треш-ужастики из прошлого, в одном эпизоде даже чудесный образ Бабы Яги, костяной ноги возникает

Это кино похоже на классику второсортных ретро-ужастиков. После него комментаторы строчат: "это надо же быть такой дурой" или "так ей и надо, овца безмозглая". А женщина, переживающая прямо сейчас утрату ценности из-за старения, - какой она получает ответ, какую поддержку, что в этом фильме поможет ей чувствовать себя чуть мене одиноко и кошмарно? Или это шоковая терапия такая? Типа, посмотри, что будет, если довести твой кошмар до полного абсурда, а потом очнись и наслаждайся свой жизнью, цени в ней всё хорошее?

Короче, весь фильм мне кажется женоненавистническим, просто какой-то нарыв аутоагрессии.

Post Scriptum

Посмотрела интервью, чтобы хоть немного прояснить, из чего родился этот фильм. Выяснила примерно то, что и можно было ожидать - для Корали Фаржа важна картинка, звуки, погружение в среду, суггестивность повествования.

К феминистской рефлексии она пришла относительно недавно и те реки крови, которыми монстр Элисью поливает аудиторию, похож на первый взрыв негодования женщины, начинающей осознавать, как долго её жизнь была сопряжена с несправедливыми, устаревшими идеями, порождавшими в ней постоянное недовольство собой, обесценивание себя, насилие в свой адрес.

Маргарет Куолли (Сью), Корали Фаржа (автор сценария, режиссер, редактор фильма "Субстанция"), Деми Мур (Элизабет)
Маргарет Куолли (Сью), Корали Фаржа (автор сценария, режиссер, редактор фильма "Субстанция"), Деми Мур (Элизабет)

Это меня несколько примирило с режиссёркой, я поняла, что по умолчанию ожидала от нее какой-то обязательной зрелости идей, не оставляя ей шанса быть просто разгневанной женщиной, которая впервые знакомится с собственной злостью и ищет способы кричать о ней миру. В общем, кино это мне все равно кажется простодушным, но досады в адрес Корали Фаржа поубавилось, уступив место сочувствию. Мне фильм не понравился, но у него, наверное, есть своя зрительница, для которой вот такой ракурс на тему вечной молодости и общественных ожиданий от женского тела будет своевременным и созвучным.