Найти в Дзене
Дальние горы

Над Хабаровским краем в середине апреля

16 апреля (а может быть и на день раньше) на Амуре начался ледоход. Мне повезло застать этот момент, будучи проездом в Хабаровске. Огромное множество льдин легко, словно пушинки, катит на себе могучая река. А иногда большое ледяное поле появляется из-за горизонта и угрожающе близко проходит мимо городской набережной. И если оно всё-таки цепляет берег, хрупкий подтаявший лёд не выдерживает напора и начинается торошение. Иногда ледяной вал далеко выпирает на берег, снося ограждение набережной. Но в этот раз большое ледяное поле проскочило метрах в 50 от хабаровского Утёса. Во всяком случае, пока я торчал на набережной, не в силах оторваться от созерцания сил природы. А на следующий день я продолжил любоваться Амуром уже с высоты 5000 м, с борта самолёта, улетающего на север. Далее буду просто комментировать фото. Восьмой километр от торца ВПП аэропорта Хабаровска. Шасси и закрылки убраны, тяжело гружёный самолёт медленно набирает высоту. Перелетаем первую речку на пути - р. Чёрная Речка.

16 апреля (а может быть и на день раньше) на Амуре начался ледоход. Мне повезло застать этот момент, будучи проездом в Хабаровске. Огромное множество льдин легко, словно пушинки, катит на себе могучая река. А иногда большое ледяное поле появляется из-за горизонта и угрожающе близко проходит мимо городской набережной. И если оно всё-таки цепляет берег, хрупкий подтаявший лёд не выдерживает напора и начинается торошение. Иногда ледяной вал далеко выпирает на берег, снося ограждение набережной. Но в этот раз большое ледяное поле проскочило метрах в 50 от хабаровского Утёса. Во всяком случае, пока я торчал на набережной, не в силах оторваться от созерцания сил природы.

А на следующий день я продолжил любоваться Амуром уже с высоты 5000 м, с борта самолёта, улетающего на север. Далее буду просто комментировать фото.

-2

Восьмой километр от торца ВПП аэропорта Хабаровска. Шасси и закрылки убраны, тяжело гружёный самолёт медленно набирает высоту. Перелетаем первую речку на пути - р. Чёрная Речка.

-3

В нижней части снимка - протока Кривая, это уже пойма Амура. Хорошо видно всё оз. Петропавловское. Острый мысок - это м. Свечинский. Рядом с ним, слева, зал. Петропавловский. А у правой рамки фото - село Свечино.

-4

В 30 км от ВПП перелетаем Амур. Высота уже несколько км, и река с такой высоты уже не кажется очень широкой. Справа, в Малышевской протоке виден речной порт. А непосредственно на берегу Амура - Сикачи-Алян со знаменитыми петроглифами, доисторической наскальной живописью.

-5

Ниже п. Троицкое Амур делится на большие протоки, образуя огромный остров Бандарен. Слева от Бандарена - прот. Кафа. Справа собственно Амур. Там, где он делает излом, из него вытекает прот. Ченка, на которой расположена Лидога. В Лидоге начинается автодорога до Ванино и Советской Гавани. Это одно из шоссе, пересекающих горный хребет Сихотэ-Алинь и выходящих к Японскому морю.

Вокруг о. Бандарен образовались ледяные заторы. Течение Амура уходит на север, лёд здесь немного прочнее и хуже поддаётся.

-6

Внизу город Амурск. Этажа, примерно так, с тысяча семисотого))) Амур здесь разбивается на протоку Старый Амур, которая, в свою очередь - на протоки Галбон, Падалинская, Сандинская. Где какая, даже не знаю.

Население Амурска 37 тыс. человек, но с высоты он, кажется, занимает совсем немного места.

-7

Приближается Комсомольск-на-Амуре. Протоки собираются здесь в одну мощную струю, прижимающуюся к сопкам правого берега. В этом месте построен совмещённый авто-железнодорожный мост, самый нижний на Амуре. Возможно, мост входит в ТОП-3 российских мостов, под которыми самый большой среднегодовой расход воды.

-8

А это уже Комсомольск-на-Амуре, крупный дальневосточный город с населением 234 тыс. чел. Здесь пока что самое неприглядное время года. Снег сошёл, а зелени ещё нет. Амур здесь ещё не освободился ото льда.

-9

Долго ли, коротко ли, но самолёт оказался над озером Чукчагирским. Это крупное дальневосточное озеро знаменито Чукчагирскими островами, крупнейшими озёрными островами Дальнего Востока. Слева - о. Джалу, справа - о. Годбаньки. Острова занимают площадь ок. 20 кв. км. Высокие, несколько десятков метров. Покрыты лесом.

-10

Справа - зал. Мета. В центре - м. Миваки. Слева виден небольшой остров Нантакган. Населённых пунктов и автодорог к озеру нет, добраться сюда действительно сложно.

-11

Ближе к побережью Охотского моря показались горы. Это хребет Магу в наиболее высокой его части. На снимке - высшая точка, гора Сыран (1252 м). Гора куполообразная, вершина покрыта горными тундрами. Сейчас здесь всё под глубоким снегом.

-12

Вообще, снега здесь всегда выпадает много. Несмотря на небольшую высоту над уровнем моря, видны остатки ледниковых форм - кары, моренные склоны с оползневыми террасами, как в центре снимка, в верховьях р. Трудный. А за острым водоразделом хр. Магу, наверху снимка, видны истоки крупной речки Ульбан, впадающей в одноимённый залив Охотского моря, которое скоро покажется.

-13

Сопки Тугурского полуострова. За ним - воды Ульбанского залива. Приливы и отливы здесь большой амплитуды. Полоса песчано-илистой осушки достигает трёхкилометровой ширины. Припай во время отлива ложится на морское дно, а над глубокими водами видны дрейфующие льды.

-14

Горный хребет Укурунру, протягивающийся по Тугурскому п-ову, "вонзается" в море острым высоким мысом Укурунру. Наверное, знатные здесь бывают шторма, сулои и водовороты. По фото не скажешь, но на самом деле сопка по центру снимка достигает высоты 770 м. Представляю, какой живописный вид открывается оттуда!

-15

Небольшой остров Северный, Шантарского архипелага. Расположен в 2 км к востоку от о. Беличий. Площадь 0,238 кв. км. Размеры 800 на 340 м. Высшая точка расположена на высоте 134 м над ур. моря, берега скалистые и обрывистые.

-16

А когда я увидел остров Кусова, то чуть не подпрыгнул от восторга. Наконец-то мы пролетали рядом, и не было облачности. Такой шанс выпал впервые за десяток полётов над Шантарами. Остров очень интересный. Площадь всего 7,8 кв. км, зато высота достигает 651,8 м над уровнем моря! Кусова расположен на приличном расстоянии от ближайшего берега о. Бол. Шантар - в 14 км. Несмотря на большую высоту, центральная часть острова ровная и по ней стекает на запад крупный ручей. Если бы не он, то остров был бы неприступен с моря. Но ручей смог сформировать напротив своего устья конус выноса, на котором находится километровый пляж. Единственный на почти 11-километровом скалистом побережье. На фото он виден почти у кромки иллюминатора.

Жаль, но следующий на север о. Прокофьева я так и не увидел. Самолёт пролетел прямо над ним, и как я не привставал с сиденья и не заглядывал вниз, ничего кроме льдов не было видно.

Поглядел зато на о. Меньшикова - самый далёкий и мористый на Шантарах. Но снимок помещать не буду, так как остров был далеко и вышел невнятной полоской на горизонте.

-17

А затем потянулась бескрайняя равнина открытого Охотского моря. Ледяные поля разной конфигурации, полыньи... Прошёл час, пошёл второй, а внизу только бесконечное море, уходящее за горизонт.

-18

За всё время попалось только одно интересное место с геометрически ровными льдинами, сложившими ромб в полынье.

-19

Наконец самолёт начал снижение, пересёк береговую линию и приземлился в аэропорту Охотска. В Охотском районе в середине апреля ещё всё под снегом.

-20

На этом заканчиваю обзор Хабаровского края с юга на север. Спасибо за внимание!