Найти в Дзене
NOTA RE Уроки фортепиано

Как определить тональность по знакам при ключе

Оглавление

В начале музыкального произведения после ключа ставятся знаки. Может быть от 1 до 7 диезов, от до 1 до 7 бемолей или не быть знаков при ключе.

Каждое количество знаков (или их отсутствие) указывает на две параллельных тональности: мажорную и минорную.

Параллельные тональности - это две тональности, одна в мажоре, другая в миноре, которые имеют одинаковое количество знаков. Например: Соль мажор и Ми минор - 1# при ключе.

Алгоритм определения тональности такой:

1. По знакам определяем мажорную тональность.

2. Находим параллельную минорную тональность.

3. По последней ноте или последнему аккорду определяем какая из двух тональностей подходит.

Тональности без знаков нужно запомнить. По диезам и бемолям (кроме 1 тональности) можно определить тональность просто посмотрев на последний или предпоследний знак. Давайте разбираться.

Запомнить! Тональности без знаков - это До мажор и Ля минор.

Как определить мажорную тональность с диезами при ключе.


Диезные тональности от 1# до 7#.

Всего 7 мажорных диезных тональностей: Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Ми мажор, Си мажор, Фа-диез мажор и До-диез мажор. Обратите внимание, что две тональности с диезами при ключе имеют слово "диез" в названии. Это тональности построенные от тоники Фа# и До#.

Диезные тональности
Диезные тональности

Чтобы определить тональность нужно посмотреть на последний диез, т.е. крайний справа знак. Посмотрим этот пример: 7 диезов при ключе (Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си).

-3

Последний диез находится на третьей линейке - это нота Си.

-4

А тоника нашей тональности будет на одну ступень (ноту) выше, т.е. чтобы найти тонику тональности надо подняться на одну ноту выше последнего диеза. Это нота До.

-5

Смотрим, есть ли диез при ключе для ноты До. Есть! Значит добавляем диез к названию тональности. Тональность: До-диез мажор - 7 диезов.

-6

Пример: 4 диеза при ключе

-7

Последний диез - это Ре-диез. На одну ступень выше - Ми. Для ноты Ми знака при ключе нет (диезы при ключе: Фа, До, Соль, Ре). Значит Ми - и есть тоника мажорной тональности. Тональность: Ми мажор - 4 диеза.

Пример: 1 диез (Фа)

-8

Один диез, он же последний - Фа-диез. На ступень выше - Соль. Тональность - Соль мажор.



Параллельный минор для диезных мажорных тональностей

-9

Чтобы найти минорную тональность нужно от последнего диеза при ключе шагнуть на одну ступень (одну ноту) вниз. Это и будет тоника параллельной минорной тональности. Соль мажор и Ми минор - 1 диез.

Четыре диеза (Фа, До, Соль, Ре) последний диез Ре. На ступень выше - мажорная тональность: Ми мажор. На ступень ниже - минорная тональность: До-диез минор, т.к. для До - есть диез при ключе.

-10

Как определить мажорную тональность с бемолями при ключе.


Бемольные тональности от 1b до 7b

Семь мажорных бемольных тональностей: Фа мажор, Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор, Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор. Обратите внимание, что все тональности, кроме одной имеют в названии "бемоль".

Бемольные тональности
Бемольные тональности

Чтобы определить тональность по бемолям при ключе, нужно найти не последний знак, а предпоследний. Предпоследний бемоль и есть тоника мажорной бемольной тональности.

Пример: 3 бемоля (Си, Ми, Ля).

-12

Предпоследний бемоль - Ми. Так как для Ми есть бемоль при ключе (мы по этому бемолю и определяем тональность), значит добавляем "бемоль" к названию тональности.
Три бемоля - тональность: Ми-бемоль мажор.

Это правило работает для тональностей от 2 до 7 бемолей. Но есть одно исключение.

!Исключение: тональность с 1 бемолем.

-13

Если при ключе 1 бемоль, мы не можем взять предпоследний бемоль. Эту тональность надо запомнить.

Тональность с 1 бемолем - Фа мажор.

Параллельный минор для бемольных мажорных тональностей

Так же как и пара параллельных диезных тональностей, пара параллельных бемольных тональностей находится на двух соседних линейках или в двух соседних промежутках между линейками.

Чтобы найти параллельный минор шагните от тоники мажорной тональности вниз на следующую линейку или в следующий промежуток между линейками (т.е. на две ноты или две ступени вниз).

-14
-15

Две тональности без знаков при ключе, также расположены через ступеньку друг от друга. Мажор находится выше, минор ниже.

-16

Как выяснить какая из двух тональностей в данной музыкальной композиции.

Чтобы окончательно определить тональность, нужно посмотреть на последний такт: нас интересует последняя нота в мелодии и нижняя нота (бас) последнего аккорда. Как правило произведение всегда заканчивается на тонику или тонический аккорд. По ним и мы выясняем, в какой из двух найденных параллельных тональностей написано данное произведение.

Пример 1.

-17

Песня "Янка" - 2 диеза при ключе. Последний диез - До.
На ступень выше - мажорная тональность: Ре мажор.
На ступень ниже - минорная тональность: Си минор.
Смотрим на последнюю ноту в композиции - заканчивается на Ре в скрипичном и басовом ключе, значит тональность Ре мажор.

Пример 2.

-18

"Баба Яга" - 1 диез при ключе. Значит две параллельных тональности: Соль мажор или Ми минор. Смотрим на последний аккорд: Ми-Си-Соль-Ми. Если произведение заканчивается аккордом, то определяем по нижней ноте - по басу. Это Ми. Значит тональность Ми-минор.

На сайте https://nota-re.ru/lessons вы найдете другие уроки. Я учусь играть на фортепиано, изучаю теорию музыки, сольфеджио и гармонию и снимаю уроки. Присоединяйтесь, будем учиться вместе.


Наш телеграм канал Nota Re (Пианисты) -
https://t.me/nota_re_piano.