Найти в Дзене

Неизменный Чайковский

Академический симфонический оркестр Луганской филармонии провел гастрольный тур по городам Удмуртии с собранием сувенирной классики из произведений Россини, Грига, Брамса, Дворжака, Рахманинова, Прокофьева и Чайковского. Накануне двух концертов на малой родине Петра Ильича небольшое интервью для Удмуртской филармонии дал главный дирижёр коллектива из Луганска Александр Щуров. – «Очень люблю настоящую немецкую музыку – творчество Бетховена, Брамса, а Вагнера считаю идеалом в ней», – активируя разговор с маэстро, филармонический журналист оттолкнулся от фразы, сказанной однажды Александром Щуровым в общении с прессой. ­– Действительно, немецкая музыка занимает огромное место в моём сердце. Но если рассматривать мои музыкальные предпочтения гораздо шире, то по своей человеческой и профессиональной природе я являюсь меломаном, и в моём музыкальном мире это свойство вызывает во мне любовь к сочинениям, пожалуй, всех выдающихся композиторов прошлого и современности, – обобщил Александр Влади
Оглавление

Музыка Петра Ильича всегда звучит в программах симфонического оркестра из Луганска

Академический симфонический оркестр Луганской филармонии провел гастрольный тур по городам Удмуртии с собранием сувенирной классики из произведений Россини, Грига, Брамса, Дворжака, Рахманинова, Прокофьева и Чайковского. Накануне двух концертов на малой родине Петра Ильича небольшое интервью для Удмуртской филармонии дал главный дирижёр коллектива из Луганска Александр Щуров.

С эмоциями искренней радости

«Очень люблю настоящую немецкую музыку творчество Бетховена, Брамса, а Вагнера считаю идеалом в ней», – активируя разговор с маэстро, филармонический журналист оттолкнулся от фразы, сказанной однажды Александром Щуровым в общении с прессой.

­– Действительно, немецкая музыка занимает огромное место в моём сердце. Но если рассматривать мои музыкальные предпочтения гораздо шире, то по своей человеческой и профессиональной природе я являюсь меломаном, и в моём музыкальном мире это свойство вызывает во мне любовь к сочинениям, пожалуй, всех выдающихся композиторов прошлого и современности, – обобщил Александр Владимирович и гармонично перевёл беседу на тему очень важную для него самого и оркестра из Луганска в целом. На личность Чайковского и места его рождения. – Для всех музыкантов нашего оркестра, как и для меня тоже, возможность впервые побывать в Удмуртии в большом гастрольном туре и в Воткинске на малой родине Петра Ильича принесла эмоции искренней радости. Причём эти чувства были усилены сразу после первых двух наших концертов, когда публика в Сарапуле и в Ижевске устроила нам очень теплый и даже восторженный прием…

-2

Незабываемые события в истории и жизни оркестра

Эта реакция со стороны слушателей была вполне ожидаема и предсказуема ещё и потому, что коллектив из столицы Луганской народной республики привез в родниковый край программу, составленную из хитов русской и западноевропейской симфонической, оперной и балетной музыки.

– Изысканную программу из прекрасных миниатюр, – с улыбкой уточнил-добавил маэстро Щуров и снова сфокусировался на фигуре самого известного уроженца Воткинска. – Признаюсь, с особым трепетом и счастьем в этом туре мы каждый раз играли шедевры Чайковского. «Полонез» из оперы «Евгений Онегин», блестящую финальную сцену из балета «Лебединое озеро», или «Трепак» из «Щелкунчика» – другого удивительного балета вашего великого земляка. Как и его Серенаду для струнного оркестра, исполненную в музее-усадьбе Петра Ильича, что позволило нам напрямую приобщиться, прикоснуться и оказаться сопричастными к празднованию юбилея выдающегося композитора. Поверьте, что для всех нас это стало незабываемым событием в жизни, которое будет вписано в историю Луганского оркестра!

Кстати сказать, ровесника Великой Победы, потому как симфонический оркестр в Луганске был создан летом победного для всего советского народа 1945 года.

– Гастрольную поездку в Удмуртию мы приурочили именно к этой юбилейной дате и 80-летие оркестра станет одним из лейтмотивов в наших концертных программах уже в следующем сезоне, – подчеркнул дирижёр.

-3

Драматургия, смыслы и переживания Петра Ильича

После этого в третий раз за короткое время – уже с подачи журналиста – мы вернулись к магнетической фигуре главного виновника предстоящих 7 мая торжеств.

Раскройте, пожалуйста, ваше дирижерское и человеческое понимание и чувствование музыки Чайковского? – Александр Щуров не стал исключением в вопросе, который нынче Удмуртская филармония задает всем гостям.

– Музыка Петра Ильича импонирует мне своей драматургией, красочностью, многочисленными смыслами и теми глубокими личными переживаниями, и состояниями, которые композитор закладывал в свои произведения, а затем высказывал их людям. Отчасти для меня эти переживания понятны и близки. В целом же сочинения Чайковского занимают одно из главных мест в моей творческой биографии и напрямую связаны с оркестром Луганской филармонии. Всё таки свои первые шаги в дирижировании я сделал как раз с музыкой Бетховена и Чайковского, когда 2014 году только-только встав за дирижерский пульт Луганского оркестра, мы сыграли Сюиту из «Лебединого озера». А вот затем ни одна (!) из наших концертных программ не обходилось без творений Петра Ильича. Несмотря на то, что в течение минувшего десятилетия возникало множество факторов и поводов, диктовавших репертуарную политику оркестра, повторюсь, музыка Чайковского неизменно звучала и продолжает звучать едва ли не в каждом нашем выходе на сцену. Интересно, что в прошлом году в рамках большого гастрольного тура по России нам выпала честь сыграть музыку Чайковского в Рахманиновском зале Московской консерватории, когда в Скрипичном концерте Петра Ильича солировал Леонид Железный. И забегая немного вперёд, поделюсь, что вскоре после возвращения из Удмуртии домой нам предстоит снова сыграть Концерт для скрипки с оркестром Чайковского и солистом снова станет замечательный отечественный молодой музыкант Леонид Железный! Ну а если перечислять мои любимые произведения у Чайковского, то здесь я не открою Америки. Это хиты, которые находят отклик во всем музыкальном мире и пользуются заслуженной популярностью у всех театров и оркестров – опера «Евгений Онегин», вся балетная музыка – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Первый фортепианный концерт, названные мной Скрипичный концерт и Серенада для струнного оркестра.

-4

Маэстро, неравнодушный к танцу

В гастрольной программе гостей из Луганска в финно-угорской республике прозвучали знаменитые «Венгерские танцы» Брамса, и это позволило провести прямую и уместную тематическую арку к творениям… Белы Бартока и Золтана Кодая, музыку которых дирижёр тоже выделяет в кругозоре своих творческих интересов. Конкретизируя их вокруг бартоковского «Концерта для оркестра» и «Танцев из Галанты» Кодая.

А чем венгерская музыка трогает вас за душу? – обозреватель Удмуртской филармонии напоследок сделал этнологический акцент, оставшись в этом интервью в фарватере самых простых вопросов к собеседнику.

– В своем творчестве Бела Барток и Золтан Кодай увлекают меня своей харизмой, яркостью, оркестровкой и умением доносить музыкальный материал. И хоть я не балетмейстер и не артист балета, но как музыкант я не могу быть равнодушен к танцевальной музыке!

Вполне может быть, если проводить некие умозрительные параллели, то любовь к ритмичной танцевальной музыке в душе и ушах Александра Щурова была заложена… вибрафоном и другими инструментами из длинной линейки ударных, игру на которых он изучал и осваивал по своему первому музыкальному образованию. Сначала в училище, а потом в Луганской академии культуры и искусств имени Матусовского.

-5

Путь к успеху через чувство любви

– Всё может быть, – усмехнулся маэстро, не отрицая умозрение интервьюера и в завершении мимолетной встречи высказал мысль, которую можно было расценить в качестве одного из главных постулатов в его профессиональном кредо. – Любому человеку из мира искусства, если он занимается любимым делом, для того, чтобы передавать импульсы живых эмоций и смыслов исполняемого произведения для слушателей или зрителей, необходимо самому проживать их и пропускать через себя. Потому как во всей этой истории артисты выступают ретрансляторами, медиаторами или проводниками – называйте как угодно – между творцом и поклонниками его творчества. И мне представляется, что путь к успеху в большом искусстве зависит от того, насколько ты сам любишь то, что делаешь. И не только в общем смысле, но и в каждом конкретном моменте собственного творчества. Наверное, поэтому я люблю всю ту музыку, которую играю, что называется, здесь и сейчас. А иначе артистам станет невозможно достучаться до сознания и чувств публики, и тогда любое живое высокое искусство будет мало чем отличаться от тех «творческих продуктов», которые сейчас всё чаще создаются с помощью искусственного интеллекта…

Текст: Александр Поскребышев;
Фото: Анатолий Салтыков.