Найти в Дзене
PerfectioMi

Нацистский меч ковался в СССР? Разбор исторического мифа

Оглавление

Флаг СССР и Нацистской Германии
Флаг СССР и Нацистской Германии

Споры о том, действительно ли Советский Союз участвовал в создании военной мощи нацистской Германии, продолжаются уже несколько десятилетий. Книга Юрия Дьякова и Татьяны Бушуевой "Фашистский меч ковался в СССР", опубликованная в 1992 году, вызвала бурную дискуссию среди историков и общественности. В этой статье мы подробно разберём факты о советско-германском военном сотрудничестве в 1920-1930-х годах, его масштабы и реальное влияние на формирование военной машины Третьего рейха.

Исторический контекст сотрудничества

После поражения в Первой мировой войне и подписания Версальского договора 1919 года Германия столкнулась с жёсткими военными ограничениями. Ей запрещалось иметь военную авиацию, танковые войска, подводный флот, а численность сухопутной армии (рейхсвера) ограничивалась 100 тысячами человек, включая не более 4 тысяч офицеров. В этих условиях Германия искала пути обхода ограничений, а Советская Россия, также оказавшаяся в международной изоляции после революции, нуждалась в технологиях и промышленном развитии.

16 апреля 1922 года две страны подписали Рапалльский договор, который стал основой для экономического и военного сотрудничества. Ещё раньше, в начале 1921 года, командование рейхсвера сформировало "Зондергруппу Р" для взаимодействия с Красной Армией в военно-промышленной сфере. Это сотрудничество было взаимовыгодным: Германия получала возможность готовить кадры и испытывать технику в обход Версальских ограничений, а СССР — доступ к немецким технологиям и опыт в военном строительстве.

Одна из страниц Рапалльского договора. Открытый источник.
Одна из страниц Рапалльского договора. Открытый источник.

Основные проекты советско-германского сотрудничества

На территории СССР было создано три ключевых объекта для совместной военной подготовки и испытаний:

  • Авиационная школа в Липецке (1925-1933) — здесь проходили подготовку немецкие и советские лётчики. За восемь лет работы школа подготовила около 120 немецких пилотов и 100 наблюдателей, а также 16 советских лётчиков и 45 механиков. Все самолёты были немецкими и относились к устаревшим моделям, таким как Fokker D.XIII.
Авиационная школа в Липецке (1925-1933). Открытый источник
Авиационная школа в Липецке (1925-1933). Открытый источник

  • Танковая школа Кама под Казанью(1929-1933) — за четыре года работы подготовила всего 30 немецких офицеров-танкистов и около 100 советских. Среди обучавшихся здесь был будущий создатель немецких бронетанковых войск Гейнц Гудериан.
Танковая школа Кама под Казанью. Открытые источники
Танковая школа Кама под Казанью. Открытые источники

  • Химический полигон "Томка" (1927-1933) — здесь проводились совместные эксперименты с боевыми отравляющими веществами, но их результаты не нашли применения во Второй мировой войне.
Химический полигон "Томка". Открытый источник
Химический полигон "Томка". Открытый источник

Важно отметить, что все эти объекты финансировались и оснащались немецкой стороной. Например, стоимость Липецкой авиашколы оценивается в 2 миллиона золотых рублей, внесённых Германией.

Масштабы сотрудничества: мифы и реальность

Сторонники тезиса о том, что СССР "выковал фашистский меч", часто преувеличивают масштабы этого сотрудничества. Рассмотрим факты:

  • Количество подготовленных специалистов: всего через советские объекты прошло около 120-130 немецких лётчиков и 30 танкистов. Для сравнения: к началу Второй мировой войны люфтваффе насчитывали около 4,000 самолётов и десятки тысяч пилотов.

  • Техническая отдача: советские военные руководители, включая Ворошилова, неоднократно жаловались на устаревший характер немецкой техники, предоставляемой для обучения. В то же время СССР получил доступ к некоторым технологиям, которые помогли в развитии собственной авиации и танкостроения.

  • Хронологические рамки: все совместные проекты были свёрнуты к 1933 году — моменту прихода Гитлера к власти. Никакого сотрудничества с нацистским режимом в военной сфере не велось.

Как отмечает историк Игорь Пыхалов, название книги Дьякова и Бушуевой уже содержит подмену понятий: сотрудничество велось с рейхсвером Веймарской республики, а не с вермахтом нацистской Германии. В 1920-е годы предсказать приход Гитлера к власти было невозможно, а сама НСДАП тогда считалась маргинальной группировкой.

Кто больше выиграл от сотрудничества?

Анализ показывает, что это сотрудничество было взаимовыгодным, но с некоторыми оговорками:

Для Германии:

  • Возможность обходить Версальские ограничения
  • Подготовка кадров для будущих люфтваффе и танковых войск
  • Сохранение военных традиций и преемственности

Для СССР:

  • Доступ к военным технологиям и методикам подготовки
  • Развитие собственной авиационной и танковой промышленности
  • Обучение советских специалистов (хотя и в меньших масштабах)

Как отмечается в одном из документов: "Однако этот меч был обоюдоострым и ковался обоими тоталитарными государствами: 'сталинским' СССР и фашистской Германией. В годы второй мировой войны он, подобно бумерангу, обрушился в конечном счете и на народы СССР, и на народы Германии".

Почему сотрудничество было прекращено?

Основные причины свёртывания совместных проектов в 1933 году:

1. Приход к власти Гитлера и изменение внешнеполитического курса Германии

2. Отказ Германии от соблюдения Версальских ограничений и открытое создание вермахта

3. Ухудшение советско-германских отношений

4. Ограниченная полезность объектов для СССР в условиях развития собственной военной промышленности

Как отмечает военный историк, "после прихода нацистов к власти Германия отказалась от соблюдения Версальского договора, вследствие чего отпала и необходимость в объектах, подобных Липецкой авиашколе, 'Каме' или 'Томке'".

Заключение: правда ли, что "нацистский меч ковался в СССР"?

Имеющиеся исторические данные позволяют сделать следующие выводы:

1. Сотрудничество действительно существовало, но оно велось с Веймарской Германией, а не с нацистским режимом, и было прекращено до прихода Гитлера к власти.

2. Масштабы помощи сильно преувеличены — подготовленные в СССР немецкие специалисты составляли мизерную долю от общей численности будущего вермахта и люфтваффе.

3. СССР также получал выгоды от этого сотрудничества в виде технологий, опыта и подготовки собственных кадров.

4. Название книги Дьякова и Бушуевой содержит историческую неточность — оно создаёт ложное впечатление о прямой помощи сталинского режима нацистской военной машине.

Как отмечает критик книги, "ни один приведенный в сборнике документ не указывает на помощь Сталина Гитлеру и НСДАП. Увы, к несказанному горю Суворова, на наших полигонах тренировали офицеров рейхсвера, а не вермахта и даже не штурмовиков".

Таким образом, тезис о том, что "нацистский меч ковался в СССР", является значительным преувеличением и упрощением сложных исторических процессов межвоенного периода. Реальное сотрудничество между рейхсвером и Красной Армией носило ограниченный и взаимовыгодный характер, а его влияние на военную мощь нацистской Германии было минимальным.