Найти в Дзене
Воздушные бои

Истребительные полки ВВС Черноморского Флота. Заключение. Список источников и литературы

ВВС Черноморского Флота.  Последними полками в нашем обзоре будут полки ВВС ЧФ. Если пилотам СФ и КБФ в литературе повезло, то пилотам ЧФ повезло меньше. Конечно, им тоже посвящены статьи и исследования, однако в целом сравнить количество материала, посвящённого пилотам двух других Флотов, с материалами про пилотов ЧФ, невозможно. Начнём мы с того, что расскажем про структуру ВВС ЧФ и вкратце познакомим с полками, которые входили в их состав. В начале Войны все истребители ЧФ входили в состав 62 иабр. Она и представляла всю Войну истребительные силы ЧФ, правда в 43 году стала 4 иад.  В начале Войны бригада имела три полка в составе – 8, 9 и 32. В основном эти полки имели на вооружении устаревшие и-16 и и-153, только в 32 иап было несколько МиГов, которые ещё не успели освоить. Однако полкам ВВС ЧФ повезло с командирами. Так, 8 иап командовал Константин Иосифович Юмашев, опытный и инициативный пилот. Он постепенно добился частичного перевооружения своего полка на более современные «

ВВС Черноморского Флота. 

Последними полками в нашем обзоре будут полки ВВС ЧФ.

Если пилотам СФ и КБФ в литературе повезло, то пилотам ЧФ повезло меньше. Конечно, им тоже посвящены статьи и исследования, однако в целом сравнить количество материала, посвящённого пилотам двух других Флотов, с материалами про пилотов ЧФ, невозможно.

Начнём мы с того, что расскажем про структуру ВВС ЧФ и вкратце познакомим с полками, которые входили в их состав. В начале Войны все истребители ЧФ входили в состав 62 иабр. Она и представляла всю Войну истребительные силы ЧФ, правда в 43 году стала 4 иад. 

В начале Войны бригада имела три полка в составе – 8, 9 и 32. В основном эти полки имели на вооружении устаревшие и-16 и и-153, только в 32 иап было несколько МиГов, которые ещё не успели освоить. Однако полкам ВВС ЧФ повезло с командирами. Так, 8 иап командовал Константин Иосифович Юмашев, опытный и инициативный пилот. Он постепенно добился частичного перевооружения своего полка на более современные «Яки». Правда, ещё долго на вооружении полка были и более старенькие поликарповские машины. Увы, в этом была беда всех флотских полков: часто на их вооружении были самые разные самолёты. 32-м иап командовал Наум Захарович Павлов, тоже прекрасный организатор и практик. Он быстро смог преобразовать свой полк в отличное боевое соединение, причём к осени его пилоты уже воевали на «Яках». Однако начальству больше нравился 8 иап, куда были переведены многие хорошие пилоты из других полков ВВС ЧФ (например, Авдеев из 32 иап, Алексеев из 9 иап). Как читатель помнит, в ВВС ВМФ всегда было сильное разделение между полками по силе, и в ВВС ЧФ решено было сделать элитным именно 8 иап, который весной 42 года стал 6-м гиап. Впрочем, нельзя сказать, чтобы 32 иап стал плохим полком. Как мы увидим, этот полк сохранил хороший состав и в 43 году был единственным полком ЧФ, который полностью был пересажен на ленд-лизовскую «Кобру». 

9 иап, хотя и считался более слабым полком, чем 8 и 32 иап, и долгое время воевал на устаревшей технике, в целом тоже к 42 году стал достаточно сильным боевым коллективом, причём получил подпитку от пилотов 101 оиаэ. Эта эскадрилья была создана на основе учебных частей ЧФ летом 41, воевала на и-16, командовал ей отличный ас Давид Ефимович Нихамин, который создал очень сильный коллектив, одержавший ряд побед в небе Крыма. Осенью 41 года она была ликвидирована, а Нихамин и его орлы оказались в 9 иап. Хотя вооружение 9 иап долгое время оставалось очень разнородным, тем не менее в целом полк воевал неплохо.

Нихамин Давид Ефимович
Нихамин Давид Ефимович

Остальные полки ВВС ЧФ известны очень мало. Это 7 иап, 62 иап и 25 иап. Они не могли похвастаться ни сильным вооружением, ни выдающимися асами в составе, выполняли исключительно функции чернорабочих, неся достаточно высокие потери. Таким образом, в основном наше исследование будет касаться 8 (6 гиап), 32 (11 гиап) и 9 иап. 

В 41 году ВВС ЧФ пришлось вести тяжёлые бои на юге Украины и в Крыму. Пик их пришёлся на осень 41 года. Основным противником была JG77. Это была одна из лучших эскадр немцев. Особенностью её была отличная организация боя, а также бой «на максимум». Вступив в бой, пилоты эскадры не ограничивались наскоками, а бились до последнего, стараясь нанести максимальные потери противнику. В то же время, и сама эскадра несла немалые потери, в том числе среди асов. В конце концов, сюда были переброшены части JG3 и JG52. Было ясно, что JG77 в одиночку с Советскими ВВС не справляется. 

Основным противником немцев в Крыму были именно пилоты ЧФ. Конечно, помогали черноморцам и части армейской авиации, например ВВС 51 армии, в составе которых было несколько толковых полков. Но в целом основная нагрузка ложилась на пилотов ЧФ.

Первого серьёзного аса JG77 черноморцы сбили 1 августа в районе Григориополя. При сопровождении СБ Васильев Александр Алексеевич на и-16 сбил имевшего уже 14 побед на счету Хорста Бохманна из JG77, на тот момент одного из ведущих асов эскадры. Он попал в плен. Васильев служил как раз в 101 оиаэ. 25 августа Шаркевич Егор Архипович из 8 иап вообще на и-15, даже не на «чайке», сильно повредил самолет будущего аса Вильгельма Буркхардта, причём бой вёл против сразу нескольких бф-109. Но эти бои были прелюдией к по-настоящему ожесточённым боям, которые вспыхнули в сентябре. 

Бои эти были непростые, пилоты ЧФ несли в них ощутимые потери. Но не то что не выглядели статистами, а сами одержали целый ряд красивых побед. 

"Чайка" из состава 8 иап ВВС ЧФ с надписью "Смерть фашизму". На вооружении полков ЧФ долгое время оставались эти устаревшие самолёты
"Чайка" из состава 8 иап ВВС ЧФ с надписью "Смерть фашизму". На вооружении полков ЧФ долгое время оставались эти устаревшие самолёты

20 сентября, например, Наумов Николай Александрович из управления ВВС ЧФ при сопровождении бомбардировщиков, выждав момент, стремительно атаковал лидера вражеской группы и сбил. В прицел его попал имевший 13 побед Эрнест Бэр, он не смог покинуть самолёт с парашютом и чудом выжил при падении. Это был один из видных асов JG77 на тот момент. Отметим, что не только Наумов сработал хорошо, но и пилоты сопровождения, которые смогли связать боем нападающих и не допустить их до бомбардировщиков. Наумов, служа в управлении и будучи в авиации ещё с конца двадцатых, активно летал на задания и одерживал победы. Случай не частый. Впрочем, в ВВС ЧФ большинство командиров полков были хорошие практики. 

24 сентября немцы пережили форменный разгром, потеряв четыре своих самолёта в бою с 101 оиаэ и 32 иап. В том бою они действовали на редкость несогласованно, что привело к потере сразу двух выдающихся асов, которые столкнулись друг с другом. Столкновение было следствием атаки пилота 32 иап, Михаила Васильевича Авдеева, выдающегося аса ЧФ. Ойген Винтергерст, имевший 20 побед, и Хервиг Зузик, 13 побед, попали в плен. Отметим, что, в свою очередь, пилоты ЧФ в боях действовали весьма согласованно. Конечно, не каждый бой заканчивался успехом, все же многие пилоты ЧФ не имели опыта и воевали на устаревших машинах. Но, вне зависимости от результата, пилоты ЧФ вели бои до конца, даже понеся потери, бой продолжали, не бросали никогда свои бомбардировщики и, как видим, добивались порой успехов. 

Редкое фото Героя Советского Союза Михаила Васильевича Авдеева на фоне "Яка".
Редкое фото Героя Советского Союза Михаила Васильевича Авдеева на фоне "Яка".

26 сентября 101 оиаэ на и-16 выиграл начисто бой у 5 отряда «червовых тузов», сбив двух пилотов в групповой схватке. Один из них, сильный ас Эрих Фридрих, имевший уже 13 побед на счету, был серьёзно ранен. Отличились пилоты Хряев Василий Ильич и Васильев Александр Алексеевич. Васильев, напомним, тот самый пилот, который сбил Бохманна, он же одержал 24 сентября одну из побед. 

После некоторого перерыва боевые действия возобновились активно в октябре. И для многих асов этот месяц стал последним. 9 октября (немцы ошибочно датируют 8 октября) погиб второй ас эскадры Курт Лассе, имевший 39 побед. Он якобы столкнулся с другим асом, Робертом Хелмером, в ходе боя, но это, по имеющимся документам, сомнительно. Отличился Юмашев Константин Иосифович, командир 8 иап, который, как видим, был не только отличный организатор, но и хороший практик. Эта победа, без сомнения, была самым ярким успехом черноморцев в 41 году. 

Увы, в другом бою в тот день разъяренные немцы смогли жестоко ответить пилотам ЧФ, сбив сразу пять самолётов из разных полков. Погиб лучший на тот момент ас ЧФ – Аллахвердов Аршак Ашатурович, имевший 7 побед на счету, также был тяжело ранен Васильев Александр Алексеевич, ещё один выдающийся ас, отличившийся 6 раз, в строй уже не вернулся. Немцы слегка переборщили с заявками, но, видимо, Аллахвердова сбил Курт Уббен, претендовавший на три победы за бой, а Васильева Фридрих Блаурок. 

15 октября сбит был очередной ас JG77 – Вильгельм Баумгартнер, имевший 17 побед, и попал в плен. К сожалению, он из него смог сбежать. Любопытно, что сбил его пилот малоизвестного 62 сап (в будущем 62 иап) – Бабаев Борис Сергеевич. 

JG77 так и не смогла, несмотря на все её усилия, не то что уничтожить ВВС ЧФ, но даже серьёзно ослабить. Напротив, здесь именно той осенью появился целый ряд окрепших в боях асов, которые в будущем были лидерами ВВС ЧФ. Это и Гриб, и Авдеев, и Алексеев, и Ватолкин, и Нихамин, и Войтенко, и Хряев, и многие другие. Сама JG77 разрывалась между Крымом и Ростовом, и сюда пришлось бросать сразу две группы – II/JG3 и III/JG52. Тактика боя сразу же изменилась, о чем говорили и пилоты ЧФ. Если раньше немцы активно вступали в групповые изнурительные бои, теперь они чаще удовлетворялись внезапными атаками, которые были не очень эффективны против весьма внимательных и хорошо организованных пилотов ЧФ. Но именно внезапные атаки без вступления в групповой бой были тактикой JG52 и JG3. 

Пилоты 32 иап ВВС ЧФ. Этот полк, хотя и уступал 8 иап, но был также очень хорошим и слаженным соединением
Пилоты 32 иап ВВС ЧФ. Этот полк, хотя и уступал 8 иап, но был также очень хорошим и слаженным соединением

В целом, эти эскадры потери если не слишком большие, однако 23 октября при сопровождении Пе-2 Шелякин Константин Дмитриевич из 8 иап сбил Эвальда Дюнна из JG52, одного из лучших асов, имевшего 23 победы, он попал в плен. Месяц закончился ранением пилота 8 иап Войтенко Стефана Ефимовича, воевавшего на и-153 в составе 8 иап и одержавшего на нем целых 4 победы. К тому времени он пересел на и-16. Сбил его ас JG77 Хорст Мароцке. К счастью, Войтенко выжил и впоследствии стал одним из лучших асов ЧФ. 

К ноябрю боевая активность здесь снизилась, но бои не прекращались всю зиму, пусть и не очень ожесточённые. 2 ноября был сбит в бою унтерофицер Фриц Шмидт из 9 отряда JG77, имевший 6 побед на счету, начинающий ас. Он смог тогда дотянуть до своих и совершить посадку на брюхо. Отличились пилоты 9 иап ВВС ЧФ Катров Александр Иванович и Елохин Павел Александрович. Через два дня Шмидту повезло меньше, он не вернулся из вылета на разведку погоды, но, видимо, тут уже советские пилоты не при чем.

А 6 ноября был сбит в ходе боя с «ЛаГГами» фельдфебель Эдуард Искен из 7 отряда «алых сердец», имевший 14 побед на счету, ранен в бою. Немцы решили, что его сбили огнем с земли. На самом деле, сбил аса Ватолкин Лев Константинович, лётчик 9 иап ВВС ЧФ.

Итоги сурового 41 года были для черноморцев в целом обнадеживающими. Несмотря на серьёзные потери, пилоты ЧФ окрепли в этих боях, отработали групповую тактику, взаимодействие звеньев между собой, причём из разных полков. В этом, кстати, особенность всех флотских истребителей: во всех трех флотах разные полки были способны вести совместный бой. Отметим высокую объективность пилотов в оценке результатов и явный приоритет личных заявок над групповыми, как и на СФ. JG77 потеряла целый ряд асов ранеными, убитыми и попавшими в плен. Серьёзно пострадала и матчасть этой эскадры. ВВС ЧФ показали себя лучше, чем, скажем, ВВС 51 армии, которые тоже вели здесь бои и понесли такие большие потери, что временно потеряли боеспособность. 

В 42 году ВВС ЧФ работало в небе Севастополя всю весну и начало лета. Особенно активные боевые действия здесь шли в апреле, середине мая и начале июня. После этого было длительное затишье, произошла эвакуация из Севастополя, ВВС ЧФ в боях осени 42 года принимали очень малое участие, в основном отражая не очень частые налеты противника на порты в Краснодарском крае. 

Отметим попутно, что битва за Севастополь стала последней битвой, в которой пилоты ЧФ единолично, без помощи со стороны «сухопутников», противостояли врагу, так как впоследствии они работали совместно с 4, 5 и 8 ВА. 

Битва эта была сложной, JG77 заматерела и действовала крайне агрессивно и успешно. Тем не менее, пилоты ЧФ вовсе не выглядели статистами, бои шли с переменным успехом. 

Так, 6 апреля Наумов добился ярчайшей победы, сбив выдающегося аса Рудольфа Шмидта, имевшего 42 победы на счету, при попытке того атаковать Пе-2. Шмидт атаковал внезапно, но столь же быстро среагировал и Наумов. До этого 15 января в бою пилоты 8 иап фатально повредили самолёт другого яркого аса, Эдуарда Искена. Весной немцы сбили много советских пилотов, достаточно успешно они воевали в мае 42 года, однако опытных асов им уничтожить не удалось. Да и в принципе ВВС ЧФ сохранили полную боеспособность. Стоит отметить одну важную черту пилотов ЧФ, это относится, конечно, в большей степени к 6 гиап, 8 и 32 иап. Пилотов этих полков было очень трудно застать врасплох, лучшее оружие немцев – внезапные атаки, тут почти не работали. Полки применяли систему подстраховок, пробовали интересные построения и в целом действовать всегда старались в атакующем ключе, вне зависимости от задания. JG77 приходилось вести групповые бои и, отдадим должное врагу, делали они это неплохо. Из побед немцев весной стоит выделить сбитого 16 апреля Ватолкина Льва Константиновича, да и то он спасся с парашютом. Сбил его Антон Хакль, сильнейший ас JG77. 

Герой Советского Союза Ватолкин Лев Константинович
Герой Советского Союза Ватолкин Лев Константинович

В июне бои приняли характер особо ожесточённый, но и в этом месяце, пожалуй, больше досталось оппонентам ЧФ. Уже 1 июня пилоты 6 гиап сильно повредили самолёт аса Вильгельма Буркхардта, его пришлось списать. 4 июня ранен был в бою лучший ас 9 иап Хряев Василий Ильич, причём его командир II группы JG77 Антон Мадер заявил сбитым, но Хряев сохранил самолёт и сам вскоре вернулся в строй. 8 июня состоялся большой и несколько сумурный бой с участием 6 гиап и 9 иап, который распался на несколько схваток, причём, если 9 иап потерял два самолёта, то 6 гиап отработал успешно, а Михаил Васильевич Авдеев пополнил счёт на ещё один самолёт, сбив Вольфганга Верхагена, имевшего на счету 12 побед. Тот выбыл безвозвратно. Обоих сбитых пилотов 9 иап удалось спасти, но, если Давид Ефимович Нихамин, прекрасный ас, бывший командир 101 оиаэ, был сильно ранен и надолго выбыл, то второй пилот, Берестовский Андрей Федорович, тоже в будущем яркий ас, избежал ранений и уже на следующий день в бою, обороняя и-153 своего же полка, нанёс фатальные повреждения самолёту самого командира JG77 Гордона Голлоба. 

Бои здесь затихли до 43 года. К сожалению, небоевые потери были. Так, в аварии погиб командир 32 иап, отличный организатор и хороший ас Наум Захарович Павлов, 23 сентября. Сменил его тоже весьма достойный человек, Иван Степанович Любимов. 

Наум Захарович Павлов
Наум Захарович Павлов

Герой Советского Союза Иван Степанович Любимов
Герой Советского Союза Иван Степанович Любимов

В 43 году снова пилотам ЧФ предстояли серьёзные бои. Они активно участвовали в боях в небе Кубани. Впрочем, все же ключевую роль в этих боях играли полки 4 и 5 ВА, весьма многочисленные. Но, стоит отметить, именно пилоты лучших черноморских полков проявили себя здесь особенно хорошо. К тому времени произошли изменения и в руководстве 6 гиап: Юмашев отравился на повышение, его сменил Авдеев, прекрасный ас и командир. Став командиром, он продолжал активно вести бои. 

Весной пилоты ЧФ понесли несколько довольно тяжелых потерь. Так, 22 марта, сопровождая «Илы», в бою погиб ас 6 гиап Спиров Николай Алексеевич, имевший 7 побед на счету. Сбил его немецкий ас JG52 Гюнтер Толль. 4 мая погиб в бою штурман 6 гиап Зяблинцев Николай Никандрович, имевший 8 побед на счету. Сбил его Вернер Кваст, сильный ас JG52, но при этом – жестокий убийца, постоянно добивающий сбитых пилотов. 6 мая 6 гиап потерял сразу двух асов – Лазутина Николая Яковлевича, 6 побед, и Тимошевского Николая Григорьевича, 7 побед. Сбили их пилоты 5 отряда JG52 Виктор Петерманн и Отто Шиккетанц. 

Строй самолетов 6 гиап ВВС ЧФ. Весьма известна другая фотография звена этого полка, данное же фото известно гораздо меньше.
Строй самолетов 6 гиап ВВС ЧФ. Весьма известна другая фотография звена этого полка, данное же фото известно гораздо меньше.

В свою очередь, пилоты ЧФ сбили двух асов Хорватии: 13 мая Авдеев фатально повредил, используя эффект внезапности, самолёт второго аса Хорватии Цвитана Галича. 24 мая пилоты 6 гиап сильно повредили самолёт боснийца Штафета Бошкича. В тот же день ас 11 гиап Тащиев Сурен Амбарцумович добился самой яркой победы пилотов ЧФ весной 43 года – он стремительной атакой сбил аса Карла Ритценбергера, имевшего 21 победу на счету, тот упал в море и утонул. 

Самолёт Героя Советского Союза Михаила Васильевича Авдеева с изображением орла.
Самолёт Героя Советского Союза Михаила Васильевича Авдеева с изображением орла.

В целом, в отличие от «сухопутников», черноморцы в этих боях серьёзно не пострадали, показав весьма высокую степень организации. Летом здесь остались весьма ограниченные силы, и черноморцы ходили на задание отдельными звеньями, а 11 гиап на «Кобрах» даже предпринимал смелые рейды на свободный поиск врага. 11 июня пара Краснова Петра Александровича во время такого поиска чуть не сбила Хельмута Липферта, который был атакован спереди и сзади, самолёт его загорелся, но он смог все же довести его до аэродрома. 11 июля, ровно через месяц, Краснов сбил в ходе подобной же охоты Альфреда Леманна, имевшего 22 победы на счету, и тому повезло меньше: он погиб. На сей раз Леманн атаковал первым, но пару Краснова выручила отменная внимательность. 20 июня неизвестный пилот того же полка подбил вышеупомянутого Бошкича, причём он вообще в одиночку осуществлял сопровождение «Илов» и р-10, даже без ведомого. 

"Аэрокобра" из состава 11 гиап с избежанием кота. Полк этот был единственным черноморским полком, летавшим на таких истребителях
"Аэрокобра" из состава 11 гиап с избежанием кота. Полк этот был единственным черноморским полком, летавшим на таких истребителях

Следующие два эпизода связаны с именем Кваста. 16 июля он сбил аса 9 иап Хряева Василия Ильича, имевшего 15 побед на счету. Пожалуй, это была самая тяжёлая потеря аса за всё время существования ВВС ЧФ. Этот бой хорошо описан в литературе. К сожалению, Хряев остался сначала в паре с ведомым против группы бф-109, отбивая атаки по «Илам», а потом и один. Ему не хватило чуть-чуть… Судя по всему, жестокий Кваст добил его при спуске с парашютом. 

Герой Советского Союза Хряев Василий Ильич
Герой Советского Союза Хряев Василий Ильич

А 7 августа наконец был сбил и попал в плен и сам Кваст, имевший 84 победы на счету. Его сбил ценой своей жизни пилот того же 9 иап Калинин Василий Александрович. Вовремя заметив атаку врага, он быстро развернул свой самолёт и встретил Кваста в лоб. Самолёты столкнулись, Калинин погиб, Кваст попал в плен. 

Выдающиеся асы 9 иап ВВС ЧФ - Берестовский Андрей Федорович, Платонов Иван Семенович, Безлатный Павел Антонович. Полк этот не так известен, как 6 гиап или 11 гиап, однако он достаточно успешно проявил себя в боях
Выдающиеся асы 9 иап ВВС ЧФ - Берестовский Андрей Федорович, Платонов Иван Семенович, Безлатный Павел Антонович. Полк этот не так известен, как 6 гиап или 11 гиап, однако он достаточно успешно проявил себя в боях

К сожалению, 25 сентября погиб лучший ас 11 гиап, Тащиев Сурен Амбарцумович, имевший 11 побед на счету. 12 «Кобр» полка сопровождали девять «Пе-2», немцы начали атаковать ещё на походе к цели и сбили одну «Кобру», отличился ас Йоханн-Херманн Майер. Затем уже над целью завязался полноценный ожесточённый бой, в котором и был сбит Тащиев. Отличился Пауль Дэне, тоже известный немецкий ас… 

Герой Советского Союза Тащиев Сурен Амбарцумович
Герой Советского Союза Тащиев Сурен Амбарцумович

Очередной страницей в летописи ЧФ были бои в небе Керчи. Эти бои прекрасно описал Лавриненко. Впрочем, как выше нами было отмечено, ВВС ЧФ весь 43 год выполняли работу вспомогательную, основная приходилась на счёт 4 ВА. К этим боям примыкают бои весной 44 года в Крыму, которые, по большому счету, стали завершающим этапом в истории ЧФ.

В ходе боев в небе Керчи зимой 43/44 года 6 гиап потерял 10 февраля Костючкова Александра Платоновича, имевшего 7 побед на счету, а в ходе весенних боев был тяжело ранен Москаленко Георгий Васильевич, имевший 9 побед на счету. Больше никто из асов-черноморцев в ходе тех боев не был убит или тяжело ранен. 

Костючков Александр Платонович
Костючков Александр Платонович

Из побед стоит отметить отличный бой 1 апреля 6 гиап, когда Кологривов Михаил Михайлович, отбивая атаки бф-109 по группе истребителей, сбил два самолёта, оба пилотировали асы. Погиб Ханс-Вернер фон Рудлофф, имевший 10 побед, а второй ас люфтваффе Герхард Баркхорн, несмотря на многочисленные повреждения своего самолёта, дотянул до берега и посадил там бф-109 на брюхо. Эту яркую победу Кологривову даже не зачли. 22 апреля при атаке врага на бомбардировщики лётчик Томашевский Александр Николаевич из 43 иап ВВС ЧФ (кстати, очень мало известный полк) сбил Фердинанда Классена, имевшего 20 побед. А 8 мая тот же Кологривов сбил хорошего начинающего аса Хайнца Кра, который был серьёзно ранен. 

Самолёт лучшего аса 9 иап ВВС ЧФ Шитова Юрия Павловича с эмблемой льва. Несмотря на то, что Шитов был прекрасный ас, с дисциплиной у него были большие проблемы.
Самолёт лучшего аса 9 иап ВВС ЧФ Шитова Юрия Павловича с эмблемой льва. Несмотря на то, что Шитов был прекрасный ас, с дисциплиной у него были большие проблемы.

Летом 43 года в небе Румынии пилоты ЧФ почти не вели боев с вражеской авиацией, однако именно в этот период им удалось добиться двух заключительных и очень ярких побед над немецкими асами в один день. Это было 23 августа, в разных боях. Но, если Липферт, который уже имел негативный опыт встреч с пилотами ЧФ, был лишь подбит пилотом Вороновым Владимиром Ивановичем и совершил вынужденную посадку на брюхо, то Хайнц Захсенберг, подвергшийся образцовой внезапной парной атаке парой Маслова Бориса Васильевича, был тяжело ранен и, хотя и пытался вернуться после этого в строй, по сути выбыл. Надо ли говорить, что эта победа на счету 6 гиап? 

Маслов Борис Васильевич
Маслов Борис Васильевич

Итак, можно подводить итоги. Мы видим, что, хотя действия пилотов ЧФ по масштабу действительно намного меньше, чем действия пилотов КБФ и СФ, однако действовали они прекрасно. Высокая степень организованности, объективность в оценке успехов, нацеленность на атаку и невероятное упорство в бою – эти качества отличали полки черноморцев. Поэтому они и потери несли не столь высокие, как пилоты КБФ и, пожалуй, даже пилоты СФ, если брать 43 год, и успехов добились выдающихся. Список асов, которые были сбиты черноморцами, внушает уважение. Баркхорн, Липферт, Лассе, Шмидт, Захсенберг, Кваст, Винтергерст – это только самые яркие имена вражеских асов, сбитых черноморцами. 

Кстати, стоит отметить ещё один немаловажный фактор. Пилоты СФ бились с JG5, качества которой все же были не очень высоки, по немецким меркам. Пилоты КБФ значительную часть времени бились против финнов, которых тоже не назвать великими пилотами. А вот пилоты ЧФ на протяжении всей Войны бились против лучших – сначала JG77, потом против JG52. И бились достойно. Как нами не раз было упомянуто, пилоты ЧФ смогли добиться очень важного качества, ключевого в бою с асами немцев: они научились нейтрализовывать их внезапные атаки. Это было невероятно трудно, однако факт: немцам против лучших черноморских полков такие атаки практически не удавались. Пилоты ЧФ были очень внимательны. 

Пилоты 9 иап ВВС ЧФ.
Пилоты 9 иап ВВС ЧФ.

Конечно, стоит отметить и ещё одно важное качество ВВС ЧФ – здесь особенно сильно заметен был разрыв между полками, составлявшими элиту, и чернорабочими. Как мы уже отмечали, в составе ЧФ было три сильных полка: 6 гиап, 11 гиап и 9 иап, причём между ними тоже был довольно сильный разрыв. Так, 6 гиап сбил 12 асов врага, 11 гиап 5 асов, а 9 иап только три. 

Все же остальные полки ЧФ были мало известны, плохо вооружены, не имели в составе сильных асов. Но, к слову сказать, потери их при этом не были ужасающе велики, так как основную боевую работу делали именно элитные полки. Элитный полк – это не только привилегии, возможность получить награды и Звания и войти в число выдающихся асов. Это, прежде всего, высокая ответственность и усиленная боевая работа. 

Лучшим мастером в составе ЧФ по истреблению асов врага был, конечно же, Михаил Васильевич Авдеев, который сбил четырёх вражеских асов. Отметим и Кологривова Михаила Михайловича, сбившего трех асов врага. 

На этом мы завершаем цикл наших работ, посвящённых победам советских пилотов над немецкими асами. Подведем краткие итоги. 

Полки, которые добились успехов в уничтожении асов врага, можно разделить на несколько больших групп. Первая группа – это полки, которые задуманы были как элитные, имели ряд асов в составе, вооружались современными самолётами и полностью себя оправдали, добившись огромных успехов в боях с немецкими асами, при этом сами несли потери не слишком большие. Сюда мы отнесем 40 гиап, 9 гиап, 19 гиап, 29 гиап, 14 гиап, 5 гиап, 32 гиап, 64 гиап, 65 гиап, 100 гиап, 42 гиап, 28 гиап, 30 гиап, 3 гиап и 176 гиап. Сюда же мы отнесем два полка ВМФ – 2 гиап СФ и 6 гиап ЧФ. Как видим, все эти полки имели Гвардейский статус, их пилоты пользовались привилегиями, удостаивались наград. Отметим, что далеко не все полки, задуманные как элитными, такими стали. К примеру, так и не стали элитными 101 гиап, 1 гиап, 2 гиап и, пожалуй, 16 гиап. Но все же в большинстве случаев элитные полки оправдывали свое создание. 

Другая многочисленная группа – это полки, которые изначально не имели статуса элиты, но в ходе Войны отлично себя показали и стали неформальной элитой. Не имея формального статуса элитных полков, эти полки имели в составе ряд сильных асов и проявили себя в боях с немецкими асами прекрасно. Сюда можно отнести следующие полки: 4 иап, 15 иап, 18 гиап, 728 иап, 151 гиап, 812 иап, 866 иап, 721 иап. Эти полки ни по составу, ни по успехам в боях с немецкими асами не уступали полкам элитным.

Третья группа – это полки, которые не считались никогда элитными или выдающимися, не имели в составе большого количества асов и не имели официально большого количества побед, но реально добились отличных успехов в боях с немецкими асами. Сюда мы отнесем 21 иап, 66 иап, 269 иап, 979 иап, 611 иап, 116 гиап, 176 иап, 248 иап, 168 гиап, 211 гиап, 41 иап, 191 иап, а также 255 иап и 20 иап ВВС СФ. Все эти полки известны мало, но, как мы выяснили, на деле они не уступали полкам двух первых категорий. 

Четвёртая категория – полки, которые весьма успешно сбивали вражеских асов, но и сами несли достаточно большие потери. Полки эти в основном были полками остроатакующего типа с сильным составом, но организация боя порой оставляла желать лучшего. Сюда мы отнесем 86 гиап, 63 гиап, 104 гиап, 67 гиап, 115 гиап, 129 гиап, 116 иап, 159 иап, 27 гиап, 103 гиап, а также 3 и 4 гиап ВВС КБФ. Как видим, в основном в этом списке полки, считавшиеся элитными. 

Ну и, наконец, последняя группа – это полки, которые можно назвать «крепкие середняки». Они неплохо бились с немецкими асами, но по успехам в этой борьбе уступают вышеперечисленным, а также несли потери в рамках допустимого. Это 41 гиап, 88 гиап, 91 иап, 73 гиап, 66 гиап, 43 иап, 72 гиап, 111 гиап, 178 гиап, 20 гиап и 11 гиап ВВС ЧФ. Как легко заметить, эти полки тоже почти все имеют Гвардейский статус. Однако до по-настоящему мощных полков они не доросли.

Как видим, в целом полков, достигших больших успехов в борьбе с немецкими асами, достаточно много. Все перечисленные полки мы можем отнести к отличным и очень хорошим. Их наличие опровергает либеральные бредни о слабости Советской авиации. 

Конечно, надо не забывать и о тех полках, которые в подборке не оказались. Конечно же, таких полков также очень много. Среди них есть те, которые задуманы были как элитные, но так ими и не стали, а также те, которые были «чернорабочими», но не смогли добиться больших успехов. К сожалению, большая численность истребительной авиации Советского Союза имела не только плюсы, но и минусы, выражавшиеся в том, что попросту было невозможно все полки оснастить сильными пилотами. И некоторые полки были откровенно на слабом счету у начальства. У таких полков важнейшую роль играл командир. Если у полка командир был толковый, то полк имел шансы выделиться из общей массы и даже дорасти до элитного. Но при отсутствии такого командира полк порой действовал очень неудачно. Именно отсутствие достойного командира помешало ряду полков, даже изначально сильных, добиться выдающихся успехов. 

Полки делятся на те, которые делали упор на индивидуальные действия, и на те, которые хорошо работали группой. Утомлять читателя перечислением мы не будем, лишь скажем, что на Северном участке фронта более эффективна была групповая тактика, на южном – индивидуальная. 

На этом мы завершаем цикл наших исследований. Большое спасибо нашим читателям. Вечная память тем, кто в Небе ковал нашу Победу. 

При создании статей нами использованы следующие источники

Материалы сайта  https://m.pamyat-naroda.ru/

Фотоматериалы, оперативные и итоговые документы, Журналы боевых действий, наградные документы.

Материалы сайта http://allaces.ru/ 

Базы побед Советских и немецких пилотов, документы, описания боев

Материалы сайта http://soviet-aces-1936-53.ru/ 

Фотоматериалы, базы побед Советских пилотов, потери Советских пилотов

Материалы сайта https://ava.org.ru/iap.html Фотоматериалы, описания истребительных полков Советских ВВС

Статьи, опубликованные на сайте https://proza.ru/

Авторство: Дмитрий Марченко 2, Иван Лавриненко, Олег Каминский, Владимир Савончик, Андрей Грачев 2

Материалы сайта «вконтакте» - статьи авторов Ивана Лавриненко, Michael Traurig

Цапов, Иван Иванович. Гвардейцы Балтики крылатой: ист. Очерк боевого пути 1-й гвард. Краснознам. Выборг. Истребит. Авиац. Дивизии ВВС ДКБФ, (1941-1945 гг.) / И. И. Цапов, В. Н. Конев, Ю. А. Мясников. — Москва : Дельта НБ, 2006

Феоктистов С. И. В небе Туапсе. — Туапсе, 1995.

 Опубликованные на сайте https://www.prlib.ru/section/677171 Хроники Великой Отечественной Войны Советского Союза на Северном Морском театре, на Черноморском театре и на Балтийском море и Ладожском озере

Воспоминания Советских пилотов: Скоморохов Н.М. Боем живет истребитель. — М.: Воениздат, 1975., Ситковский А. Н. В небе «Соколы». — Махачкала: Даг. Кн. Изд-во, 1990., Кожедуб И.Н. Верность Отчизне. — М: Детская литература, 1969., Ворожейкин А.В. Солдаты неба. — М.: Воениздат, 1986, Голубев В. Ф. Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000., 

Каберов И. А. В прицеле свастика. — Л.: Воениздат, 1975. Покрышкин А.И. Небо войны. — М.: Воениздат, 1980

Электронная база офицеров люфтваффе с указанием потерь самолётов Career Summaries - Luftwaffe Officers 1935 – 1945

Многотомная книга: Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock: Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945