Данилов мост
На самом деле самых известных мостов с таким названием в Черногории, как минимум, два. И оба возведены по инициативе одного и того же человека - князя Данило.
Так, вблизи горы Зеленой, противоположные берега реки Мртвицы соединяет внушительный двухарочный каменный мост, датируемый 19 веком. Согласно сохранившейся памятной табличке переправу построил князь Данило в память о своей матери - Кристинье, родом из этих мест. Между прочим, с 1957 года Данилов мост 1858 года находится в списке памятников культуры.
Второй Данилов мост старше на целых пять лет и перекинулся через реку Црноевича в одноименном городке Риека Црноевича, соединяя его со средневековым городом Обод, расположенным на холме за рекой, где находилась первая южнославянская типография.
По правде говоря, мост в этом месте был и раньше - деревянный, построенный еще в начале 19 века дядей князя, последним духовным правителем Черногории Петром II Петровичем-Негошем, покоящимся нынче в мавзолее на вершине горы Ловчен. Однако обильные и объемные сезонные половодья раз за разом то разрушали деревянную переправу, то значительно подтапливали, а, бывало, и вовсе затапливали ее. И в 1853 году Данило, только-только ставший князем Черногории, приказал снести старый мост и построить новый каменный, посвятив его своему отцу Станко Петровичу. При этом, по указанию князя новый мост возводился вместе с домом на левом берегу, как единый архитектурный ансамбль. В народе технически и визуально единое сооружение за свои габариты и внушительный вид получило название "Мостина".
Говорят, изначально Данилов мост не имел по краям ограждений, и "каменные перила" были достроены уже позже. А еще говорят, что во время строительства, едва демонтировали леса, часть моста рухнула в реку. И тогда князь Данило принял простое, но крайне убедительное и эффективное решение. Он приказал в одну из арок вмонтировать железный крюк. А на вопрос удивленных каменщиков и мастеров "как это поможет укрепить сооружение?" обстоятельно разъяснил, что, если подобное повторится, пролет упадет или мост разрушится, то на этом самом крюке перевешает всех причастных к стройке. И уже второе столетие арочный Данилов мост, протяженностью в 43 метра, крепко и надежно упирается центральными опорами на громадный камень на дне реки и сегодня является одним из важнейших исторических культурных памятников и туристических достопримечательностей.
Царский мост
Визитной карточкой города Никшич и местной достопримечательностью по праву можно назвать один из красивейших мостов Черногории - Царев или Царский мост. Этот охраняемый государством арочный мост через долину реки Зета получил свое название в честь русского императора Александра III.
Инженерное сооружение из тёсаного камня возникло при правлении черногорского князя Николы Петровича-Негоша (будущего короля). После освобождения Никшича от турецкого ига в 1877 году и присоединения в 1878 году по требованию Российской Империи и решению Берлинского конгресса Восточной Герцеговины к Черногории, князь Никола хотел надёжно соединить город со всей страной. Будучи в добрых отношениях с русской династией Романовых, он обратился за финансовой помощью к правившему в России Александром III. Примечательно, что русский царь оплатил возведение моста зерном, а разработал крупнейший черногорский проект того времени хорватский архитектор Иосип Сладе.
Мост был заложен 23 мая 1894 года, строительные работы вели наёмные каменщики и военные, а по повелению князя Николы в фундамент каждой опоры положили по золотой монете. Строительство завершилось в рекордный 6-месячный срок. И так случилось, что день открытия моста, 20 октября 1894 года, совпал с днём смерти Александра III, грандиозное же сооружение получило официальное название "Мост царя Александра III".
В настоящее время протяженность Царева моста намного превышает ширину реки под ним. Значительная длина 270-метрового сооружения (на 90 см длиннее "Титаника") из 18 арок-пролетов объясняется очень просто: изначально к реке Зете в этой местности примыкало громадное болото, осушенное уже в XX веке. И в наши дни саму реку, заключённую в бетонные берега, фактически пересекает лишь один - самый высокий 13-метровый пролёт, и именно в этом месте построили небольшой пешеходный мостик. А по верхнему мосту проходит автодорога местного значения, связывающая расположенный севернее Никшич с расположенными южнее сельскими населёнными пунктами и достопримечательными объектами, такими как: старинный замок Пандурица и монастырь Острог.
Мост Джурджевича
Железобетонный арочный мост через реку Тара расположен на перекрёстке путей между городами Мойкавац, Жабляк и Плевля. Любопытный факт, но своё название мост получил не в честь какого-нибудь исторического деятеля или своего создателя. Джурджевич был просто богатым крестьянином, и его ферма находилась ближе всего к тому месту, где сейчас красуется величественный мост, но к строительству вошедший в историю фермер никакого отношения не имел.
Спроектировал же мост Мият Троянович, должность главного инженера проекта исполнял Исаак Руссо. На момент завершения строительства в 1940 году мост Джурджевича был самым большим автомобильным бетонным арочным мостом во всей Европе. Однако размеры инженерного сооружения впечатляют и сегодня: 5-арочный мост имеет длину 365 м., длина самого большого пролета составляет 116 м., а высота проезжей части моста над уровнем реки достигает 172 м.
Во время Второй Мировой войны большая часть нынешней Черногории, в том числе каньон реки Тара, попала под итальянскую оккупацию после немецкого вторжения в Югославию в апреле 1941 года. Чтобы предотвратить продвижение войск фашистской Италии, югославские партизаны в 1942 году решили подорвать мост. Операция готовилась под руководством одного из инженеров строительства -Лазаря Яуковича, а потому прошла успешно и весьма изящно: взрывом была уничтожена лишь крайняя арка, остальные пролеты остались в целости и сохранности. Таким образом, разрушение самого длинного пролета перерезало единственный переход каньона реки Тара в данной местности, что привело к остановке наступления итальянских войск. К сожалению, Лазарь Яукович был схвачен фашистами и расстрелян, но великому инженеру установлен памятник, который можно увидеть рядом с въездом на мост.
Позднее по описанным событиям были сняты военные киноленты: югославский фильм 1969 года "Мост" и британский - "Ураган с Навароне".
В следующий раз отправимся на север Черногории - заглянем в Черные глаза Дурмитора и узнаем про город под водой.