- Такой способ вязания помогает изучить особенности конструкции плечевого изделия со ВТАЧНЫМ рукавом, усвоить основные принципы формирования деталей, понять взаимосвязь частей изделия, как единого целого. Этот способ можно назвать базовым, и все другие способы вязания являются его производными, какими бы оригинальными они ни казались.
- Ведь сначала,
- И, если соединение деталей, вязаных руками изделий, производится ручными стежками, то почему сохранилось это "втачной рукав"?
За время общения с людьми, желающими научиться хорошо вязать плечевые изделия, я заметила, что большинство стремится "проскочить" этап традиционного вязания изделия деталями. На слуху в информационном пространстве мира вязания "круглая кокетка сверху вниз", "реглан сверху вниз", "хейворды" и "чайки" , ... - способы, обещающие гарантированный результат и волшебно дарующие исполнителям статус мастеров высшего пилотажа, но не дающие понимания, "что откуда берётся". Бывает, получаются изделия с искажёнными пропорциями и неудобной посадкой. Мастера вязания, удачно эксплуатирующие способы "цельного" вязания, если и достигли безошибочных результатов без использования расчётов основных параметров (соотношения ширины деталей), обладают интуицией и чувством пропорций. А тем, кто не имеет опыта и достаточно знаний, адресовано предложение специалистов, занимающихся составлением инструкций вязания для любителей. Авторы многочисленных "мастер классов" обычно используют таблицы среднестатистических размеров, и предоставляют их данные, что уменьшает вероятность ошибок, но тоже не даёт ясности.
Более года назад я разработала небольшой курс для новичков по вязанию плечевого изделия со "ВТАЧНЫМ" рукавом, изготовленного классическим способом, то есть из отдельных деталей, вязаных снизу вверх, с последующим их соединением.
Такой способ вязания помогает изучить особенности конструкции плечевого изделия со ВТАЧНЫМ рукавом, усвоить основные принципы формирования деталей, понять взаимосвязь частей изделия, как единого целого. Этот способ можно назвать базовым, и все другие способы вязания являются его производными, какими бы оригинальными они ни казались.
Как говорится, если хочешь понять смысл произведения, начни сначала. Если начал с середины, то твой пересказ исказит до неузнаваемости замысел.
Для примера я сама связала большой свитер этим способом, чтобы пройти вместе со своими учениками все этапы создания изделия - от проекта до завершающей ВТО (влажно- тепловая обработка - это обработка полотна и швов изделия горячим паром утюга, не стирка).
В планах было оформление всего пройденного опыта в статью, так как, несмотря на простоту темы, остались моменты, которые хотелось пояснить. Казалось, что тут такого сложного - связать свитер отдельными деталями - история для новичков.
Так вот, объём информации многократно превышал размеры удобоваримой статьи (я стараюсь разбирать всё подробно). А сокращать проработанный материал - значит лишать смысла намерение дать объяснение для новичков.
Специалистам хватило бы и десятой части из этих моих рассуждений, а то и простого подмигивания. Представляете, как было бы легко всё объяснять - подмигнула, и телепатически донесла мысль. Но в жизни я больше года решала, как лучше передать информацию.
Через год после первого я связала второй свитер, следуя своим же рекомендациям из курса, который за это время не сократился, а только прирос новыми схемками- картинками...
Тема, заявленная в заголовке, возникла, когда я осознала, что ответ на основной вопрос "КАК СВЯЗАТЬ СВИТЕР СО "ВТАЧНЫМ" РУКАВОМ?" вряд ли будет полностью разобран по всем пунктам в одной статье.
Ведь сначала,
прежде чем вязать выбранное изделие,
- нужно сделать выкройку (при вязании чаще прибегают не к полноразмерным выкройкам, а к уменьшенным чертежам-схемам деталей).
Прежде, чем сделать выкройку,
- нужно сделать для неё расчёт.
Прежде, чем сделать расчёт,
- нужно снять мерки с фигуры.
Прежде, чем снять мерки с фигуры... Хотела сказать "нужно заиметь эту фигуру ", но такое условие следует принять, как изначальное и неоспоримое. А, что касается снятия мерок,
- нужно учесть особенности фигуры.
Свитер с характерным "ВТАЧНЫМ " рукавом, кроме рукава, имеет и другие детали, от формы и размеров которых (пусть это только нюансы), как и от параметров рукава, зависит правильная посадка свитера на фигуре человека.
Такое долгое перечисление этапов процесса может отпугнуть кажущимися сложностями. Но после изучения и практического исполнения основных моментов, имея желание самостоятельно создавать свои изделия, новички смогут достаточно быстро проходить все подготовительные этапы, действуя по усвоенному шаблону (причём, алгоритм действий - это не навязанный преподавателем путь, а свой собственный переработанный опыт, для каждого немного свой, зависящий от особенностей восприятия).
ПОЭТОМУ начать я хотела бы с определения, какое изделие в русскоговорящем мире вяжущие рукодельницы называют свитером (джемпером, футболкой, туникой, платьем и т.п.) со "втачным" рукавом. Хотела бы. Но без поясняющих оговорок коротко такое понятие не сформулируешь. Объяснения я буду выражать своими словами, без строгой терминологии швейных инструкций.
- Почему швейных? ⬆️ Вообще "втачать рукав", как действие, есть технологическая операция швейного производства, которая выполняется после "стачивания " (соединения) деталей спинки и переда плечевого изделия по плечевым срезам для получения плечевых швов, и по боковым срезам спинки и переда для получения боковых швов, которые далее следует "обметать" (отдельная технологическая операция) и подвергнуть ВТО ( тоже отдельная технологическая операция).
- Сама операция "втачивания" подразумевает соединение верхнего края трубы рукава с краем проймы ( пройма - отверстие для продевания руки, которое образуется при объединении спинки и переда путём изготовления плечевого и бокового швов, справа для правой руки, слева для левой руки) плечевого изделия.
- И ещё, в зависимости от вида изделия, рукав может быть "втачан" в ЗАКРЫТУЮ пройму (соединение производится по замкнутой линии). Это, когда изготовлены и боковые, и плечевые швы. Именно такое действие и подразумевает слово "втачать".
- Также в настоящее время обычно используют более простой в исполнении способ соединения верхнего края рукава с ОТКРЫТОЙ проймой. Это, когда после изготовления только плечевых швов сначала верхний край развёрнутой детали рукава (рукав не соединён по бокам в трубу) соединяется с проймой изделия, а затем производится последовательное соединение ("стачивание") боковых сторон спинки и переда, а также соединение боковых сторон рукава.
- В этом случае смысл "втачать", как действие (определение ниже⬇️), нарушается. И не берусь утверждать, как правильно, и не помню, какие слова используют в швейном производстве... Я использую для описания своих действий при сборке изделий слово СОЕДИНЯТЬ. Я соединяю вязаные детали ручными стежками, или, иногда, на машине. (Хотя, хорошо понимая, как выглядят и соединяются между собой детали, чаще вяжу именно цельновязаные изделия, то есть без натуральных "шитых" швов, линии которых формируются сразу в процессе вязания, и их наличие может быть выраженным, или не явным).
- И да, всё, что когда-то в прошлые времена нужно было "тачать"- значит, соединять вручную сквозными строчками... , сегодня выполняют челночным стежком на швейных челночных машинах. Более того, все действия по соединению деталей на швейном оборудовании с другим способом образования стежка - цепным ( более подходящим для соединения деталей из трикотажного полотна из-за своей эластичности) называют теми же словами.
- И, в зависимости от приставки к устаревшему слову "тачать", задаётся определенное действие:
1.Так, "[В]тачать" значит соединить машинной строчкой две детали по замкнутой линии (окончание машинной строчки совпадает с её началом).
2. А "[С]тачать" значит соединить два равнозначных среза машинной строчкой, имеющей начало и окончание.
3. А "[ПРИ]тачать" значит присоединить машинной строчкой, имеющей начало и окончание, меньшую деталь к большей.
4. А "[ОБ]тачать" значит обработать открытый срез основной детали присоединением к нему машинной строчкой другой дополнительной детали с целью закрыть открытый срез.
И, если соединение деталей, вязаных руками изделий, производится ручными стежками, то почему сохранилось это "втачной рукав"?
Я не хотела никого запутать, и под этим заимствованным из швейной истории определением "втачной рукав" подразумевается не действие, обозначающее соединение рукава с проймой, а КОНСТРУКЦИЯ РУКАВА, его форма.
Понимая, что речь о конструкции, рукодельницы смогут осознать насколько нелепо (дважды, трижды нелепо) звучит, например, такое словосочетание: "имитация втачного рукава", которое внедрилось в сознание вязальщиц из-за путаницы в определениях, поскольку, если выражение "имитация втачивания рукава" (как действие) ещё допустимо и объяснимо, то, как можно "имитировать втачной рукав" (как форму) - не объяснимо.
Это замечание - отступление.
Сама по себе конструкция "втачной рукав" (только рукав), отдельно существовать не может, так как она часть конструкции основы плечевого изделия, состоящей из трёх деталей - спинка, перед, рукав (рукавов, конечно два, но, поскольку эти детали зеркально одинаковые, для построения выкройки достаточно одной такой).
Очертания этих взаимосвязанных деталей зависят друг от друга, определяются формой и пропорциями человеческого тела с учётом обеспечения свободы движения и с учётом определенных эстетических вкусов времени.
И ещё перед формулировкой определения "втачной рукав" следует уточнить, какое место человеческой фигуры в этом определении будет "плечом".
- Помню ещё со школы, что в анатомии плечом называли часть руки выше локтевого сгиба. (Когда для снятия мерок употребляют выражение "обхват плеча", то эта область руки находится на уровне подмышечной впадины и по сути есть обхват руки в самом широком месте. Я называю эту мерку просто "обхват руки").
- Для всех в общем обиходе "плечо" - это область на теле человека вокруг верхней точки начала руки, там, где плечевой сустав.
- А на участок от нижней точки боковой части шеи до точки начала руки укажет всякий, если спросят, где измерять плечо на фигуре.
- В плечевых изделиях полотно деталей спинки и переда закрывает эту область тела человека и тоже называется плечом.
Итак, мной уже было упомянуто, что рукав выглядит, как труба из какого-либо материала, тканого, нетканого, вязаного полотна, да хоть целлофана, или железа. И, когда мы "вдеваем руки", мы помещаем их внутрь рукавов своих "пальто". Основная функция рукава - защита руки от воздействий внешней среды. Дополнительная функция - эстетическая, "для красоты".
А, поскольку одежда может быть как с рукавами, так и без рукавов, рукав - это не всегда основная деталь плечевого изделия.
И вот, давайте представим, что к одежде без рукавов, закрывающей только корпус тела человека, в которой руки обнажены, нужно присоединить удобные рукава.
Во-первых, ширина рукава должна быть комфортной, то есть умеренно больше (если иное не диктуется выбором модели) обхвата руки на самом верхнем уровне, где возможно его измерить - у подмышечной впадины, но не столь широкая на уровне более тонкого запястья.
Во-вторых, если дословно воспринимать определение РУКАВ - ТРУБА, то это деталь цилиндрической формы, и, надетая на руку для примерки, она упрётся верхним ровным краем в подмышечную впадину.
И, чтобы закрыть верхнюю часть руки, которая выше подмышечной впадины, у плечевого сустава, надо будет натянуть ткань вверх, отчего в области подмышки ткань некрасиво сосборится и создаст ненужную толщину. А удобный рукав должен закрыть верхний участок плеча (анатомического) естественным образом и не создавать при этом складок в зоне подмышки.
Значит участок, где собираются эти складки надо удалить (вырезать-выкроить), что изменит очертания верхней части рукава - трубы. И эти очертания приблизятся к логически правильной и удобной форме, именуемой "втачной" рукав.
Итак, в готовом виде классический втачной рукав выглядит, как расширяющаяся труба, повторяющая очертания руки от запястья до подмышечной впадины, с размерами, отличными от обхватов руки на разных уровнях с учётом заданной свободы облегания. На уровне выше подмышечной впадины втачной рукав имеет участок, который закрывает верхнюю плечевую область руки, и ограничен линией, которая называется "окат рукава" и имеет очертания, напоминающие синусоиду.
Так, если рассмотреть рулон бумаги, разрезанный наискось (косо усечённый цилиндр) и развернутый — край бумаги окажется разрезанным по синусоиде. Длина линии оката для традиционного вязаного изделия без дизайнерских причуд соизмерима с общей длиной линии проймы, что является условием для корректного соединения оката рукава и проймы.
Теперь осталось сформулировать определение свитера со ВТАЧНЫМ рукавом.
Свитер со ВТАЧНЫМ рукавом - это плечевое изделие из тёплого вязаного полотна, предназначенное для эксплуатации в холодное время,
✓ без застёжки,
✓с высоким воротником трубой-стойкой,
✓ закрывающее тело человека сверху вниз минимально до талии и максимально до середины бедра,
✓с конструкцией основных деталей, построенной в соответствии с выкройкой основы плечевого изделия со ВТАЧНЫМ рукавом,
✓с параметрами, учитывающими прибавки на свободу облегания, то есть с деталями, условно повторяющими строение частей тела человека и имеющими линии соединения между собой там же, где находятся границы частей тела:
~Воротник соединяется с корпусом по линии горловины (на уровне соединения шеи с туловищем).
~Детали корпуса - спинка и перед, соединяются между собой по линиям плеча и боковым линиям (в соответствии с границами этих частей тела), образуя отверстия для рук, проймы.
~Проймы повторяют линии соединения рук с туловищем человека.
~Рукава имеют характерную форму, которая обеспечивает равномерное покрытие руки вязаным полотном изделия с учётом строения тела человека в месте соединения руки с туловищем, и в масштабе "повторяет" строение поверхности руки в плечевой области. Эта форма ограничена линией, которая разделяет основу изделия и его рукав.
Верхний участок рукава, очерченный плавной выгнутой линией, по которой рукав соединяется с линией проймы, называется "окат рукава" и есть характерный признак свитера с конструкцией "втачной рукав".
Определение получилось длинное и наверняка к нему могут возникнуть дополнительные замечания.
Одно из замечаний, которое напрашивается из-за сравнения вязаной конструкции со швейной, - это ещё одно дополнительное пояснение. Понятие ОКАТ РУКАВА в той роли, которая "навязана" ему в мире вязания, не всегда ей соответствует. Это выражается в том, что длина линии оката для различных видов втачного рукава может значительно превышать стандартную длину, заложенную в расчёт выкройки основы плечевого изделия. Если на верхнем плечевом участке рукава заложены складочки, вытачки, сборки, то длина линии оката значительно увеличится вместе с высотой оката и шириной рукава. В этом случае нужно четко понимать, что ЛИНИЯ ОКАТА есть линия на плоском чертеже, и ОКАТ РУКАВА - это фигура на плоскости выкройки, ограниченная линией оката, или верхняя часть самой детали рукава, развернутой на плоскости. А после выполнения "складочек", или "сборочек" , или "посадки" по линии оката рукава, когда полотно из плоского состояния переходит в объёмное, и линия, по которой рукав соединится с проймой, сравняется с длиной проймы, верхняя часть рукава становится ГОЛОВКОЙ РУКАВА - объемной частью детали рукава.
И в качестве финальной точки для этой статьи я ещё раз напомню, что название "втачной" рукав для вязаного изделия определяет форму рукава, а не действие, обозначающее присоединение рукава к корпусу.
В частном случае, для изделия, состоящего из отдельно связанных деталей, при сборке которых используется швейная машина и соблюдается последовательность технологических операций, которая приводит к изготовлению закрытой проймы, действительно, будет произведено действие по втачиванию рукава. Может, где-то в условиях фабричного производства для какой-либо модели трикотажной одежды применяется этот способ соединения рукава с проймой. Но, учитывая, что его повышенная сложность отрицательно повлияет на условия прибыльности производства - производительность и себестоимость, это вряд ли целесообразно.
Что касается вязаного руками изделия, способы соединения "втачного" рукава и проймы могут быть разные, но они не влияют на название. Так, рукав, связанный отдельной деталью, кроме втачивания машинной строчкой, может быть присоединён к пройме ручными стежками. Некоторые вязальщицы используют метод подвязывания, когда непосредственно в процессе формирования оката рукава производится присоединение краёв оката к краям проймы ранее связанного корпуса изделия (именно это действие некорректно обозначают выражением "имитация втачного рукава"). При этом может быть выбрано разное направление вязания и использованы разные приёмы присоединения.
Даже цельновязаный способ формирования изделия, для определения которого некоторые употребляют выражение "вязание одной деталью", может быть использован для изготовления изделия с любой конструкцией, в том числе и для изделия со ВТАЧНЫМ рукавом, так как формирование плечевого вязаного изделия единым полотном подразумевает, что объёмная форма создаётся в процессе вязания с помощью нехитрых манипуляций, в результате чего детали одновременно и вяжутся и соединяются между собой.
Теперь, после этого пояснения, осталось всего ничего: разобрать схему выкройки свитера со "ВТАЧНЫМ" рукавом, которая является упрощённой производной выкройки основы плечевого изделия, подготовиться к вязанию и связать свитер отдельными деталями.
То есть, ещё две-три статьи , и тема, надеюсь, будет раскрыта.
Спасибо всем, кто дочитал эту вступительную статью и не устал от подробностей. Я приветствую всех, кто заинтересовался и готов к продолжению. Надеюсь, это будет полезно.