Бывший министр труда и соцразвития Карачаево-Черкесии Мурадин Кемов очень хотел вытащить из СИЗО друга на тот момент главного газовика республики Сергея Москаленко. Кемов связался с сотрудником ФСБ и даже договорился о цене, но плана надёжный, как швейцарские часы, не сработал. Эта история в общем-то известна, но мы нашли новые подробности.
Версия Кемова
Представьте, двое мужчин сидят в отдельной кабинке кафе «Пикадилли» в Черкесске. Один - пожилой. Это Мурадин Кемов. Он можно сказать, приехал в Тулу со своим самоваром - пришёл в кафе с бутылкой водки определенной марки - другую министр не пьёт, а в меню её нет. Тут вдруг его собеседник (сотрудник ФСБ) берёт пакет, где только одна бутылка и больше ничего, и ставит рядом с собой. Кемов удивлён, но виду не подаёт. А дальше события становятся стремительными, как поток горной реки. В кабинку входят люди, предъявляют удостоверения и достают из пакета не только бутылку водки, но и деньги - 2 млн рублей. Откуда они там взялись, Мурадин Кемов не знает. Так, удалось выяснить нашей редакции, на суде звучала версия самого министра, пойманного на крупной взятке сотруднику ФСБ.
Версия следствия и суда
По версии следствия и суда всё было иначе. Кемов, когда его приятеля - руководителя «Газпром межрегионгаз Черкесск» Сергея Москаленко - упрятали в СИЗО по обвинению в коррупции решил, что Москаленко тюремный воздух будет вреден, и стал действовать. Кемов вышел на следователя ФСБ, который ведет дело газовика, и назначил силовику встречу в кафе «Пикадилли».
Экс-министр сделал неофициальное заявление - он готов дать следователю взятку в 2 млн рублей за освобождение Сергея Москаленко из-под стражи и прекращение уголовного преследования «главного газовика» республики. Сотрудник ФСБ сказал, что согласен. А потом начались оперативные мероприятия, и Кемова взяли с поличным, когда он отдал пакет со взяткой - 2 млн рублей и бутылку водки в придачу.
Суд поверил не министру, а силовикам, у которых была уйма доказательств. Мурадина Кемова оштрафовали на 3 млн рублей.
Кстати, одним из доказательств вины экс-чиновника была аудиозапись, которую в кафе вел сотрудник ФСБ. Мурадин Кемов очень нелестно характеризовал своего приятеля Москаленко. Самые мягкие эпитеты были "фрукт" и "крендель". Своеобразная гастрономичность дискурса, видимо, была связана с местом - всё-таки разговор происходил в заведении общепита.
А что с Москаленко?
А как же сложилась судьба Сергея Москаленко, того за которого впрягался Кемов и едва сам не лишился свободы?
Уголовное дело бывшего руководителя «Газпром Межрегионгаз Черкесск» было прекращено. Москаленко назначили судебный штраф в размере 100 тыс. рублей. И на этом всё.
Москаленко обвиняли в злоупотреблении полномочиями. Следствие настаивало, что топ-менеджер в мае 2017 года заключил договор аренды квартиры, в мае 2020 года договор расторгли, а Москаленко снял жилой дом в Черкесске за 103,4 тыс. рублей в месяц.
Потом правоохранители выяснили, что недвижимость топ-менеджер арендовал без разрешения Совета директоров компании, что ещё полбеды, а главное, что в этой квартире и в доме ни сам «главный газовик» республики, ни его подчиненные не жили, то есть госкорпорация за несколько лет фактически выбросила на ветер более 5 млн рублей. Такова общая сумма, заплаченная за аренду жилья.
Москаленко ущерб полностью возместил. Из Карачаево-Черкесии некогда «полудержавный властелин», по нашим данным, давно уже уехал.