Люди, чьи имена мы должны помнить и чтить... Люди, рисковавшие собой во имя будущего нашей Страны. Люди, отдавшие жизни...
Из воспоминаний самой Екатерины Ивановны: «Родилась в селе Соло-нец-Поляна, в довоенное время жила обычной для советских людей жизнью. Была мама – Анастасия Григорьевна, папа – Иван Яковлевич, три брата: Михаил (1928 г.р.), Николай (1931 г.р.) и Павел (1939 г.р.), которые очень любили свою сестрёнку и баловали её как могли. В жизни не было ничего, что расстраивало бы. Но всё изменилось, когда пришла война. На улице, где я жила, дома стояли тесно друг к другу. И детишек было в каждом доме много, по трое, четверо и больше. Они всей гурьбой бегали по улице. На этой же улице располагались две конюшни с лошадями и одна с волами.
Было лето, и часть из них трудилась на работе в поле, остальные стояли в помещениях. Уходчица Клавдия Егоровна Корнеева в это время чистила в конюшнях, раскладывала оставшимся в стойлах лошадям и волам траву. Немецкие самолёты налетели внезапно, с воем и визгом полетели на землю бомбы. Началась паника. Матери хватали детей и прятали всех в наш, самый ближний погреб. Нас там оказалось двадцать восемь человек. Пока самолёты делали новый заход, бабка Клава успела повесить на конюшни замки и спрятаться от бомбёжки.
На следующем заходе немцы не жалели бомб. Они летели на землю одна за другой со страшным свистом. Прошло много лет, а этот вой и свист до сих пор стоит в ушах. Несколько бомб попали в конюшни, лошади дико и страшно ржали, мычали волы. Спасти их никто не мог, а двери были под крепкими замками. Мы сидели в тёмном подвале и думали, что вот сейчас, вот эта бомба упадёт на нас. Но мы остались живы. В это же время немцы сбросили бомбы в центре села и там погибли люди.
Так я узнала, что представляет из себя война. Когда закончилась бомбёжка, в село пришли немцы. Они, как хозяева, ходили с автоматами из дома в дом, стреляли собак, ловили кур и тут же откручивали им головы, кололи поросят, лазали по погребам, забирали все продукты. На огороде косили овёс и кормили своих лошадей. Но нас не трогали. Немцы в селе были недолго, ушли дальше. Появились мадьяры и полицаи. Эти хозяйничали подольше. Заставляли маму для них стирать, носить им молоко. Относить им бельё и молоко часто приходилось мне. За это меня всегда угощали сахаром или шоколадом. А так как у нас все продукты выгребли, мы жили впроголодь. Ели лепёшки из желудей, крапивы, лебеды. Из травы варили какую-то похлёбку. Спасала нас сначала корова. Нам хоть немного, а молока доставалось, но потом и коровы не стало.
Мама утром бросала в печку кукурузные кочерыжки, для того чтобы они хорошо высыхали, а потом заставляла меня их толочь в ступе, и эту муку добавляли в похлёбку. А я всегда спешила и доставала кочерыжки раньше времени, и поэтому приходилось очень долго их толочь. Брат Коля летом нанимался стеречь овец и коз, я тоже ему помогала. Однажды, сидя на бугре, увидела как к козам подошла большая собака и одну унесла. Не знала я тогда, что это был волк, на которого уже давно охотились жители. За заработанные деньги пришлось купить новую козу и отдать хозяйке.
В январе месяце 1943 года наши войска начали наступление. Был сильный бой за нашим селом со стороны Великомихайловки. Почти все молодые и старые мужчины из села ушли помогать нашим солдатам. Многие в этот день не вернулись домой. А ранней весной наш двор выбрали для размещения раненых солдат Красной армии. Во дворе стоял большой, плетённый из лещины сарай. Санитары внутри разделили его на четыре части так, что между этими частями были проходы. Места же для раненых засыпали толстым слоем соломы. Раненых было много. Ухаживали за ними две совсем молоденькие санитарки. Если не изменяет память, звали их Маша и Надя. Когда они уезжали за новыми ранеными, то просили приглядывать меня. Может, кому подать водички, помочь перевернуться. Но мама всегда говорила, если кто захочет пить, то поить солдат молоком. Она приказывала поить сначала из одного кувшина, потом из другого, а ещё в других молоко посвежее, постоит подольше и хватит до вечера.
Однажды к нашему дому подогнали большие крытые машины, в них погрузили всех раненых и увезли в госпиталь. А село продолжало жить. Все стали работать с большим усердием. Мои старшие братья с другими сельскими мальчишками ходили по домам, собирали для солдат тёплые вещи, носки, варежки, а потом отправляли на фронт. Наш отец пришёл с войны рано. Хоть и сильно больной, но валенки нам катал всем. Я вставала рано утром и бежала на бригаду захватывать самых лучших волов для работы. На рога одному привязывала яркую тряпочку, чтоб видно было всем. А на второго садилась верхом, сидела на нём и ждала маму. Этих волов уже никто не трогал, знали, что они заняты.
Дождались Победы! Радовались все до слёз. Стали возвращаться с войны в село мужчины. Но многие семьи так и не дождались отцов, мужей, братьев. Потом в селе появились тракторы. Все они работали от Великомихайловской машинно-тракторной станции. Трактористы были наши сельские мужчины, но среди них была одна женщина – Дарья Григорьевна Шемякина, работала она на «дизеле». Мы на неё засматривались с завистью. Моя мама стала поварихой. Варила обеды и пекла хлеб для трактористов и комбайнёров, а я помогала в узелочках разносить еду им по полям. А уже чуть позже я стала работать вместе со взрослыми женщинами. Работа была трудной, оплачивалась трудоднями, за два дня ставили один трудодень, за который давали по восемьдесят граммов, потом по сто, сто пятьдесят, двести граммов зерна в конце года.
Детям во время войны приходилось крайне тяжело. Они вынуждены были взрослеть раньше времени и совершать поступки, не свойственные детям. В то же время они являются будущим и надеждой нашей страны. Закончилась война, страна была наполовину разрушена. Особенно тяжело переживала это время русская деревня, потерявшая на войне своих мужиков-кормильцев, работников. Основные работы в деревне выполняли женщины, привыкшие за годы войны выносить на своих плечах не только заботу о собственных детях, но и заботу об огромной стране. Колхозы едва начали подниматься, и до хорошего уровня жизни было ещё далеко».
В 1947 году Екатерина Ивановна окончила семь классов и продолжала работать в Солонец-Полянском колхозе «Красная звезда»: сначала помогала маме в работе на волах, потом трудилась свекловичницей. 1954-1955 годы провела на заработках в Москве, где убирала дачи, работала в ботаническом саду, наводила порядок в цеху военного завода. В 1956 году вышла замуж за Алексея Даниловича Анисимова и вернулась в колхоз. Долгие годы она трудилась свекловичницей, дояркой – у неё было восемнадцать коров. И даже после выхода на пенсию Екатерина Ивановна проработала дояркой ещё целых десять лет!
Сейчас она на заслуженном отдыхе.
Часть первая - https://dzen.ru/a/Z_4NimQPTeF7UFF АНДРЕЕВ ИВАН КУЗЬМИЧ
Часть вторая - https://dzen.ru/a/aAJB1eNQNhvWHm80 АНИСИМОВА ВАРВАРА СЕМЁНОВНА
Материалы предоставила Светашова Ирина Андреевна - писатель, член Союза журналистов России из своей книги "Я помню. Я горжусь!". Следить за творчеством автора можно на ее каналах: https://t.me/isvetashova и https://vk.com/id54845515. Команда медиагруппы "Шаг в будущее" бесконечно благодарна Ирине за проделанную работу.