Найти в Дзене
Мисс Пуаро

«Иконы в чемоданах: Как контрабандисты грабили душу России»

Оглавление

В 1990-е годы, на фоне экономических потрясений и ослабления контроля над культурным наследием в постсоветской России, процветала контрабанда антиквариата, особенно православных икон. Одним из ярких эпизодов этого периода стало «Дело контрабандистов: Иконы из России», которое легло в основу документального фильма телекомпании НТВ из серии «Криминальная Россия» и книги Сергея Бывалова. Эта история раскрывает сложную сеть преступных схем, в которых переплелись алчность, международные связи и трагические судьбы.

Предыстория: Черный рынок икон

Иконы, как часть русского культурного и религиозного наследия, всегда привлекали внимание коллекционеров. В советское время вывоз таких ценностей за границу был строго запрещен, но с распадом СССР контроль ослаб, и иконы стали ходовым товаром на черном рынке. По данным НТВ, в начале XX века в России насчитывалось около 80 миллионов икон, но к концу века их осталось не более 20 миллионов, что свидетельствует о масштабах вывоза и хищений.

Особенно ценными считались иконы XVI–XVII веков, такие как произведения строгановской школы или редкие экземпляры эпохи Ивана Грозного. На западных аукционах, например, икона XVI века могла стоить от €70,000 до €120,000, а отдельные шедевры оценивались в миллионы рублей. Западный Берлин стал центром сбыта русского антиквариата, куда иконы переправлялись через сложные контрабандные схемы, нередко с участием дипломатов, освобожденных от таможенного контроля.

Сюжет дела

«Дело контрабандистов» разворачивается вокруг попытки вывоза крупной партии старинных икон из России в Германию. Центральной фигурой схемы, по данным оперативников, был Виктор Ляховский, бывший гражданин СССР, считавшийся главарем контрабандной сети. Его деятельность отслеживалась КГБ с 1990 года, когда органы госбезопасности начали фиксировать перемещение икон на Запад.

Ляховский сотрудничал с реставраторами Анной и Михаилом Буз, которые скупали иконы у пожилых людей в провинции по низким ценам. Эти иконы переправлялись в Москву, где военный юрист Юрий Климов разрабатывал планы их транспортировки за рубеж. Климов, как организатор, избегал прямых контактов с исполнителями, что снижало риск разоблачения. В схеме также участвовали посредники, такие как Галина и Михаил Эппель, которые организовывали передачу ценностей.

Ключевым эпизодом стала операция по переправке икон в Берлин, о которой КГБ стало известно благодаря агентурным данным. В этой операции участвовала женщина по имени Анна, предположительно Анна Буз, чья роль заключалась в реставрации и подготовке икон к вывозу. Однако сделка сорвалась: иконы были задержаны на таможне, а Ляховский, не сумев выполнить обязательства перед западными заказчиками, оказался в долгах. Вскоре после этого, в 1990-е годы, он был убит в Берлине, предположительно кредиторами.

Разоблачение и последствия

Оперативники КГБ и впоследствии ФСБ неоднократно пресекали попытки контрабанды икон. Например, в 1990 году была задержана партия из 1050 икон, а в 1992 году в Чкаловске (Московская область) сотрудники МБ РФ поймали контрабандистов, пытавшихся вывезти 66 икон стоимостью около 50 миллионов рублей на военно-транспортном самолете. Среди изъятых экспонатов была икона «Страшный суд» размером 150х120 см, представлявшая музейную ценность.

Следствие установило, что задержанные в Чкаловске были лишь курьерами, работавшими за 10% от стоимости груза, а истинные организаторы остались в тени. В случае с бандой Ляховского и Климова операция по задержанию также не увенчалась полным успехом: в сентябре 1990 года попытка поймать контрабандистов с поличным провалилась, хотя позже Галина и ее помощники были арестованы благодаря видеозаписям передачи груза.

Культурные и социальные аспекты

Контрабанда икон в 1990-е годы обнажила не только криминальные схемы, но и проблему сохранности культурного наследия. Многие иконы, вывезенные из России, были утрачены навсегда или осели в частных коллекциях. Например, иконы из коллекции американца Чарлза Панкова, купленные через аукционы, позже вернулись в Россию, но это скорее исключение.

Советские дипломаты, как отмечает директор Музея русской иконы Николай Задорожный, нередко участвовали в контрабанде, используя привилегии для перевозки икон в чемоданах. В то же время в самой России отношение к иконам в церквях порой было небрежным: древние образы могли осыпаться без реставрации, что подчеркивает контраст между духовной ценностью икон и их восприятием как товара на черном рынке.

Современное положение

Борьба с контрабандой икон продолжается. В 2021 году ФСБ передала в российские музеи более 60 культурных ценностей, включая редкие иконы XIX века, такие как «Всевидящее Око Божье» и «Введение Богоматери во храм». Однако черный рынок святынь остается активным: иконы подделывают, «улучшают» или распиливают для удобства транспортировки, как это было с иконой «Св. Власий Севастийский» в Брестском музее.

«Дело контрабандистов: Иконы из России» стало символом эпохи, когда культурное достояние страны оказалось под угрозой из-за алчности и слабого контроля. Эта история напоминает о необходимости бережного отношения к наследию и важности работы правоохранительных органов в его сохранении.