Сегодня мы расскажем вам историю, от которой мурашки по коже. Историю о материнской любви, которая буквально вырвала из лап смерти будущую звезду советского кино. Да-да, речь о Георгии Буркове — том самом актере с грустными глазами, которого вы обожаете в «Печках-лавочках» и «Калине красной». Но знаете ли вы, что его могло не быть в нашей культуре вообще? Если бы не мама...
Мальчик, который должен был умереть
Представьте: Пермь, 1939 год. Шестилетний Жора Бурков только что вернулся с родителями из речного путешествия по Волге. Обычная советская семья: папа — рабочий на заводе (хоть и дослужится потом до главного механика), мама — домохозяйка с творческой жилкой. И вдруг ребенок заболевает. Температура, слабость, боли. Диагноз — брюшной тиф.
Для тех времен это почти приговор. Особенно для маленького ребенка. Мальчика срочно госпитализируют, и начинается настоящий ад. Шесть операций! Шесть! Без нормального наркоза — врачи боялись за сердце. После каждой Жора становился все слабее и слабее.
«Ребенок был худой, как скелет, и покрыт гнойными язвами, заткнутыми кусками бинтов»,
— так описывала состояние сына Мария Сергеевна Буркова.
А врач, заходя в палату, недовольно бурчал:
«А, опять этот…»
Мол, жив еще? И равнодушно вырывал из язв бинты, пока мальчик тихо стонал.
Материнский бунт
И вот тут происходит то, что мы в редакции называем «материнским бунтом». Когда Жору перевели в палату, которую все негласно называли «для смертников», и назначили седьмую операцию, Мария Сергеевна решилась на отчаянный шаг. Она просто забрала сына домой.
Представляете? Вопреки всем медицинским протоколам, вопреки угрозам и предупреждениям. Мать решила: если сыну суждено умереть, то пусть это произойдет дома, в любви, а не в холодной больничной палате.
Но на самом деле у нее был план. И какой! Мария Сергеевна не просто забрала сына — она сшила себе белый халат и с помощью знакомой медсестры проникла в больницу, чтобы лично увидеть , что происходит с ее мальчиком. Увиденное ужаснуло и придало решимости.
Народная медицина против официальной
Что делает мама, когда официальная медицина расписалась в бессилии? Правильно — берет дело в свои руки! Мария Сергеевна начала настоящую борьбу за жизнь сына.
Она нашла, где привозили копны сена для лошадей, и вытаскивала оттуда чемерицу — лекарственную траву, которая не росла в городе. Заваривала ее и промывала отваром гнойные язвы сына. Покупала на рынке живых кур (в те голодные годы!), сосед их забивал, а она варила крепкий бульон и из ложечки поила им Жорочку.
Дни складывались в недели, а прогресса почти не было. Но мать не сдавалась. И однажды произошло чудо — мальчик, который почти не реагировал на окружающий мир, увидел висевшую на стене картинку Кота в сапогах и тихо прошептал:
«Мама... котик...»
С этого момента началось выздоровление. Медленное, мучительное, но — выздоровление!
Мама как фундамент личности
Мы часто думаем, что великие актеры появляются из ниоткуда, просто с талантом в кармане. Но за каждым стоит история, часто — история семьи. Для Георгия Буркова мама стала не просто спасительницей, но и главным человеком в жизни.
«Я маменькин сынок»,
— без стеснения писал он в своем дневнике.
Мария Сергеевна была женщиной впечатлительной, заботливой, с хорошим воображением и решительным характером. Она увлекалась живописью, сочиняла стихи и романсы, прекрасно шила — от шляпки до шубы. Своего сына она обожала и ревностно оберегала.
Именно мама привила Жоре любовь к искусству. В военные годы, когда Ленинградский театр оперы и балета был эвакуирован в Пермь, она помогала расселять артистов, шила им костюмы. За это семье выдали пропуск для свободного посещения концертов. Десятилетний Жора знал наизусть все арии из репертуара театра и даже выступал перед ранеными в госпитале!
От смерти к звездной судьбе
Когда мы смотрим фильмы с участием Буркова — этого удивительного актера с «лицом спившегося русского интеллигента» (как однажды метко заметил Эльдар Рязанов) — трудно представить, что всего этого могло не быть. Ни ролей в фильмах Шукшина, ни работы с Рязановым, ни десятков других блестящих киноработ.
Если бы не мамина решимость, не ее безграничная вера и любовь, мы бы никогда не увидели этого уникального актера. А ведь он был действительно уникален — без театрального образования (в столичные вузы его долго не принимали из-за «неформатной» внешности), с пермским говорком и странной манерой держаться, он покорил сердца миллионов зрителей.
Кстати, когда Бурков наконец приехал в Москву и его взяли в Театр им. Станиславского, он выглядел так провинциально, что коллеги посмеивались. «В широких суконных штанах, красном свитере в белый горошек, стареньком рябом пальтишке, на носу очки. И с напомаженным коком!» — вспоминала его будущая жена Татьяна Ухарова. Оказывается, это мама его так нарядила и причесала: в ее представлении так должен был выглядеть настоящий актер.
Материнская любовь — самое мощное лекарство
История Георгия Буркова — это не просто история чудесного спасения. Это напоминание о том, что иногда материнская интуиция и любовь оказываются сильнее любых медицинских протоколов. Что иногда нужно идти против системы, чтобы спасти самое дорогое.
Мы часто говорим о звездных родителях, которые дали своим детям путевку в жизнь благодаря связям и деньгам. Но история Марии Сергеевны Бурковой показывает, что самый главный родительский дар — это безусловная любовь и готовность бороться до конца.
Георгий Бурков прожил яркую жизнь и ушел от нас в 1990 году, в возрасте 57 лет. Но благодаря маме, которая однажды сшила белый халат и пошла против всей системы, у него была эта жизнь. И у нас были его роли.
А вы знаете истории о родительской любви, которая творит чудеса? Поделитесь в комментариях!
Материал подготовлен на основе книги Ирины Кравченко «Актеры советского кино» и воспоминаний близких Георгия Буркова.
☕ Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!