Найти в Дзене
Прикосновения

«Я жил круто. Посылал гадов направо и налево». Жизнь и смерть «неудобного» актера Михаила Кононова

85 лет назад, 25 апреля 1940 года, родился актер Михаил Кононов (1940-2007) Уверен, многие со мной согласятся: Михаил Кононов – одна из самых противоречивых фигур в нашем кинематографе. С одной стороны, – безусловный талант, ни на кого не похожий трагикомический актер, создавший целую галерею любимых с детства героев. Простодушных, обаятельно чудаковатых, чья душа нараспашку… С другой, – полная им противоположность в жизни. Человек с ершистым характером, резких суждений и непредсказуемых поступков. И наша единственная встреча в 2001 году – яркое тому подтверждение. …Я приехал в Дом кино на встречу с замечательным питерским актером Евгением Леоновым-Гладышевым. И вдруг в фойе вижу: навстречу идет бритоголовый и, как показалось, не совсем трезвый Михаил Кононов. Сразу бросилось в глаза, что в его внешности от прежнего «Начальника Чукотки» или «Нестора Петровича Северова» мало что осталось. Его вид был ближе к «космическому пирату» Крысу из «Гостьи из будущего». - Пресса? – увидев меня, б

85 лет назад, 25 апреля 1940 года, родился актер Михаил Кононов (1940-2007)

Михаил Кононов. Фото из открытых источников
Михаил Кононов. Фото из открытых источников
Михаил Кононов. Фото из открытых источников
Михаил Кононов. Фото из открытых источников

Уверен, многие со мной согласятся: Михаил Кононов – одна из самых противоречивых фигур в нашем кинематографе. С одной стороны, – безусловный талант, ни на кого не похожий трагикомический актер, создавший целую галерею любимых с детства героев. Простодушных, обаятельно чудаковатых, чья душа нараспашку… С другой, – полная им противоположность в жизни. Человек с ершистым характером, резких суждений и непредсказуемых поступков.

И наша единственная встреча в 2001 году – яркое тому подтверждение.

…Я приехал в Дом кино на встречу с замечательным питерским актером Евгением Леоновым-Гладышевым. И вдруг в фойе вижу: навстречу идет бритоголовый и, как показалось, не совсем трезвый Михаил Кононов. Сразу бросилось в глаза, что в его внешности от прежнего «Начальника Чукотки» или «Нестора Петровича Северова» мало что осталось. Его вид был ближе к «космическому пирату» Крысу из «Гостьи из будущего».

- Пресса? – увидев меня, бодро воскликнул Михаил Иванович. - Напишите, что я навсегда ушел из кино. Я теперь бизнесмен и… – он на мгновение задумался, подбирая точное слово, и добавил многозначительно: - крупный бандит.

Кононов громко засмеялся, и направился в сторону ресторана Дома кино.

Вот собственно и вся «встреча». Хорошо помню, какой нестерпимой грустью от нее повеяло.

В фильме "Андрей Рублев", 1966 год
В фильме "Андрей Рублев", 1966 год
М. Кононов и его роли. Фото из открытых источников
М. Кононов и его роли. Фото из открытых источников

«КОНОНОВ И ДАЛЬ - ДВА САПОГА ПАРА»

Несмотря на то, что Михаил Иванович незадолго до смерти написал «автобиографическую книгу» – достоверных фактов его биографии нет. Если он и давал интервью (что бывало редко), то, как правило, о себе ничего не рассказывал, только пространно рассуждал «о смысле профессии» и «высоком предназначении артиста». Поэтому сведения о его семье, детстве и юности крайне скупые.

…Будущий актер родился в Москве 25 апреля 1940 года. Его родители приехали в столицу из деревни в середине 1930-х – в поисках лучшей жизни. Папа, Иван Михайлович, устроился швейцаром в гостиницу «Пекин», а мама, Мария Владимировна, - работала поваром. Жила семья в коммуналке.

О своем отце, по обрывочным данным вернувшемся с Великой Отечественной войны инвалидом, Михаил Иванович никогда не вспоминал. Каким он был, сколько лет прожил, где и когда похоронен, - неизвестно. А вот мать, хотя она была женщиной суровой, властной и с детства старалась держать сына в «ежовых рукавицах», - Кононов обожал.

Миша с мамой. Фото из открытых источников
Миша с мамой. Фото из открытых источников

Миша рано увлекся школьной самодеятельностью, прекрасно играл в любительских спектаклях. Маленького роста, белобрысый, смешной своей непосредственностью, со звонким голосом, он с детства слышал от одноклассников и взрослых, что «рожден быть артистом». И ему нравилось, что когда он на сцене, все внимание зала приковано к нему.

Кстати, многие «биографы» Кононова утверждают, что его одноклассником и другом детства был ныне известный актер и режиссер Андрей Смирнов, снявший знаменитую драму «Белорусский вокзал» (1971). Якобы они вместе писали сценарии для школьных спектаклей, ставили их на сцене и сами же играли главные роли.

Но это не так. Андрей Смирнов был на год младше Кононова, учился во французской спецшколе, в старших классах был принят во французский любительский театр при московском Доме учителя. А Кононов учился в обычной средней школе, занимался в драмстудии при городском Дворце пионеров. Никогда ни тот, ни другой не упоминали, что в детстве общались. Единственное, что их объединяло, - оба к выпускному классу твердо решили связать свою жизнь с творчеством. Правда, Смирнов поступал во ВГИК – на режиссерский, а Кононов – на актерское отделение театрального училища имени Щепкина при Малом театре.

Несмотря на серьезный конкурс, Михаил поступил в легендарную «Щепку» с первой попытки. Курс 1959 года, который набрал народный артист СССР Николай Анненков, получился выдающимся – однокурсниками Кононова были, например, Олег Даль, Виктор Павлов и Виталий Соломин. Эта четверка заметно выделялась с самого начала – преподаватели предрекали им большое будущее.

Во время учебы Михаил держался обособленно, ни с кем близко не сходясь. Пожалуй, ближе всех ему был такой же одиночка-правдоискатель, максималист, романтик и нигилист одновременно – юный Олег Даль. По воспоминаниям знакомых, это была «интересная» пара: тощий, долговязый (рост 185 см), нескладный, но с аристократическими манерами остро ироничный Даль и периодически отпускающий ядовитые реплики на вид простовато-наивный «студент с лицом ребенка» Миша Кононов. Оба кожей ощущали «фальшь и несовершенство окружающего мира» и не собирались с этим мириться. Говорят, их так и называли – «два сапога пара».

М. Кононов, начало 1960-х
М. Кононов, начало 1960-х
Во время учебы в театральном. Фото из открытых источников
Во время учебы в театральном. Фото из открытых источников

«ВСЯ ЖИЗНЬ - КАК СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ»

В 1963 году Кононов окончил театральное училище и был принят в труппу Малого. Однако в жестких рамках стационарного театра с его дисциплиной и обязательными «ступенями роста» в виде массовки и «кушать подано», ему было некомфортно - претило «быть как все». Однажды молодой актер не сдержался и при всех во время репетиции сделал дерзкое замечание легендарному «Чапаю» - актеру и режиссеру Борису Бабочкину. Слово за слово, разразился скандал, в результате которого Михаилу Кононову пришлось написать заявление об уходе.

«Выпускался я из Щепкинского училища исключительно как комедийный актер, - вспоминал свою юность Михаил Иванович. - В Малом театре, откуда пришлось уйти из-за дешевых закулисных интриг, официальными комиками числились только я и Игорь Ильинский. Ну, может быть, еще Витя Павлов. Вообще-то Кононов, по сути, настоящий трагикомический актер. У меня и жизнь вся - как смех сквозь слезы...»

Кадр из фильма "Приходите завтра...", 1962 год
Кадр из фильма "Приходите завтра...", 1962 год
С О. Далем в фильме "Первый троллейбус", 1963
С О. Далем в фильме "Первый троллейбус", 1963
С Ю. Никулиным в фильме "Андрей Рублев", 1966 год
С Ю. Никулиным в фильме "Андрей Рублев", 1966 год
В фильме "Начальник Чукотки", 1966 год
В фильме "Начальник Чукотки", 1966 год

Впрочем, театр он покинул без сожалений. К тому времени, а это был 1968 год, актер уже знал, что его стихия – кинематограф. Если первые роли, которые он сыграл еще студентом (например, в комедии Евгения Ташкова «Приходите завтра…» и мелодраме Исидора Анненского «Первый троллейбус»), были небольшими, то, начиная с 1964 года, Кононову предлагают главных либо ключевых героев.

Мне кажется, его «звездный час» пробил не в пронзительной драме Михаила Калика «До свидания, мальчики» (1964), а в героической трагикомедии Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» (1966). Помню, в детстве невероятные похождения «кононовского» писаря Алеши Бычкова, революционными ветрами заброшенного на край света и взвалившего на себя ношу «ответственного за Чукотку перед победившим пролетариатом», как будто магнитом притягивали к экрану.

А как же там хорош дуэт Кононов-Грибов! «Простодушный наивный мальчишка-романтик Бычков» и «ушлый, прожженный царский таможенник Тимофей Храмов» в исполнении великого мхатовца Алексея Грибова… Недавно пересматривал «Начальника Чукотки» – нельзя оторваться!

В том же 1966 году Кононов сыграл послушника Фому в исторической драме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Роль не главная, но именно эту свою работу он считал одной из лучших и ставил выше других.

Почему – понятно. Большинство режиссеров эксплуатировали его типаж – «милого и обаятельного парня из народа», а у Тарковского он сыграл глубокую драматическую роль.

С И. Чуриковой в фильме "В огне брода нет", 1967 год
С И. Чуриковой в фильме "В огне брода нет", 1967 год
В фильме "На войне как на войне", 1968 год
В фильме "На войне как на войне", 1968 год
С Л. Зайцевой в фильме "Здравствуй и прощай", 1972 год
С Л. Зайцевой в фильме "Здравствуй и прощай", 1972 год

«НЕНАВИСТНЫЙ НЕСТОР ПЕТРОВИЧ»

В 1960-1970-е Михаил Кононов был невероятно востребован. Красноармеец-философ Алеша Семенов – в военной драме Г. Панфилова «В огне брода нет» (1967), трогательный командир самоходки младший лейтенант Малешкин в фильме В. Трегубовича «На войне как на войне» (1968), любвеобильный Павлик еще в одном панфиловском шедевре «Начало» (1970), непутевый, мятущийся Митька в драме В. Мельникова «Здравствуй и прощай» (1972)…

И, наконец, учитель вечерней школы Нестор Петрович - в четырехсерийной комедийной мелодраме А. Коренева «Большая перемена» (1973). Роль, которая стала «визитной карточкой» Кононова, принесла ему всесоюзную народную любовь и славу, и которую он люто ненавидел всю жизнь – называл «безделушкой с фантасмагорическими бредовыми ситуациями и несуразным текстом».

Кадр из фильма "Большая перемена", 1973 год
Кадр из фильма "Большая перемена", 1973 год
Кадр из фильма "Большая перемена", 1973 год
Кадр из фильма "Большая перемена", 1973 год

На самом деле народ не обманешь - неслучайно более полувека «Большая перемена» в числе любимых фильмов. В ней многое сошлось: прекрасный актерский состав (Евгений Леонов, Ролан Быков, Лев Дуров, Светлана Крючкова, Наталья Гвоздикова Людмила Касаткина, Александр Збруев, Юрий Кузьменков, Савелий Крамаров и многие другие), талантливый сценарий, крепкая режиссура. Он - добрый, веселый, жизнерадостный, с изумительной музыкой Эдуарда Колмановского, с песней на все времена «Мы выбираем, нас выбирают…» на стихи М. Танича.

И, конечно, одна из главных удач – классный руководитель 9 «А» Нестор Петрович Северов в исполнении Михаила Кононова. Недаром во время первых показов по ТВ улицы «вымирали», а актеры, которых накануне никто не знал, наутро «проснулись знаменитыми».

Кстати, «возненавидел» эту роль Михаил Иванович не сразу, а когда понял, что стал для всех «Нестором Петровичем». Ведь стоило ему появиться на улице, слышал вслед: «Это же Нестор Петрович!» Это его страшно раздражало. Хотя во время съемок картины (пусть он иногда и капризничал и даже ссорился с режиссером из-за казавшихся ему дурацкими сцен), работал самозабвенно, не щадя себя, и своего героя полюбил. Кононов признавался автору сценария, писателю Георгию Садовникову, что «из этого учителя неплохой человечек выйдет».

«Справедливости ради надо сказать, что это действительно была не главная роль в его жизни, - рассказывал Георгий Садовников – один из немногих, с кем после съемок общался Кононов (они даже дружили семьями). - Миша хотел, чтобы о нем говорили как об актере, игравшем у Тарковского в «Андрее Рублеве» и у Панфилова в «Огне брода нет», а ему все время вспоминали эту, как он считал, безделку. В таком же положении оказался и Александр Збруев - его, звезду «Ленкома», несмотря на множество замечательных ролей в театре и кино, тоже чаще всего ассоциируют именно с его героем Ганжой. Но Саша смог отнестись к этому факту с юмором, а Миша - нет».

Кадр из фильма "Большая перемена", 1973 год
Кадр из фильма "Большая перемена", 1973 год
Коллаж кадров из фильма "Большая перемена"
Коллаж кадров из фильма "Большая перемена"

«ЗАКРЫТЫЙ КАК ШКАФ»

Многие коллеги Кононова признавали: он был человеком сложным, противоречивым. С одной стороны, натурой тонкой, чувствительной, - если загорался работой – творил чудеса. С другой... Авторитетов не признавал, запросто мог обвинить партнера в халтуре, в глаза назвать «бездарем», уйти со съемок. Режиссеров и сценарии выбирал придирчиво – сниматься только ради денег считал «преступлением».

И вообще был закрытым, некомпанейским, коллег сторонился, предпочитая компаниям и шумным посиделкам уединенное чтение. Себя называл «закрытым как шкаф, одиночкой».

«Он был человеком настроения, оно у него могло резко меняться, - вспоминала партнерша Кононова по «Большой перемене» Наталья Гвоздикова. - Мы были все молодые, на съемках происходило много чего забавного. Мы могли все вместе сидеть, смеяться, радоваться жизни... И вдруг в какой-то момент Миша - р-раз, - и закрывался, словно какой-то диковинный цветок...»

«Артистом Миша был «небесного свойства», прекрасным, штучным, не похожим ни на кого, - считала Инна Чурикова. - Он - бесхитростный и доверчивый, как ребенок. Но при этом умный и достаточно закрытый. Он общался только с теми, кого уважал. Говорил всегда прямо - кто талантлив, кто нет. И эта черта не всем нравилась. Миша был неудобным человеком».

Возможно, отчасти на его характер наложила отпечаток семейная трагедия.

В 1969 году Михаил познакомился с 18-летней начинающей фотомоделью, спортсменкой и красавицей по имени Наташа. Начал ухаживать, и вскоре молодые люди сыграли скромную свадьбу. Кононов к тому времени уже неплохо зарабатывал, на гонорар от «Начальника Чукотки» они с мамой из коммуналки переехали в отдельную двухкомнатную квартиру, в которую актер привел молодую жену.

Наталья Кононова. Фото из открытых источников
Наталья Кононова. Фото из открытых источников
М. Кононов с супругой Наташей. Фото из открытых источников
М. Кононов с супругой Наташей. Фото из открытых источников

Однако Мария Владимировна приняла невестку в штыки, считала ее недостойной сына. Начались взаимные обиды, скандалы, бойкоты… Оказавшись между двух огней, Кононов старался все уладить, но тщетно.

В день своего 30-летия, 25 апреля 1970 года, Михаил планировал раз и навсегда помирить двух любимых женщин. Накрыл праздничный стол и пошел звать маму… Открыв дверь ее комнаты, он увидел страшную картину: Мария Владимировна без признаков жизни лежала на полу, крепко сжимая емкость с ядовитой жидкостью для травли тараканов. Медики констатировали смерть от отравления – суицид…

Говорят, всю оставшуюся жизнь Кононов в этой трагедии винил себя и свою супругу.

С В. Невинным в фильме "Гостья из будущего", 1984 год
С В. Невинным в фильме "Гостья из будущего", 1984 год
Кадр из фильма "Начальник Чукотки", 1966 год
Кадр из фильма "Начальник Чукотки", 1966 год
С Н. Гвоздиковой в фильме "Большая перемена", 1973 год
С Н. Гвоздиковой в фильме "Большая перемена", 1973 год

«НЕ ИМЕЮ ПРАВА СНИМАТЬСЯ В ТАКОЙ ДУРИ»

За свою 45-летнюю карьеру Михаил Иванович снялся в 64 картинах. Успешно работал во всех жанрах: в комедии, трагедии, фарсе, фэнтези, драме, мелодраме, детективе, сказке... Озвучивал фильмы и мультфильмы.

Разумеется, у каждого зрителя свои любимые ленты с его участием, но мой рейтинг лучших ролей Кононова выглядит так.

Третье место – «космический пират» Крыс в детском фантастическом сериале Павла Арсенова «Гостья из будущего» (1984). Во многом именно их злодейский и одновременно комический тандем с Вячеславом Невинным (Весельчак У) сделали эту ленту культовой для нескольких поколений зрителей. Сцены погони, «разборок» между собой, волшебных перевоплощений в то в учительницу, то в медсестру и обратно – забыть невозможно…

Второе – писарь Алеша Бычков из «Начальника Чукотки». На мой взгляд, в этом фильме Кононов ярко продемонстрировал весь свой потенциал и открылся как большой актер.

Ну и, наконец, первое – как ни банально, - Нестор Петрович Северов из «Большой перемены». По причинам, изложенным выше.

Конечно, незабываемы и «В огне брода нет», и «На войне как на войне», и «Начало», и «Таежная повесть» (1979), и фильмы-сказки «Финист – Ясный Сокол» (1974), «Кольца Альманзора» (1977), и многие другие работы. Но то, как сыграл Кононов в этой «тройке»– просто блеск!

В фильме "Финист - ясный сокол", 1974 год
В фильме "Финист - ясный сокол", 1974 год
В фильме "Таежная повесть", 1979 год
В фильме "Таежная повесть", 1979 год
В фильме «Вокзал для двоих», 1982 год
В фильме «Вокзал для двоих», 1982 год

Несомненно: если бы не резкий, непримиримый характер, актер мог бы украсить еще немало фильмов. Но перестройку и «новое российское кино» он не принял категорически. С конца 1980-х и в 1990-е снимался в основном у старой, проверенной временем режиссерской гвардии – у того же Виталия Мельникова («Царская охота», 1990 и «Царевич Алексей», 1997), Андрея Кончаловского («Ближний круг», 1992 и «Курочка Ряба», 1994). От большинства предложений отказывался, какой бы гонорар не предлагали.

«Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области «ужастиков»!, - объяснял свою позицию Михаил Иванович. - Настолько все непрофессионально и нелепо, что я не имею права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже нет в живых… В Щепкинском училище мои однокурсники - Виктор Павлов, Виталий Соломин, Олег Даль - все отдавались искусству сполна!»

«КАЖДОЕ ЕГО СЛОВО ПРОНЗАЛО СЕРДЦЕ»

Однако жить им с женой было не на что – денег не хватало даже на еду. Поэтому в середине 1990-х, продав свою московскую квартиру, Кононовы переселились в деревню Бутырский хутор Истринского района Подмосковья. Михаил Иванович решил жить натуральным хозяйством, как он говорил, «садом-огородом». Заодно поставил цель – написать мемуары…

Он взялся за новое дело с энтузиазмом и гордился своими «мичуринскими» достижениями: помимо картошки, свеклы и капусты, выращивал на участке даже арбузы и виноград. Завел поросенка, планировал вырыть пруд и запустить в него карпов… Продав урожай на колхозном рынке или на трассе, мог себе позволить расслабиться - как и «положено в деревне настоящему мужику». Со временем до Москвы докатились слухи, что Кононов «нищенствует и пьянствует».

«Выглядел Миша ужасно, - вспоминал свою случайную встречу с Кононовым в конце 1990-х актер Малого театра Борис Клюев. – Он мне стал говорить: «Зато какая у меня капуста!» Он этот кочан привез в Москву и всем показывал».

А потом у актера стало сдавать здоровье, навалились болезни. Вести натуральное хозяйство оказалось не по силам... Михаил Иванович перенес инфаркт, периодически попадал в больницы. Завязал с алкоголем, но бросить курить не смог…

В фильме "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным", 1989 год
В фильме "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным", 1989 год
В фильме "Курочка Ряба", 1994 год
В фильме "Курочка Ряба", 1994 год
В сериале "В круге первом", 2006 год
В сериале "В круге первом", 2006 год

В этот момент Михаила Ивановича разыскал Глеб Панфилов. Один из любимых режиссеров без проб утвердил Кононова на роль хлебнувшего лиха в сталинские времена дворника Спиридона Данилыча в своем сериале «В круге первом» (2006) по роману А. Солженицына.

Как вспоминал партнер по фильму Евгений Миронов, на съемки Кононов приехал счастливым, но очень постаревшим.

«Это был настоящий старичок, - рассказывал Миронов. - Но глаза сверкали азартом, и играл он, полностью погружаясь в роль».

Инна Чурикова: «Это была настоящая актерская работа! Такие глубокие струны она затрагивала. Миша говорил там так, что каждое его слово пронзало сердце».

Роль дворника Спиридона Данилыча стала последней в биографии Михаила Кононова - «В круге первом» он снимался уже тяжело больным.

Чтобы быть поближе к врачам, Кононовы продали свой дом в деревне, купили скромную двухкомнатную квартирку в районе метро «Бабушкинская». Михаил Иванович хотел пристроить в какое-нибудь издательство свои мемуары, которые он назвал «Прости, жизнь, и прощай!», но везде получал отказы – «ничего жареного в рукописи не оказалось».

Последние месяцы актер жил по графику: неделя дома, неделя в больнице. Болезни усугублялись тем, что денег на лекарства не хватало.

«Миша восемь больниц прошел, и все без толку, - рассказывала супруга Наталья Павловна. - Чуть подлечат, возвращается, а потом опять начинаются боли - до крика».

Незадолго до смерти Михаила Ивановича видели на Ваганьковском кладбище, куда он «приходил к своему другу Олегу Далю».

«Последний раз Мишу видела за пару лет до его смерти, - вспоминала Наталья Гвоздикова. - Стояла зима, он был какой-то грустный. Спросила: «Ну как ты поживаешь?» Перекинулись двумя фразами, ничем не обязывающими, и расстались. А отошла от него, и как-то сердце сжалось. Он очень изменился внешне. Был каким-то… не хочу говорить «несчастным». Он выглядел каким-то очень сиротливым…»

…В конце июня 2007-го в тяжелом состоянии Михаила Кононова госпитализировали в московскую больницу № 20. Медики диагностировали «правостороннюю пневмонию». Более двух недель они боролись за его жизнь, но на фоне пневмонии развились сердечная недостаточность и тромбоэмболия. 16 июля 2007 года его не стало.

Наталья Кононова: «В воскресенье, 15 июля, его экстренно перевели в реанимацию, подключили к искусственному дыханию. А утром в понедельник мне уже звонят - сегодня в 10 часов 10 минут утра Миша умер... Сделать уже ничего нельзя было».

Последняя воля народного артиста России Михаила Кононова была исполнена – его кремировали. Урна с его прахом покоится в колумбарии Ваганьковского кладбища. Из известных коллег проводить актера в последний путь пришли только Борис Галкин и Людмила Зайцева.

«Я вполне счастлив, - признался Михаил Иванович в одном из последних интервью незадолго до смерти. - Никому не навредил. Жил и в искусстве, и в реальной жизни круто, независимо. Хотя и скромно. Посылал жутких хамов, гадов-непрофессионалов направо и налево! А люди меня помнят только за добрые роли в хороших фильмах. Получается, что прожил в искусстве, как по Станиславскому - честно, правдиво и в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами».

P.S. Напомню, что у автора канала вышла книга "Любимые актеры без грима и желтизны". Если кому-то интересно, вот ссылка: https://ridero.ru/books/lyubimye_aktery_bez_grima_i_zheltizny/freeText/#freeTextContainer

Мемориальная доска в колумбарии Ваганьковского кладбища. Фото из открытых источников
Мемориальная доска в колумбарии Ваганьковского кладбища. Фото из открытых источников
М. Кононов и его роли. Фото из открытых источников
М. Кононов и его роли. Фото из открытых источников
М. Кононов и его роли. Фото из открытых источников
М. Кононов и его роли. Фото из открытых источников