Сегодня в нашей рубрике балканская страна – Словения. О коллаборационизме на территории этой части бывшей Югославии известно не так много, как, например, о приспешниках нацистов из Хорватии или Албании, однако и на этих территориях нашлись те, кто сражался под знаменами рейха.
Контекст
Вторжение иноземных армий в Югославию вселило надежду на независимость словенским националистам. Управлявший Словенией бан Марко Натлачен уже вечером 6 апреля 1941 г. собрал представителей основных словенских буржуазных партий в Любляне. На этом собрании представители партий образовали Словенский национальный комитет (Slovenski Narodni svet) — прообраз будущего правительства независимой Словении. Комитет обратился к командованию частей Югославской королевской армии с требованием объявить расположенные в области военные части Словенской национальной армией. Офицеры королевской армии отказались пойти на это, и комитет объявил о создании т. н. Словенского легиона из националистов. Однако уже через несколько дней мечта о независимости погибла под сапогами иностранных захватчиков.
На территорию Словении вторглись немецкие и итальянские войска. Части Словенского легиона сопротивления захватчикам не оказали. В итоге Словения была разделена захватчиками. Раздел был официально закреплен циркуляром Министерства иностранных дел Германии от 21 мая 1941 г. Согласно этому документу, большую часть Словении захватила Германия. Верхняя Крайна, Нижняя Штирия и часть Нижней Крайны административно присоединялись к немецким областям Каринтия и Штирия. Венгрия получила Прекомурье и словенскую часть Междумурья; Италия — земли Внутренней Крайны и большую часть Нижней Крайны с Любляной.
На территории Словении, присоединенной к Германии и Венгрии, оккупантами была начата политика онемечивания и омадьяривания. Лишь итальянцы на подвластной им территории Люблянской провинции пытались заигрывать со словенскими националистами.
Части словенской самообороны в Люблянской провинции
В мае 1942 г. итальянские оккупационные органы начали организовывать части словенской самообороны (Vaske Straze). Эти части формировались по территориальному принципу и получали название по месту своей дислокации. Коммунистические партизаны называли эти отряды «Белой гвардией» (Bela Garda). 6 августа 1942 г. в Люблянской провинции были образованы отряды Добровольческой антикоммунистической милиции (MVAC). Основой милиции стали отряды самообороны и так называемый «Легион смерти», созданный из четников и членов словенских буржуазных партий. В сентябре 1942 г. в состав милиции вошли также остальные отряды словенских четников — «Синяя гвардия» (Plava Garda). К концу 1942 г. общая численность достигла 4500 человек. А летом 1943 г. в рядах милиции уже было 6000 человек.
Заключение Италией перемирия с союзниками стало отправной точкой в создании словенских национальных сил. 10 сентября 1943 г. немецкие войска заняли Люблянскую провинцию. В этот же день на территории ряда итальянских и словенских провинций немцами была официально образована оперативная зона Адриатического побережья (OZAK — Operationszone Adriatisches Kiistenland).Верховным комиссаром зоны был назначен гауляйтер Каринтии обергруппенфюрер СС Фридрих Райнер. По его распоряжению начальником районной администрации Люблянской провинции был назначен бывший бригадный генерал югославской армии Леон Рупник, получивший титул президента провинциальной администрации.
24 сентября 1943 г. Рупник на основе частей милиции образовал Словенский легион обороны (Slovensko Domobranska Legija) из трех батальонов. Спустя 6 дней, 30 сентября 1943 г., Словенский легион был переформирован в Словенские вооруженные силы (Slovensko Domobranstvo). Однако все замыслы Рупника были спутаны вмешательством группенфюрера СС и генерал-лейтенанта полиции Эрвина Розенера, являвшегося высшим руководителем СС и полиции в Альпенланде.
Розенер вынудил Рупника отказаться от руководства домобранством и от проведения мобилизации. Вместо мобилизации он предлагал комплектовать домобранство по принципу добровольности. Был образован организационный штаб словенского домобранства во главе с полковником Францем Кренером. Под руководством Кренера началось широкомасштабное формирование частей домобранства, в результате которого численность домобранства увеличилась до 10 500 человек.
В марте 1945 г. части домобранства были реорганизованы. Был сформирован новый 6-й батальон, чуть позже был расформирован 3-й батальон «Митте». В боях эти части участвовали уже в другой оперативной зоне, о чем ниже
Словенские подразделения в оперативной зоне
Адриатического побережья
Словенские подразделения формировались и за пределами Люблянской провинции. 29 ноября 1943 г. Фридрих Райнер официально разрешил организовывать части словенской самообороны в трех итальянских северо-восточных провинциях OZAK. Этому событию предшествовало прибытие в Триест полковника Антона Кокали, из-за интриг Розенера смещенного с поста инспектора словенского домобранства в Люблянской провинции. Результатом этого явилось создание 12 ноября 1943 г. Словенского корпуса национальной безопасности (SNVZ — Slovenski Narodni Varnostni Zbor), в обиходе этот корпус обычно назывался Приморским домобранством (Primorsko Domobranstvo). В отличие от Люблянской провинции в ряды домобранства Приморья почти сразу началась мобилизация. Полковник Кокали был назначен инспектором SNVZ. Главной задачей словенского корпуса должна была стать борьба с партизанами. Уже 18 декабря 1943 г. состоялся первый бой словенского патруля с коммунистическими партизанами.
Первая рота SNVZ была сформирована в Триесте уже после начала 1944 г. Результаты проведенной мобилизации были достаточно скромные, в основном из-за слабой пропаганды среди местного словенского населения. Полковник Кокали, осмыслив результаты мобилизации, обратился к генералу Рупнику с просьбой прислать на побережье опытных пропагандистов из Любляны. Генерал откликнулся на просьбу, и в начале февраля 1944 г. в район Триеста на бронепоезде прибыла рота пропаганды подпоручика Душана Ленсчака. В составе этой роты насчитывалось 70 человек. С приходом весны 1944 г. на побережье стали прибывать новые добровольцы из Любляны. Это можно объяснить тем, что численность домобранства в Люблянской провинции превысила 10 000 человек и немцы, опасаясь дальнейшего увеличения численности словенских частей, стали направлять новобранцев на побережье.
Численный рост домобранства начал беспокоить партизан, и они чаще стали нападать на отряды словенской самообороны. 5 июня 1944 г. 30-я партизанская дивизия напала на городок Раздото, в котором стояли гарнизоном 4-я рота верманншафта СС и 5-я рота SNVZ. Штурм был отбит. В середине августа 1944 г. партизаны устроили взрыв казарм домобранства в Толмине. Несмотря на сильное повреждение казарм при взрыве, никто из словенских добровольцев не погиб.
1 сентября 1944 г. 9-й партизанский корпус атаковал Черны Врх, где в тот момент находилась в качестве гарнизона 15-я рота SNVZ поручика Йозефа Якоша. Партизаны обрушили на городок шквал артиллерийского огня, а затем начали атаку. Основными очагами сопротивления домобранства были церковь, школа, старые казармы карабинеров и дом священника. Силы были слишком неравны, и к 18 часам сопротивление словенцев было сломлено. Командир роты и большинство его подчиненных погибли.
Во второй половине декабря 1944 г. 1-й и 2-й батальоны словенского полка участвовали в крупномасштабной операции по уничтожению 9-го партизанского корпуса. Операция получила кодовое название «Адлер». Вопреки всем ожиданиям партизанским частям удалось избежать окружения и уйти от преследования.
В феврале—марте 1945 г. словенские части вновь участвовали в крупной антипартизанской операции «Рубезал». Противником опять был 9-й партизанский корпус. Как и в предыдущей операции, немцы не смогли уничтожить партизанские отряды. Несмотря на потери, 24 марта 1945 г. из ряда частей 1-го ударного полка был образован 2-й словенский ударный полк SNVZ, однако шестью днями позже он был уже расформирован.
В последний месяц войны бои партизан с домобранством шли с особым ожесточением. В конце апреля части SNVZ упорно обороняли три ключевые деревни — Офлико, Синий Врх и Предмейо. Деревни штурмовала 30-я партизанская дивизия. 26 апреля деревни были заняты. 28 апреля 1945 г. части партизан атаковали гарнизон SNVZ в Триесте и заставили его оставить город. Другие части Приморского домобранства пытались собраться у Горицы, но атаки партизан воспрепятствовали этому. Части SNVZ не хотели сдаваться партизанам и потому начали прорываться навстречу союзникам. Некоторые словенские роты сдались англичанам у деревушки Фари, а другие прорвались на территорию Австрии и там также капитулировали перед союзниками.
Словенские подразделения на территории,
присоединенной к Рейху
После провала политики онемечивания словенцев и их набора в немецкие формирования в Штирии и Каринтии немцы были вынуждены изменить свое отношение к словенцам. Летом 1942 г. немцы начали организацию так называемых антибанд (Gegenbande, словенское — Protibande) из словенцев. Антибанды были по своей сути наемными отрядами, находившимися в подчинении командира полиции безопасности. Помимо ежемесячного оклада эти словенцы получали премии за каждого пойманного партизана и за найденные партизанские стоянки. Всего немцами было создано 5 антибанд.
Создание словенских частей самообороны в Верхней Карниоле (нем. — Oberkrainer Selbschutz, слов. — Gorensko domobranstvo) началось в конце 1943 г. Первые посты самообороны были организованы в районе прежней итало-немецкой демаркационной линии. Изначально самооборона была тесно связана с гестапо, служащие гестапо играли заметную роль в формировании, обучении и руководстве самообороны. Главной задачей самообороны была борьба с партизанами, помимо несения охранной службы, добровольцы патрулировали прилегающую к постам местность, участвовали в антипартизанских операциях. Формирование словенских частей на присоединенной к Рейху территории было с радостью встречено словенцами. В ряды самообороны вступали не только словенцы, дезертировавшие из немецкой армии, но и перебежчики от партизан, причем последние продолжали вступать в ряды самообороны вплоть до конца войны.
В апреле 1944 г. сформированная в рядах самообороны ударная рота была отправлена в Штирию, где вошла в состав 25-го полицейского полка СС. Посты самообороны тем временем отражали участившиеся атаки партизан. В боях с партизанами части самообороны достигли весьма скромных успехов, в основном из-за подавляющего превосходства последних. В марте 1945 г. части самообороны приняли участие в последнем немецком наступлении на территории Верхней Карниолы. Несмотря на потери, понесенные в боях с партизанами, численность самообороны росла и к концу войны достигла 2600 человек. 21 января 1945 г. Национальный комитет принял решение о создании на основе отрядов домобранства Словенской национальной армии В итоге большинство частей Словенской национальной армии оказались в мае 1945 г. в Австрии, где уже традиционно произошла их сдача в плен англичанам. Которые, кстати, в итоге выдали их югославским властям. Участь словенских националистов была предсказуема – они были казнены по большей части
Таким образом, словенские коллаборационисты отметились своими действиям только в рамках Балканского полуострова против своих соотечественников. Современная трактовка их действий в Словении сводится прежде всего к борьбе с коммунизмом и мнимой борьбе за независимость страны, а о преступлениях против мирного населения и то ,ч то они сотрудничали напрямую с нацистами предпочитают не вспоминать. Тем не менее, факт остается фактом – несмотря на ограниченную роль немалое число словенцев пошло служить новой «коричневой» власти и присягала на верность свастике.