"...истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту" (Кол.2:14 СинП)
Проф. богословия Лопухин в конце 19 века приводит следующее толкование:
"Кол 2:14. истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
Что касается Иудеев, то им (к ним Ап. присоединяет и себя самого — «о нас») также Бог простил грехи, «истребив» — έξαλείψας — точнее: изгладив, вытерши при этом «рукописание» или долговое обязательство(!), какое дали Евреи при Синае, обязавшись исполнять волю Божию. Рукописание это было составлено в форме определенных точных постановлений (τοις δόγμασιν — по-русски не точно: «истребив учением» ср. Еф IÏ15). — «Против нас». Мы не имели силы исполнить условия этой расписки, и она висела пред нами, загораживая нам путь к Богу. — «Взял от среды», — т. е. уничтожил (ср. 2 Сол.2:7). — «Пригвоздил ко кресту», т. е. Своими крестными страданиями Христос уничтожил силу этого обязательства, и самая наша расписка, уже совершенно потерявшая все свои письмена, была повешена Им на Свой крест, в знак того, что она уже недействительна."
Чтобы точнее разобраться, необходимо обратить внимание, что Павел на языке оригинала использует слово χειρόγραφον, образованное из двух слов "руко" и "писание" (написанное рукой).
χειρόγραφον (G5498) рукописание. Используется как термин для обозначения долговой расписки, лично подписанной должником (Abbott; Moule; LAE, 334). Об иудейских долговых расписках и об использовании этого слова в иудейских апокалиптических писаниях по отношению к книге, в которой записаны все добрые и дурные дела людей, см. Dunn; SB, 3:628; Lohse.
Стронг для Колоссянам 2:14 — Кол 2:14 — текст с номерами Стронга: https://bible.by/strong/58/2/14/
И еще раз: РУКОписание!
А как был написан Закон Бога, который Он дал народу через Моисея, и который был позднее положен в ковчег завета?
"И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим."
Исход 31 глава — Библия: https://bible.by/syn/2/31/#18
Итак, ясно видно, что апостол Павел не имеет здесь ввиду Закон Бога, 10 заповедей Завета, святой и праведный, который был написан не рукою человека, а самим Богом (поэтому его не называли "рукописание"). Зато известно, что было записано рукой человека:
"Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца,
25 тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав:
26 возьмите сию книгу закона и положите её одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством против(!) тебя..."
Второзаконие 31 глава — Библия: https://bible.by/syn/5/31/
Заметьте, что эта часть Закона (или приложение к Закону), которая была записана уже непосредственно рукой Моисея, а не перстом Бога и не на каменных скрижалях, была положена не в ковчег завета, а «одесную ковчега завета»! И именно эти слова были «свидетельством против(!)» народа завета: "бывшее о нас рукописание, которое было против нас" (Кол.2:14).
Удостоверимся контекстом. Посмотрим сам текст этой части Закона и ее заключительной "песни", которая свидетельствовала против народа и находилась по правую сторону от ковчега завета:
"И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; призови Иисуса, и станьте у скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришёл Моисей и Иисус, и стали у скинии собрания.
И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии.
И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лицо Моё от них, и он истреблён будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?»
и Я сокрою лицо Моё от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам.
Итак, напишите себе слова песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи её в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых; ибо Я введу их в землю, как Я клялся отцам их, где течёт молоко и мёд, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой, и когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их. Я знаю мысли их, которые они имеют ныне, прежде нежели Я ввёл их в землю, о которой Я клялся.
И написал Моисей песнь сию в тот день и научил ей сынов Израилевых.
И заповедал Господь Иисусу, сыну Навину, и сказал ему: будь твёрд и мужествен, ибо ты введёшь сынов Израилевых в землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобою.
Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца,
тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав:
возьмите сию книгу закона и положите её одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя;
ибо я знаю упорство твоё и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей?"
(Второзаконие 31:14-27 СинП)
Как видно, это рукописание было напоминанием для народа, где Бог говорит, что из-за упорства и греха народ будет нарушать Закон своего Творца, тем самым навлекая на себя наказания и проклятия нарушения Закона и своей клятвы, ведь народ поклялся исполнять Закон Бога. Этот свиток являлся «свидетельством против» народа завета, когда они совершали то, что было записано в частности и в этой песне.
Итак, был ли святой Закон Бога пригвожден и отменен, или проклятия Закона?
"Христос избавил нас от проклятия Закона, приняв проклятие вместо нас на Себя, потому что сказано: «Проклят тот, кто повешен на дереве»." (Послание к Галатам 3:13)
Таким образом, мы подошли к еще одному важному вопросу и выражению, которое часто понимается неверно, вне контекста и сопоставления с другими текстами апостола Павла и всего Писания… А именно: «вы не под Законом» (Рим.6:14). Если учесть, что Павел писал, что Христос избавил нас не от Закона, а «от проклятия Закона» (Гал.3:13), то и выражение «вы не под Законом» стоит понимать примерно также: вы не под проклятием Закона (не под клятвою). Видно ли это из контекста и других текстов апостола Павла и всего Писания? Да.
Об этом поговорим далее...