С тех пор как Андрей погиб в автомобильной катастрофе, жизнь его жены Яны превратилась в кошмар. Молодые люди поженились еще будучи студентами, строили планы на будущее и мечтали о том, что в один из дней съедут от свекрови и будут жить счастливо. Раиса Степановна была женщиной со сложным характером и всем пыталась указывать на недочеты, устанавливая собственные правила на каждом шагу.
Поначалу семья снимала комнату в общежитии, и несмотря на то, что денег не хватало, взаимоотношения между ними оставались по-прежнему теплыми. Но как только стало известно о том, что Яна ждет ребенка, Андрей принял решение переехать в дом к его маме. В доме достаточно комнат, а Раиса Степановна все равно живет одна уже больше 20 лет. Парень думал, что нрав матери остыл, она с возрастом стала мягче, да и новость о внуке ее точно обрадует.
Однако после переезда начались постоянные ссоры. Свекровь старалась изводить невестку, как только могла, даже не обращая внимания на заметно округлившийся живот. Андрей понимал, что так дальше продолжаться не может, и решил, помимо основной работы, еще подрабатывать извозом людей по ночам.
Появление малыша стало радостным событием только для родителей, свекровь же не упускала возможность высказаться колкими фразами. Постоянный стресс, недосып и еще множество факторов, которые явно не шли на пользу молодой семье. Возможно, это и стало причиной того, что Андрей уснул за рулем и попал в аварию. К сожалению, получив травмы, не совместимые с жизнью, парень погиб на месте происшествия.
Свекровь зашла в комнату невестки без стука и с претензией заявила:
- Что, так и будешь сидеть без дела? А кормить чем будешь своего отпрыска?
- Да как вам не стыдно? – со слезами на глазах еле выдавила из себя слова Яна.
- Мне стыдно? Я из-за тебя сына потеряла.
- Из-за меня? – с недоумением переспросила невестка.
- Ну а из-за кого же? Ты ж решила тут родить, не спросив, надо ли моему Андрюше. Да и сомневаюсь, что это вообще его кровинка, уж больно не похож.
- Я больше не хочу с вами говорить. Вы, даже потеряв сына, не стали добрее.
- А с чего это мне стать добрее к тебе? Ты никогда мне не нравилась. Посмотри, сидишь целыми днями в комнате, пользы никакой, работать не хочешь. Ты убила моего сына, вечно денег требовала, вот он без выходных и пахал.
- Я также, как и вы, Раиса Степановна, потеряла мужа, а Сережа и вовсе будет расти без отца.
- Не надо мне тут плакаться. Думай, как дальше жить будешь и главное где? – хладнокровно ответила свекровь.
- Вы же знаете, что Сережа еще совсем кроха, мне его деть некуда. – Яна надеялась увидеть в глазах женщины хоть каплю понимания.
- Это не мои проблемы! Даю пару месяцев и съезжай куда хочешь, мне посторонние люди в доме не нужны, - гневно заявила свекровь.
Как только Раиса Степановна вышла, Яна, будто понимая сложность ситуации либо от нахлынувших эмоций, громко разрыдалась. Сережа проснулся и начал тоже плакать. Она подошла к кроватке и, стараясь успокоить малыша, посмотрела в его голубые глаза, такие же ясные, как и у ее погибшего мужа. Времени было не так много, надо было что-то придумать. Денег действительно не было, а жить за что-то надо, да и растить сына.
По объявлению Яна нашла молодую студентку, которая за небольшие деньги предлагала посидеть с детьми. Хоть и было немало сомнений и переживаний, иного выбора не было. Чтоб пойти на работу, надо было решить вопрос с Сережей. Аня оказалась приятной девчонкой, которая действительно неплохо справлялась с обязанностями няни. Яна пошла работать бухгалтером, зарплата достойная, однако приходилось ездить в другой конец города.
Время истекало, и через несколько дней наступал тот самый день, когда свекровь собиралась выселить Яну с внуком.
- А что это ты вещи до сих пор не собираешь? – язвительно спросила Раиса Степановна, когда Яна пришла с работы.
- А мы с Сережей никуда не собираемся.
- Как это?
- А вот так.
- Не поняла. Да я вызову правоохранительные органы и вас живо с моего дома попрут, – озлоблена произнесла свекровь.
- Это вряд ли. Знаете, что мне на работе рассказали?
- Мне неинтересно это.
- А зря. Так вот, помните, меня Андрей прописал сюда, так как я с другого города и возникали некоторые нюансы с роддомом? А потом, когда Сережа родился, он его тоже сюда прописал.
- Вот знала, что Андрюша мой змею нашел, но что такую.
- Поэтому, пока я на ноги не стану, мы с сыном не уедем.
- Смотри на нее, ждать я еще буду. Не будет по-твоему, запомни.
Раиса Степановна громко хлопнула дверью комнаты. Ночь была бессонной. У Сережи резались зубы, Яна старалась его успокоить, но получалось плохо. Именно в ту ночь у свекрови и созрел план.
Утром Яна, как обычно, ушла на работу, к Сереже пришла Аня, которая должна была за ним присматривать весь день. Раиса Степановна вспомнила о том, что у ее подруги детства, которая жила всего в нескольких домах от нее, есть необходимые связи. Дочка подруги как раз работала в органах опеки и очень могла помочь Раисе Степановне разрешить ситуацию с невесткой.
Переговорив с подругой, Раиса Степановна решила действовать. В один из дней, пока Яна была на работе, а Сережа гулял на улице с няней, она зашла в их комнату. Увидев идеальный порядок, свекровь решила все разбросать, специально выпачкать детские вещи вареньем, раскидать игрушки, а некоторые и вовсе поломать. После этого она пошла на кухню и, собрав все детское питание, выкинула его в мусор. Подготовительные работы были сделаны, оставалась позвонить и вызвать опекунский совет, дабы они посмотрели на непутевую мать.
Этот день был выбран не случайно. Раиса Степановна подслушала, как невестка разговаривала по телефону с коллегой и обсуждала то, что завтра у их начальницы юбилей и будет праздничный фуршет. А это значит, что будут выпивать, это как нельзя кстати было бы к ситуации.
Когда органы опеки пришли в дом, то ужаснулись. В комнате невестки было все вверх дном, в одном из шкафов и под кроватью найдены бутылки из-под алкоголя. Холодильник тоже был пуст. После тщательного осмотра всех жилищных условий и, конечно же, слов свекрови, сомнений не оставалось. После прогулки вернулась Аня с Сережей, и тут началось продолжение. После опроса оказалось, что девушка просто студентка, которая не имеет специального образования, опыта и, соответственно, разрешения на то, чтобы заниматься ребенком. Самым лучшим для свекрови завершением дня стало возвращение Яны с работы. Естественно, что запах выпитого алкоголя, даже и не в таком большом количестве, был зафиксирован работниками опеки. Раиса Степановна не сомневалась в том, что теперь-то точно у нее отнимут ребенка. Девушку даже не стали и слушать, сказав о том, что поставят ее на учет и если подобное повторится хоть раз, то будет суд, на котором решат, может ли она выполнять свои родительские обязанности.
Утром Яна не пошла на работу, а осталась дома наводить порядки. Она зашла к свекрови и начала диалог:
- Мы с Сережей уедем сегодня же.
- А что случилось? – с ухмылкой произнесла свекровь.
- Надеюсь, вы станете от этого намного счастливее и добрее.
- Ты меня тут жизни не учи. Смотри, какая пигалица.
- Не могу понять, что я вам плохого сделала?
- Ты еще и спрашиваешь. Ты меня лишила сына, и я тебя лишу, так будет справедливо.
- Вы же знаете, что я не виновата, это был несчастный случай.
- Ага, как же, несчастный случай было с тобой связаться, моему Андрюше.
- Видимо, он недополучал от мамы любви и заботы, раз захотел жениться сразу же, как ушел от вас. – напоследок произнесла Яна и пошла собирать вещи.
Яна с сыном поехала жить к своей родственнице в соседний город. Органы опеки еще несколько раз наведывались к семье, однако все закончилось благополучно. А Раиса Степановна осталась совсем одна. Каждый день свекровь начали мучить кошмары, то ей снился умерший сын, то внук с невесткой. Просыпалась она в холодном поту. Однако женщина со своим скверным характером отвергала какие-либо мысли, думая, что была права.
Три года спустя.
Однажды Яне на телефон поступил звонок. Она, даже не посмотрев на номер, тут же ответила:
- Да.
- Яна, добрый день.
- Это кто? – спросила молодая женщина, хотя голос ей оказался до боли знаком.
- Не узнала?
- Нет.
- Это свекровь твоя, Сережина бабушка.
- Этого не может быть, у нас с Сережей нет никаких родственников. – ответила Яна и положила трубку.
Раиса Степановна хотела попросить прощения за все, что сделала, но невестка даже не захотела ее слушать. Спустя несколько дней старушку увезли в больницу с сердечным приступом. За все время к ней никто даже не приходил. Она лишь смотрела на других пациентов, к которым приходили дети, невестки и внуки. Она же осталась совсем одна. Совпадение это или же каждый сам выбирает свою жизнь? Через некоторое время Раиса Степановна умерла, так и не попав в стены родного дома. Несмотря на все недопонимания и обиды, даже после того, как она чуть не отобрала сына у невестки, только Яна откликнулась на звонок врачей. Она занялась похоронами и раз в год приходила навести порядки. Однако Сереже Яна так и не позволила приходить вместе с ней. Уж очень много боли и проблем принесла свекровь для них. Можно ли простить Раису Степановну после сделанного? Ответ на этот вопрос долгое время мучил Яну. Но она старалась об этом не думать, а наоборот не стать когда-то такой же, черствой и озлобленной.