В предыдущей статье мы начали разбирать вопрос о том, как в советскую (сугубо оборонительную) доктрину "прокрались" линкоры 23 проекта, которые в нее абсолютно не вписываются. В отечественной исторической литературе принято писать:
Программа по созданию «Большого флота» разрабатывалась начальником Морских Сил РККА флагманом флота 1-го ранга В. М. Орловым и начальником Военно-Морской академии флагманом 1-го ранга И. М. Лудри с конца декабря 1935 г., под непосредственным руководством самого И. В. Сталина.
Вра.. (пардон) Это "альтернативная правда". Отнюдь не И.В.Сталин был инициатором строительства линейных кораблей.
24 декабря 1935 года, после встречи с руководством Управления Военно-морских сил РККА и командующими флотов И.В.Сталин произнес фразу: «Вы сами ещё не знаете, что вам нужно»
До разговора с И.В.Сталиным, по заданию М.В. Орлова к декабрю 1935 г. ЦКБС-1 к выполнила предпроектны проработки шести вариантов линкоров (это прикидочные расчеты, не требующие большой трудоемкости).
После разговора с И.В.Сталиным, уже 24 декабря 1935 г. начальник ЦКБС-1 В.Л. Бжезинский ознакомил с разработанными материалами руководство Научно-исследовательского института военного кораблестроения (НИИВК). (До этого ведущий институт о "проработках" понятия не имел).
19 января 1936 г. начальник Морских Сил РККА флагман флота 1-го ранга В. М. Орлов направил наркому обороны СССР маршалу К. Е. Ворошилову и начальнику Генерального штаба РККА маршалу А. И. Егорову доклад за № 12сс о дальнейшем строительстве флота. Доклад предусматривал создание военно-морских сил численностью в 15 линейных кораблей (из них 3 старых), 26 тяжелых крейсеров, 20 легких крейсеров, 20 лидеров эсминцев, 155 эсминцев, 2 авианосца, 126 больших подводных лодок, 222 средних и 90 малых подлодок[424]. В целом, Морские Силы РККА должны были насчитывать 676 боевых кораблей общим тоннажем 1 727 тыс. тонн. Ответа на этот доклад не было. Его "приняли к сведению".
В феврале 1936 г. НИВКом (начальник Алякринский) была завершена
проработка «линейного корабля для Тихого океана». Институт, открыв "тему", так же выполнил предэскизные проработки корабля, ориентированного на борьбу с японскими линкорами. Было рассмотрено три варианта быстроходных (32-33 уз) кораблей водоизмещением 57000-68000 т с 9-12 орудиями ГК (406-460 мм), вторым калибром 130-152 мм и более сильным бронированием, рассчитанным на защиту от 406-мм снарядов, чем в проработках ЦКБС-1.
Эти "прикидочные" проекты представляют лишь "академический" интерес, потому, как даже некоторых калибров, которые хотели ставить на этот проект, даже в проекте не существовало.
Откровенно говоря, при внимательном разборе этих проектов, видно, что сделаны они левой задней ногой (не очень тщательно). Пушки огромных калибров, до 460-мм, броня толщиной 450-420мм да еще и скорость 33 узла в заявленное водоизмещение "не помещаются" в принципе. Замечу, что ЦКБС-1 подошел к вопросу более взвешенно. Их проработки ближе к реальности.
Но, опять же (повторюсь). Даже А.Васильев в своей книге про линкоры 23 проекта пишет:
Следует отметить, что все работы по линкорам, проводимые до выхода каких-либо правительственных решений по этому вопросу, велись в условиях строжайшей секретности, как и другие выполнявшиеся в то время Центральным аппаратом УМС и Генштабом РККА предварительные работы по проекту программы строительства «большого флота».
Все это "партизанщина" имени НАМОРСИ В.М.Орлова. 21 февраля 1936 г. были подписаны два отдельных ТТЗ на проектирование линейных кораблей (ЛК) для Тихоокеанского флота (ТОФ) и для Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Ради интереса привожу их результаты.
Но опять же, это предпроектные проработки. Это не проект. Следует заметить, что сам Николай Владимирович Алякринский выступил резко против создания кораблей подобного класса в принципе, и доказывал недостижимость указанных параметров. Против этой идеи выступал и заместитель начальника Морских сил РККА флагман 1 ранга Иван Мартынович Лудри. Но...
В отечественной исторической литературе есть еще одно "искажение" (скажем вежливо). Якобы следствием доклада за № 12сс от января 1936 года стала программа 1936 года в которой и оговаривалось строительство суперлинкоров. Цитирую:
В Наркомате обороны СССР проект судостроительной программы был рассмотрен и откорректирован. В частности, изменилось соотношение между тяжелыми и легкими крейсерами в пользу последних. В то же время, из программы были вычеркнуты авианосцы, подверглась сокращению численность лидеров, эсминцев и частично подлодок. В новом варианте программы военного судостроения был предусмотрен следующий состав кораблей основных боевых классов: 15 линейных кораблей (учитывая 3 линкора типа «Марат»), 22 тяжелых крейсера, 28 легких крейсеров, 18 лидеров эсминцев, 144 эскадренных миноносца, 112 больших подлодок, 210 средних и 90 малых подлодок. Всего флот должен был насчитывать 639 боевых кораблей общим тоннажем в 1 674 тыс. тонн.
17 апреля нарком обороны СССР маршал К. Е. Ворошилов доложил секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и председателю Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотову о программе строительства Морских Сил РККА на 1937–1943 годы. Непосредственным результатом стало принятие Советом труда и обороны СССР постановления «О программе морского судостроения на 1936 год»
Еще одна цитата:
27 мая 1936 года Совет труда и обороны (СТО) при СНК СССР принял постановление «О программе морского судостроения на 1936 год». Документ предусматривал строительство «большого флота». В течение 7 лет, то есть до 1943 года, планировалось создать 8 больших линкоров водоизмещением по 35 тыс. тонн с девятью 406-мм орудиями и скоростью в 30 узлов (линкоры типа «А») и 18 малых линкоров водоизмещением по 26 тыс. тонн.
Господа, текст документа (ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 9. Л. 1-4.) есть даже в сети. Постановление СТО СССР № ОК-95сс «О программе морского судостроения на 1936 г.» от 27 апреля 1936 года (даже дату переврали). Там про линкоры нет НИЧЕГО. Цитирую:
II. В целях унификации типов военных кораблей дальнейшей постройки: 1. Лидеры эсминцев типа «Ленинград» в количестве 6 ед. достроить и снять с производства. Начиная с 1936 г., закладывать лидеры нового типа «И». 2. Сторожевые суда, имеющиеся в производстве в 1936 г., закончить и снять с производства. 3. Снять с программы строительство базовых тральщиков, заменив этот тип кораблей быстроходными тральщиками. 4. Подлодки типа «Ленинец» (XI и XIII серии), водоизмещением 1100 т, закончить и снять с производства, заменив их новым типом подлодок КЭ‑9, водоизмещением 1460 т. 5. Подлодки типа «Шука», водоизмещением 600 т, закончить и снять с производства, заменив их подлодками типа «Н», водоизмещением 825 т.
И... все. Дальше уже речь о другом.
Да переговоры между наркомами уже шли, и Орлов неоднократно обращался к наркому тяжелой промышленности, в том числе и по вопросу закупки проекта за рубежом.
Так, например, 10 июня 1936 г. начальник Главморпрома Р.А. Муклевич телеграфировал делегации специалистов в Италии под руководством начальника ЦКБС-1 В.Л. Бжезинского.:
«Добивайтесь проекта Литторио. Нужен ЛК в 35000 т, это главная задача. Следующий проект должен быть такой: водоизмещение 26000 т, 9 - 305 мм, 16 - 130 мм, главная палуба не менее 125 мм, скорость 33-35 уз. Крейсер интересен... водоизмещением 21000 т, скорость 35 уз, главная палуба 100—
125 мм, борт не менее 200 мм. Ваши первые материалы не внушают доверия, остерегайтесь недоброкачественных материалов. Наиболее надежно получить проект строящегося корабля».
Но это были неофициальные переговоры.
20 июня 1936 года В. М. Орлов действительно представил на обсуждение в Политбюро ЦК ВКП(б) и в Совет Труда и Обороны СССР свой доклад, к которому были приложены "проработки".
Доклад, видимо, выглядел солидно, а потому, после обсуждения пролграма «крупного морского судостроения» была утверждена закрытым постановлением советского правительства 26 июня 1936 года. Откровенно говоря, оригинальный текст этой программы "раскопать" не удалось.
Более того, исходя из других документов, четко видно, что решения программы корректировались (и не раз). Но, я вынужден пользоваться данными. которые есть в доступе, а потому... (цитирую)
С учётом крейсеров, лидеров, эсминцев и подводных лодок, построенных и строившихся по планам первой и второй пятилеток, Программа «крупного морского судостроения» 1936 года предусматривало создание флота из 533 боевых кораблей основных классов общим стандартным водоизмещением около 1 млн 307,3 тыс. т. В общей сложности для четырёх флотов должны были быть построены: восемь «больших» линкоров типа «А», шестнадцать «малых» линкоров типа «Б», двадцать лёгких крейсеров, семнадцать лидеров эскадренных миноносцев, 128 эскадренных миноносцев, 90 больших, 164 средних и 90 малых подводных лодок. Наибольшее пополнение должны были получить Тихоокеанский и Балтийский флоты — по 415,1 и 400 тысяч тонн, или 232 и 137 кораблей основных классов соответственно. Черноморский флот должны были пополнить 98 кораблей основных классов тоннажем 352,6 тысяч тонн. Наименьшим количеством кораблей основных классов (66 ед.) должен был пополниться Северный флот
Я не знаю, насколько достоверны эти данные. Тем не менее, в нашей литературе принято писать:
Руководство Советского Союза, и в первую очередь сам И. В. Сталин, проявило большой интерес к программе строительства «Большого флота», следствием чего стала её серьезная корректировка. В итоге, было решено строить линкоры двух типов: стандартного типа «А» – проект 23 (водоизмещением в 35 тыс. тонн) и облегченного типа «Б» – проект 25 (водоизмещением в 26 тыс. тонн).
Объективно говоря, корабли такого водоизмещения, возможно, еще имели смысл, хотя сам Орлов придерживался других взглядов. Он писал Лудри:
«Из всех этих разработок наиболее интересны и актуальны для нас: 1. ЛК 35000 т - вместо варианта VI в 43000 т; 2. ЛК 55-57000 т - варианты III и V».
После этого действительно начались полноценные работы по линкору.
15 июля 1936 г. Наморси В.М. Орлов подписал "Решение об эскизах кораблей А
и Б", адресованное начальникам НИВКа и АНИМИ, которым предписывалось составление ТТЗ на эскизные проекты кораблей и их артиллерии закончить к 1 августа. Честно говоря, даже эскизный проект линкора за это время не сделать.
И, вот что интересно: Наморси предупреждал: «без моего утверждения никаких заданий по кораблям А и Б не выдавать. За основу ТТЗ по линкору типа А предлагалось принять ГК из 9 -406-мм, ПМК из 130-мм орудий, а ЗКДБ -
100-мм для первых кораблей, считая возможным переход в дальнейшем на 130-мм калибр».
Разработанные НИВКом проекты ТТЗ на линкоры А и Б были представлены в ОК
УМС 29 июля 1936 г., а уже 3 августа - утверждены Наморси В.М. Орловым.
Что просил для флота Наморси?
Линкор А
В соответствии с ТТЗ линкор А предназначался для:
«1. Нанесения сокрушительного огневого удара в артиллерийском бою главным силам возможного противника.
2. Мощной поддержки любых операций с тем, чтобы наличие в составе наших сил таких кораблей давало флоту уверенность в спокойном выполнении операций".
Для выполнения этих задач линкор был должен:
"1. Иметь возможность вести бой с любыми самыми мощными ЛК как существующими, так и имеющими быть построенными в ближайшие годы, имея при этом большие преимущества перед противником.
2. Быть надежно защищенным от артогня любых орудий.
3. Быть надежно защищенным от мин, торпед, авиабомб и химического нападения".
ГК принимался в составе 3 x 3 - 406-мм башенных артустановок с тремя команднодальномерными постами (КДП), имеющими каждый по два дальномера с 8-м базой. Кроме того, предусматривались главный и запасной центральные артиллерийские посты (ЦАП).
В качестве среднего калибра устанавливались 6 x 2 - 152-мм башен с 4 КДП (по два на борт) и двумя ЦАП. ЗКДБ включал 6 x 2 - 100-мм башен и МПУАЗО с тремя стабилизированными КДП и тремя центральными боевыми постами. Предусматривалось также 10x4 - 37-мм зенитных автоматов (которые тогда именовались «четырехорудийными гнездами») с местным управлением по целеуказанию от 1,5 м дальномеров, размещенных на «гнездах».
Боекомплект артиллерии должен был составить: ГК - 100, ПМК - 220, ЗКДБ - 300
и зенитных автоматов - 1800 выстрелов на ствол.
Авиационное вооружение включало четыре гидросамолета-разведчика-корректировщика, две катапульты и устройство для быстрого приема самолетов с воды.
Скорость полного хода устанавливалась не менее 30 уз (при запасе топлива на 20-24 часа полного хода). Дальность плавания (при водоизмещении на испытаниях) должна была соответствовать 20-24 час. полного хода, а при полном запасе топлива (включая топливо в отсеках ПМЗ) - 6000-8000 миль при скорости хода не менее 14 уз. Экипаж (вместе со штабом) устанавливался ориентировочно в составе: начсостав - 93 чел., младший начсостав - 250 чел., краснофлотцы - 1030 чел.
В ТТЗ очень подробно была подробно оговорена схема бронирования. Там было много всяких разных слов. Отметим только основные моменты.
Главный бортовой пояс в районе ГЭУ и артиллерийских погребов - 380 мм (углубление ниже ватерлинии - 1700 мм), второй (верхний) пояс в том же районе и борт в носовой оконечности по ватерлинии на протяжении около 50% длины носовой оконечности - 200 мм, траверзы цитадели: между средней и нижней палубами - 250 мм, ниже - 400 мм.
В качестве главной броневой определялась нижняя палуба (в цитадели - 135 мм, а над погребами ГК - 180 мм), средняя и верхняя палубы в цитадели назначались толщиной 50 мм и 30 мм соответственно. В оконечностях нижняя палуба должна была переходить в карапасную с толщинами 75 мм (в носу) и 50 мм - между кормовым траверзом и румпельным отделением (крыша - 135 мм, стенки - 250 мм).
Башни ГК должны были иметь лобовую стенку в 425 мм, заднюю - 250 мм, боковые - 280 мм, крышу - 270 мм и переборку внутри башни - 75 мм; башни ПМК и ЗДКБ - стенки и крыши - 100 мм, а башенки 37-мм автоматов - стенки и крыши по 37 мм. Барбеты башен ГК предусматривались в 425 мм, а башен среднегно калибра - в 75 мм.
Главная боевая рубка имела переднюю стенку 400 мм, боковые и заднюю - 380 мм и крышу - 250 мм. Две кормовые боевые рубки защищались 75-мм броней, КДП ГК имели: пол - 75 мм, стенки - 25 мм, крышу - 37 мм,а КДП ЗКДБ соответственно - 37, 20 и 20 мм.
Был ли во всем этом смысл? Сложно сказать. У британского 15-дюймового орудия на 18 километрах бронепробиваемось полубронебойным снарядом 279 мм (бронебойным и того выше).
Стандартное водоизмещение ЛК типа А было определено в 41500 т. Только есть нюанс: такое бронирование, как описано в ТТЗ, в 41500 т. никак не помещается (при всем желании).
И не помещается оно примерно на 10 тысяч тонн. Про скорость хода я деже не заикаюсь. Дано водоизмещение линкора типа "Литторио", но "итальянец" был скромнее и по калибру и по бронированию.
А так, для Дальнего Востока корабль мог бы и подойти (нужен он или нет - вопрос второй). Будем считать, что он был нужен "для представительства".
Линкор Б
Основное назначение линкора Б Наморси В.М. Орлов определил так: «Корабль должен на многие годы иметь возможность уничтожать всякие крейсера, включая корабли типа Дейчланд (ГК из 2 х 3 - 280 мм)». Исходя из этого, вооружение линкора Б должно было включать: 3 x 3 - 305-мм, 6 х 2 - 130-мм, 4 х 2 - 100-мм, 6 x 4 - 37-мм артустановок и четыре гидросамолета при двух катапультах. Главный броневой пояс предусматривался в 200 мм, верхний пояс и бортовой пояс в носу вне цитадели - 140 мм, суммарная толщина броневых палуб должна была составлять 150 мм (над погребами - 180 мм), скорость полного хода назначалась 35 уз, а стандартное водоизмещение - 26400 т.
В принципе, параметры вполне реальные, но и тот и другой проект весьма далеки от того, во что вылился "проект 23".
26 ноября 1936 г. Наморси В.М. Орлов утвердил «Дополнения и изменения ТТЗ на проектирование линкора А, предлагаемые при разработке общего технического проекта (ОТП)» и в тот же день В.М. Орловым были подписаны «Дополнения и изменения ТТЗ для линкора Б», предложенными к исполнению при разработке его ОТП (пр. 25), При этом стандартное водоизмещение повышалось до 30900 т, скорость полного хода - до 36 уз, а бронирование (в соответствии с эскизным проектом ЦКБС-1) заметно ослаблялось: второй пояс - со 180 до 140 мм, главная броневая палуба (ГПБ) со 100 до 90 мм (над погребами со 180 до 140 мм), платформа в носовой части с 75 до 50 мм, траверз с 250 до 230 мм, стенки румпельного отделения со 140 до 75 мм, а его крыша со 100 до 75 мм.
В принципе, и этот проект был реализуемым, но он был уже где-то на грани. Водоизмещение "Парижской коммуны" после модернизации составляла 30 тыс. тонн. Линкор имел предельную для Черного моря осадку: 9 метров.
В течение 1936-начала 1937 года шла разработка технического проекта. Согласно сводке, составленной главными наблюдающими в начале 1937 г., в КБ-4 над проектом 23 (Линкор типа А) работало 220 человек (120 корпусников и 100 механиков), а в ЦКБС-1 над проектом 25 (линкор типа Б) - 108 человек (40 корпусников и 68 механиков). И в принципе, то что "вырисовывалось" было вполне реализуемо, и вполне работоспособно. Да, требовались доработки, испытания, обкатка в опытовом бассейне (одних моделей было изготовлено более 100 штук)
Для технического проектирования ЦКБС-1 по линкору типа В рекомендовало вариант стандартным водоизмещением 32870 т, с 230-мм броневым поясом и 125-мм палубой, с ГЭУ мощностью 4 х 75000 л.с, обеспечивающей скорость хода 35,5 уз. В январе 1937 г. усиление бронирования корабля Б было санкционировано правительством.
А потом...
10 июля 1937 года был арестован В.М.Орлов.
Николай Владимирович Алякринский был арестован 11 июля 1937 года. В июне 1937 года его вызвали в Москву для доклада И. В. Сталину о создании нового опытового бассейна и приобретении за границей оборудования для него. Но едва он произнёс несколько фраз, как Сталин резко его оборвал, произнеся страшные слова: «Мы вам не доверяем».
10 июля 1937 года был арестован начальник управления кораблестроения Морских сил РККА Алякрицкий Борис Евгеньевич, инженер-флагман 2 ранга.
На следующий день — заместитель начальника управления вооружений Морских сил инженер-флагман 2 ранга Леонов Александр Васильевич. 10 августа 1937 года арестован Лудри. В январе 1937 года Бжезинский был командирован в США для проведения переговоров о получении технической помощи для постройки в Советском Союзе линейных кораблей.
В ноябре 1937 года был отозван из командировки и по возвращении в Москву — арестован и необоснованно репрессирован. Был приговорён к расстрелу, сидел в камере смертников, расстрел заменён на 10 лет лагерей.
Что послужило причиной "дружной" посадки всей команды, работавшей над линкорами? 28 мая 1937 года был арестован самый высокопоставленный поляк в Красной армии — недавний командующий всеми военно-морскими силами страны — Ромуальд Муклевич, который до ареста возглавлял программу строительства новых кораблей для советского флота.
Так все же, откуда родился совершенно бредовый проект 23, и почему его начали строить?