Найти в Дзене

Тайный поклонник Михримах-султан. Правда, вскрывшаяся спустя 400 лет

В популярном турецком сериале «Великолепный век» дочь султана Сулеймана — Михримах-султан — показана как красивая и умная женщина, окружённая множеством поклонников. Однако в действительности, помимо её официального супруга Рустема-паши, лишь один человек оказался к ней по-настоящему близок. И этим человеком оказался вовсе не знатный вельможа, а… испанский пленник по имени Педро де Урдемалас. Его путь от гребца на галере до придворного врача султана — история, достойная собственного сериала. В 1552 году испанский моряк Педро оказался в составе императорского флота, следовавшего из Генуи в Неаполь. Их корабли попали в засаду турецкой эскадры под командованием Капудан-паши Синана (брата Рустема-паши, супруга Михримах-султан) у берегов итальянских островов Понца. Семь испанских галер были захвачены, а Педро попал в плен. Подобно испанскому поэту Сервантесу, он вначале испытывал ненависть к туркам. Но со временем его взгляд изменился. В своих воспоминаниях он писал: «Они не поступали с нам
Оглавление

В популярном турецком сериале «Великолепный век» дочь султана Сулеймана — Михримах-султан — показана как красивая и умная женщина, окружённая множеством поклонников. Однако в действительности, помимо её официального супруга Рустема-паши, лишь один человек оказался к ней по-настоящему близок. И этим человеком оказался вовсе не знатный вельможа, а… испанский пленник по имени Педро де Урдемалас. Его путь от гребца на галере до придворного врача султана — история, достойная собственного сериала.

Пленение у Понца

В 1552 году испанский моряк Педро оказался в составе императорского флота, следовавшего из Генуи в Неаполь. Их корабли попали в засаду турецкой эскадры под командованием Капудан-паши Синана (брата Рустема-паши, супруга Михримах-султан) у берегов итальянских островов Понца. Семь испанских галер были захвачены, а Педро попал в плен.

Подобно испанскому поэту Сервантесу, он вначале испытывал ненависть к туркам. Но со временем его взгляд изменился. В своих воспоминаниях он писал:

«Они не поступали с нами так, как мы с мусульманами — напротив, обращались более по-человечески. Никого не заставляли принимать ислам, потому что их религия этого не допускает...
Гребля на турецких кораблях в течение четырёх лет была легче, чем год гребли на наших. У нас на кораблях гребля велась круглый год, а у них — только летом. К тому же у нас сухари выдавали в мизерных количествах, у них же — в избытке, да и по качеству они были гораздо лучше.»

И всё же даже относительно мягкое обращение не избавляло от тяжёлого труда — гребли на галере. Чтобы избежать участи галерного раба, Педро решился на отчаянный шаг — солгал, что является врачом. Хотя на самом деле не имел ни образования, ни опыта, кроме семейных рассказов о народной медицине.

Ставка на обман: от раба до лекаря

«Я решил сказать, что я врач. Если бы я потерпел неудачу — земля бы скрыла мои ошибки. В случае смерти я мог бы списать всё на волю Аллаха.»

Так началась его вторая жизнь. К счастью для него, рядом не оказалось настоящего врача, который мог бы его разоблачить. Он получил доступ к медицинской книге, которую тщательно изучил. Благодаря этому стал действительно помогать больным на корабле. Впечатлённый, Синан-паша взял его в свой штат как личного лекаря.

Оказавшись рядом с влиятельным братом Рустем-паши, Педро вскоре получил доступ к самому дворцу. И в определённый момент ему доверили лечить не кого-то из простых наложниц, а саму Михримах-султан — дочь Сулеймана Великолепного.

-2

Во дворце султана: лечение Михримах

Как позже вспоминал Педро в своих записях, ситуация была деликатной. Рустем-паша, как и многие османы, был ревнивым мужем. Он не позволял никому приближаться к своей жене, не удостоверившись в профессионализме врача.

«Он спросил меня: смогу ли я лечить больную, не видя её. Когда я настоял на осмотре, он отправил запрос самой султанше: ‘Позволит ли она, чтобы её осмотрел раб Синана-паши?’»

Получив разрешение, Педро отправился в покои султанши. Женщина была с головой закрыта расшитым покрывалом, и только одна рука оставалась открытой для проверки пульса. Но Педро настоял:

«Я сказал: 'Дай мне и другую руку, султанша'. Муж возразил: 'Хватит, одной достаточно'. Я продолжил: 'Покажи язык, султанша'. Султанша, видимо, хотела со мной поговорить, сердито посмотрела на мужа, затем высунула из-под покрывала голову и руки и с некоторым усилием показала язык...

Уже через 12 дней Михримах-султан выздоровела. Благодарная за исцеление, она пообещала выполнить любое его желание. Педро, не задумываясь, попросил свободу — и получил её.

-3

Из рабов — в летописцы: "Путешествие в Турцию"

После освобождения Педро продолжал работать как свободный человек. Позже он описал все свои наблюдения о жизни в Османской империи в книге Viaje de Turquia («Путешествие в Турцию»). Это не только медицинские воспоминания, но и живое описание быта, нравов и даже судебной системы Османской империи времён Сулеймана Великолепного. Его взгляд, хоть и западный, был удивительно объективен.

Книга пролежала почти четыре столетия в библиотеке Мадридского университета, прежде чем была случайно обнаружена.

📌 Подписывайтесь, чтобы не пропустить ещё больше историй о героях из "Великолепного века" и не только!