Он снял первый звуковой фильм в СССР, впервые применил эффект "слоу-мо" (замедленное действие) и придумал несколько кинематографических приёмов, которыми режиссёры пользуются до сих пор. Будучи студентом Петроградского психоневрологического института, 19-летний Давид Кауфман взял себе псевдоним Дзига Вертов (от польского "дзига" - волчок, и русского - вертеться). Действительно, вся его последующая жизнь была похожа на беспрерывный водоворот событий, в котором он вращался с бешеной скоростью, пока не достиг вершины кинематографического мастерства. К сожалению, его гениальные идеи оказались слишком прогрессивными для своего времени...
Детство: жизнь в Белостоке и "национальный вопрос"
В конце XIX века Польша была частью Российской Империи, а в небольшом городе Белосток проживали преимущественно евреи. Именно там однажды познакомились букинист Абель Кауфман и дочь раввина Фейга Гальперн. Свадьба была сыграна по всем традициям еврейского народа и 2 января 1896 года у пары родился первенец, которого назвали Давидом. В течение следующих семи лет у мальчика появились два младших брата - Моисей и Борух. Все они через много лет внесут огромный вклад в развитие мирового кинематографа, но в этой статье мы сосредоточимся только на биографии Давида.
Семья Кауфманов была достаточно зажиточной и родители вкладывали большие средства в образование детей. Давида и Моисея отдали учиться сначала в русские школы, а потом они поступили в реальное училище Белостока с углублённым изучением естественных наук, французского и немецкого языков.
Несмотря на то, что 60% населения города составляли евреи, отношение к ним со стороны жителей других национальностей нельзя было назвать дружелюбным. Поэтому, в целях безопасности, братья стали назвать себя на русский манер - Денисом и Михаилом.
Давид (он же Денис) с детства очень любил читать и часто просто "исчезал" из дома, чтобы уединиться в старом сарае с какой-нибудь книгой за авторством Фенимора Купера, Джека Лондона или Артура Конан Дойля. Широкий кругозор и любовь к чтению подтолкнули мальчика к написанию собственных произведений. Самым известным из них стал роман о мексиканских революционерах "Мексиканское восстание", который Давид напишет в 20 лет.
В ранней же юности неугомонный мальчишка "баловался" написанием политических памфлетов, один из которых даже хотел напечатать в местной газете. Однако стихотворение «Выступление соло клоуна В. Пуришкевича на заседании Государственной думы» вместо газетных страниц попало в печку, как и другие "опасные" сочинения юного Давида. В городе всё чаще происходили еврейские погромы и обыски, а за политическую сатиру семья Кауфманов могла очень дорого заплатить...
Талантливый человек талантлив во всём, а у Давида Кауфмана вообще проявлялись зачатки гениальности. Кроме написания стихов и прозы, он посещал музыкальную школу, где весьма неплохо научился играть на фортепиано. Любимым композитором юноши был Александр Скрябин - его произведения он с удовольствием слушал до конца жизни.
В один прекрасный день сестра матери Мария Гальперн подарила братьям фотокамеру, на которую они снимали всё подряд - от соседей, до природных пейзажей. Этот подарок сыграл большую роль в "профориентации" Давида и Михаила - познав магию фотографии, они страстно захотели познать магию кино...
Первая мировая и переезд в Петроград
Летом 1914 года началась Первая мировая война. К этому времени еврейские погромы в Белостоке происходили чуть ли не каждый день, поэтому семья Кауфманов приняла решение перебраться в Киев. Там они долго не задержались и отправились в Могилёв, откуда 18-летнего Давида призвали в армию.
Однако повоевать ему не пришлось - благодаря хорошему музыкальному слуху он попал в военно-музыкальную школу, расположенную в украинском Чугуеве. Но, и там будущий режиссёр не задержался - из-за проблем с лёгкими его через несколько месяцев комиссовали. Молодой человек принял решение перебраться в Петроград, чтобы получить высшее образование. Благо, из-за массовой эвакуации и всеобщего военного хаоса евреи теперь могли проживать и за пределами черты оседлости.
В том же 1914 году Давид Кауфман поступает в Петроградский психоневрологический институт, основанный знаменитым физиологом Владимиром Бехтеревым. Это было одно из немногих учебных заведений столицы, в которое принимали евреев и женщин. Бехтерев был твёрдо убеждён, что наука должна быть доступна всем людям, без гендерных и национальных ограничений.
В первый год обучения Давид Кауфман взял себе псевдоним Дзига Вертов и всё чаще стал задумываться о кинематографической карьере...
Первые шаги в режиссуре и создание "кинооков"
Не проучившись и двух лет, Дзига Вертов решил бросить институт и переехать в Москву. На то были веские причины - с 1916 года Петроград постепенно превращался в центр революционных волнений. На улицах города всё чаще вспыхивали беспорядки и проводились спонтанные митинги. А в голове молодого человека всё ещё были свежи воспоминания о еврейских погромах в Белостоке.
После переезда Вертов незамедлительно поступил на юридический факультет Московского университета, но и там проучился совсем недолго. Римское право и другие юридические дисциплины показались ему бессмысленными в условиях разгоревшегося пожара Революции. На дворе стоял 1918 год и дальнейшую судьбу Дзиги Вертова определила встреча со школьным другом Михаилом Кольцовым. Тот устроил молодого человека на должность секретаря-делопроизводителя в отдел хроники Московского кинокомитета.
Оказавшись максимально близко к мечте всей своей жизни, Дзига Вертов с головой погрузился в работу. Сначала он просто принимал и регистрировал плёнки для журнала "Кинонеделя" о событиях Гражданской войны. Потом стал самостоятельно монтировать короткие киноролики и делать подписи к кадрам. Спустя несколько месяцев Вертова повысили до заведующего киносекцией отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Он лично руководил работой фронтовых операторов, сам ездил на съёмки и отбирал материалы.
Свой первый фильм-хронику "Годовщина революции" Дзига Вертов смонтировал в конце 1918 года. В картине он отразил все важнейшие события, которые происходили в стране с февраля 1917-го по ноябрь 1918-го года. Работа над монтажом фильма заняла у него чуть больше недели. "Годовщину революции" выпустили тиражом в 40 копий, что говорило о значимости картины для советской власти. В те годы обычные киноленты выпускались тиражами не более пяти экземпляров.
Благодаря "Годовщине революции", которую возили по всей стране, народ мог воочию увидеть, как выглядят вожди революции. В фильме крупным планом были сняты Владимир Ленин, Лев Троцкий и Александр Керенский. Эта знаковая для советского кинематографа картина считалась утерянной до 2017 года, когда в Российском государственном архиве литературы и искусства случайно не обнаружили полные титры фильма. "Годовщину революции" заново смонтировали из сотен фрагментов документальной кинохроники, сохранившейся в Российском архиве кинофотодокументов.
В том же 1918 году молодой режиссёр-документалист женился на сотруднице газеты "Правда" Ольге Тоом. Вместе с ней он долгое время колесил по стране в агитпоездах и снимал кинохронику Гражданской войны. Супруги разошлись через два года совместной жизни.
Интересный факт! Однажды Вертов вставил своё имя в титры одного фильма и чуть не лишился работы. Разгорелся скандал и начальство в резкой форме объяснило ему, что у документального кино не может быть режиссёра, ведь съёмкой руководит действительность. Весьма спорно, конечно, но вполне в духе раннего советского времени...
В 1919 году Дзига Вертов смонтировал две знаковых картины - «Вскрытие мощей Сергия Радонежского» и "Бой под Царицыном". Если первый фильм представлял собой сухую фиксацию процедуры вскрытия гроба с останками христианского святого, то второй стал одной из самых важных работ в карьере режиссёра. "Бой под Царицыном" впоследствии смотрели даже генералы Третьего Рейха, чтобы ознакомиться с тактикой Красной армии.
Дзиге Вертову было тесно в рамках стандартной кинохроники, поэтому он начал экспериментировать с монтажом. Иногда - с риском для жизни! Однажды он забрался на крышу заброшенного дворянского особняка, который находился рядом со зданием кинокомитета, и спрыгнул вниз. Прыжок он попросил снять своего друга - оператора Александра Лемберга. Тот с камерой стоял внизу и снимал "полёт" Вертова с эффектом замедления.
Получились довольно впечатляющие кадры, ведь на лице "экспериментатора" за доли секунды отразился целый спектр эмоций - от страха, до финальной улыбки. Дзига Вертов отделался лёгкими ушибами и ни разу не пожалел о своём смелом решении. Именно после этого прыжка он окончательно убедился в том, что кинокамера позволяет увидеть мимолётные нюансы жизни, недоступные обычному взгляду. Он назвал это явление "киноправдой" и начал развивать собственный специфический киноязык. Режиссёр был убеждён, что окружающие явления нужно фиксировать во всей их непосредственности, без потери жизненной правды.
"Долой кишки переживания! То, что мы делали в кинематографии до сих пор - на 100% дрянь! Надо вспороть живот кинематографу, вспороть рифом революции..." (Дзига Вертов)
У молодого новатора быстро появились единомышленники, с которыми он создал группу "Кинооки". Костяк группы составляли операторы Иван Беляков, Александр Лемберг, Илья Копалин и брат режиссёра - Михаил Кауфман, недавно вернувшийся из армии. Монтажом занималась Елизавета Свилова, которая впоследствии стала женой Дзиги Вертова.
В период с 1922 по 1924 год "Кинооки" сняли и смонтировали 23 выпуска экранного журнала "Киноправда", в котором показывали повседневную жизнь городов и деревень "как она есть". Чем больше Вертов развивал свою теорию, тем твёрже убеждался в том, что кинохудожник не имеет права на вымысел и должен беспристрастно отображать окружающую действительность с помощью разнообразных ракурсов камеры и умелого монтажа.
"Кино-глаз" и "Человек с киноаппаратом" - пик творчества гения
"Организм кинематографии отравлен страшным ядом привычки. Пять полнокровных лет мировых дерзаний вошли в нас и вышли, не оставив никакого следа. Стыдно, товарищи!" (Дзига Вертов)
Окончательно определившись с направлением своей деятельности, Дзига Вертов с бешеным энтузиазмом приступил к работе. Он задумал снять серию из шести фильмов под общим названием "Кино-глаз". Картины должны были отображать сюжеты из повседневной жизни без актёров, костюмеров и гримёров.
Первый фильм Вертов закончил в 1924 году и назвал его "Жизнь врасплох". Лента состояла из нескольких глав, наиболее примечательными из которых были «В церковном празднике, или Действие самогона на деревенских баб», «Утро в пионерском лагере» и «Китайский фокусник». Главными героями сюжетов выступали молодые люди, в которых режиссёр видел будущее страны.
Оператором "Жизни врасплох" был Михаил Кауфман. Его новаторские приёмы, вроде съёмки в отражении, с движущегося автомобиля, а также двойной экспозиции, когда изображения накладывались одно на другое, стали ориентиром для нескольких поколений операторов. За монтажным столом чудеса творила жена и соратница режиссёра - Екатерина Свилова. Она отмечала, что в её муже спорили учёный и поэт, когда он придумывал и монтировал сюжеты.
К сожалению, "Жизнь врасплох" оказалась единственным выпуском "Кино-глаза" и, впоследствии, эту киноленту стали называть по имени всей серии. В том же году Дзига Вертов сделал выпуск "Ленинской кино-правды", в котором собрал всю доступную хронику с похорон вождя революции.
В 1926 году режиссёр завершил работу над масштабной картиной "Шестая часть мира", которая повествовала о промыслах коренных народов из самых отдалённых уголков СССР. Этот фильм стал поворотным в его карьере - руководство "Совкино" обвинило Вертова в нецелевом расходовании средств и лишило его возможности снять ленту о годовщине Революции.
Несправедливое обвинение сильно обидело эмоционального режиссёра, а отказ в съёмке фильма по его главной тематике окончательно рассорил Дзигу Вертова с "Совкино". К тому же, он отказался показывать руководству сценарий своей будущей киноленты "Человек с киноаппаратом". Примириться не удалось и в начале 1927 года режиссёру указали на дверь.
Спустя всего несколько месяцев Дзига Вертов вместе с женой и братом уже трудился на Одесской киностудии. Первым его фильмом на новом месте работы стал "Одиннадцатый", повествующий об электрификации Украины. Ну, а в1929 году режиссёр завершил монтаж самой известной своей картины "Человек с киноаппаратом". Этот фильм стал "magnum opus" - наивысшей точкой его творчества!
"Человек с киноаппаратом" - это сборник коротких зарисовок из жизни большого города. Продолжительность каждого плана составляет не более 10 секунд - на экране постоянно происходит смена локаций, ракурсов и событий. Городские пейзажи, выставки, спортивные соревнования и множество других эпизодов из жизни большого города складываются в единый калейдоскоп, показывающий различные события "как они есть". Съёмки проходили на улицах трёх крупных городов - Москвы, Киева и Одессы.
"Человек, вооруженный киноаппаратом направляется в жизнь... В процессе съемки скрещиваются улицы и трамваи, толпы и одиночки, ноги и улыбки. Жизнь не ждет указаний кинорежиссера. Тысячи и миллионы людей делают свое дело. Все происходит независимо от вашего желания. Вы должны всюду успеть со своим аппаратом" (Дзига Вертов)
Хоть "Человек с киноаппаратом" и немое кино, но каждый его показ сопровождался живой оркестровой музыкой. Сейчас этот фильм считается шедевром мировой кинодокументалистики, однако современники Дзиги Вертова восприняли его весьма прохладно. Писатель Осип Брик так и вовсе обвинил режиссёра в высокомерии.
Тем не менее, время всё расставило по своим местам. В 1964 году кинокритики из 24 стран признали эту картину одним из 20 лучших документальных фильмов всех времен и народов, а американский обозреватель Джим Хоберман назвал "Человека с киноаппаратом" урбанистической симфонией-калейдоскопом.
Первый звуковой фильм и начало заката карьеры
В молодом СССР "Человек с киноаппаратом" прошёл практически незамеченным и Дзига Вертов продолжил экспериментировать. Через год он снял один из первых звуковых фильмов в истории советского кинематографа под названием "Симфония Донбасса", повествующий о выполнении пятилетнего плана.
Режиссёр сам написал музыкальную схему картины, по которой композитор Николай Тимофеев сочинил звуко-шумовой марш, а реплики рабочих и гул фабричных машин записывались на месте съёмки. Дзига Вертов хотел, чтобы его фильм был не озвученным, а именно звуковым.
"Симфония Донбасса" была настолько инновационной для своего времени, что картиной восхитился даже сам Чарли Чаплин:
"Я никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю «Симфонию Донбасса» одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов — музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним. Поздравляю".
После успеха "Симфонии Донбасса" режиссёр вернулся в Москву и с 1932 года стал работать на советско-германской студии «Межрабпомфильм». Там ему практически сразу же заказали агитационный фильм к десятой годовщине смерти Ленина. Картина получила название "Три песни о Ленине". За эту работу он удостоился специального приза на кинофестивале в Венеции.
Следующей работой Дзиги Вертова стал биографический фильм о революционере Серго Орджоникидзе, скончавшемся в 1937 году. В процессе создания этой картины режиссёру постоянно докучал чиновник Госкино Яков Блиох, который не понимал его новаторских идей и настаивал, чтобы Вертов снял "понятное для широких масс" кино.
Переломной картиной в судьбе режиссёра стала "Колыбельная" (1937) - пропагандистский фильм о советских женщинах, которым при Сталине стало жить "лучше и веселее". Он снимал девочек, девушек и женщин в самых разнообразных локациях - от роддомов, до заводов. Премьера ленты состоялась в 1937 году и показывали её всего пять дней. По личному указанию Сталина "Колыбельную" сняли с проката без объяснения причин.
По мнению специалистов, "отцу народов" не понравилось, что в фильме его изобразили "отцом" слишком буквально - после каждого его появления в кадре в окружении женщин, показывались новорождённые дети. После "Колыбельной" Дзига Вертов уже не получал важных заказов и его карьера стремительно пошла на спад...
Последние годы жизни: снова кинохроника
Советские чиновники так невзлюбили Дзигу Вертова и его брата, что даже не разрешили им вывезти родителей из польского Белостока в 1939 году и те сгинули в немецких концлагерях после начала войны. Самого же режиссёра вместе с женой эвакуировали в Алма-Ату, где он снимал документальный киножурнал «Советский Казахстан». По неизвестным причинам выпуски хранились на складе и не показывались на экране.
Вернувшись в Москву в 1943 году, Дзига Вертов стал работать в Центральной студии документальных фильмов, а с 1944 года занимался выпусками кинохроники «Новости дня». Совсем не подходящая работа для гениального режиссёра...
В 1948 году на одном из заседаний Вертова жёстко раскритиковали за идею международного языка кино и обвинили в том, что для него форма важнее содержания. Когда режиссёр выступал с ответным словом, ему стало плохо. Чуть живого его увели с трибуны и положили на диван в диспетчерской. После этого случая он практически отошёл от дел и редко выходил из своей квартиры.
На фоне постоянных стрессов и плохого питания у Дзиги Вертова развился рак желудка. Страшный диагноз ему поставили в 1953 году, а уже 12 февраля 1954 года он тихо скончался у себя дома.
Творчество режиссёра долгое время не признавали в СССР. Так бы и канули в Лету все его наработки, если бы их не реанимировали в 60-х годах прошлого века французские эксперты кино. Режиссер-документалист Фредерик Россиф говорил:
"Все западное кино в долгу перед Вертовым за его революционный поиск. До Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать идеи"
Жаль, что великий режиссёр так и не дождался всемирного признания своих заслуг...
А как вы думаете, что общего между Дзигой Вертовым и Ларсом фон Триером? Делитесь своими мыслями в комментариях - пообщаемся ;)
Это тоже интересно почитать!
7 удивительных фактов о "первой леди джаза" Элле Фицджеральд!
Такой цензуры не было даже в советском кино! Что такое Кодекс Хейса и как он повлиял на Голливуд?
Саруман против СССР! 5 неудобных фактов о британском актёре Кристофере Ли
Извращённая толерантность... Почему западные нам прививают неприязнь к чернокожим в кино?